Установка межевых знаков
Подборка наиболее важных документов по запросу Установка межевых знаков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 60 "Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения" ЗК РФ"Суд апелляционной инстанции признал заключение судебной экспертизы в качестве допустимого и достоверного доказательства, руководствуясь статьями 11.1, 42, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 209, 261, 263, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что ФИО1 возвела новый забор на границе между земельными участками сторон, место установки забора определила не во исполнение судебного постановления, вступившего в законную силу, учитывая, что заявленный истцом способ защиты гражданских прав предусмотрен положениями статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции решение суда отменил, принял о делу новое решение, которым возложил на ответчика обязанность демонтировать забор, расположенный на смежной границе земельного участка с кадастровым номером 02N и земельных участков с кадастровыми N (ранее земельный участок с кадастровым N от точки 2 до точки 3, не чинить препятствия в установке долговременных межевых знаков на смежной границе земельного участка с кадастровым номером N земельных участков с кадастровыми N, определенных в координатах, установленных в ЕГРН."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое межевые знаки и как они устанавливаются
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как устанавливаются межевые знаки
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как устанавливаются межевые знаки
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)По мере формирования затрат счет 08 дебетуют. Аналитический учет ведут по каждому участку в разрезе статей затрат, установленных учетной политикой. При этом счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" корреспондирует со счетами: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость земельного участка; 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - расходы по межеванию, регистрации, консультационные и другие услуги; 10 - при списании материалов, израсходованных на обустройство меж и обозначение границ земельных участков; 70, 69 - при начислении зарплаты и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве работникам, занятым установкой на местности межевых знаков, и т.п.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)По мере формирования затрат счет 08 дебетуют. Аналитический учет ведут по каждому участку в разрезе статей затрат, установленных учетной политикой. При этом счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" корреспондирует со счетами: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость земельного участка; 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - расходы по межеванию, регистрации, консультационные и другие услуги; 10 - при списании материалов, израсходованных на обустройство меж и обозначение границ земельных участков; 70, 69 - при начислении зарплаты и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве работникам, занятым установкой на местности межевых знаков, и т.п.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственной геодезической сети, нивелирных пунктов государственной нивелирной сети, гравиметрических пунктов государственной гравиметрической сети, а также геодезических пунктов геодезических сетей специального назначения, создание которых организовано органами государственной власти, органами местного самоуправления, и обеспечения доступа к ним;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственной геодезической сети, нивелирных пунктов государственной нивелирной сети, гравиметрических пунктов государственной гравиметрической сети, а также геодезических пунктов геодезических сетей специального назначения, создание которых организовано органами государственной власти, органами местного самоуправления, и обеспечения доступа к ним;
Статья: Обычай как источник правового регулирования отношений собственности в Российской Федерации
(Караваева Я.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)- в-четвертых, обычаи могут устанавливать пределы осуществления прав собственника при применении мер самозащиты. Например, распространено правило, в силу которого собственник в целях защиты права собственности на свое имущество (земельный участок, жилой дом и т.д.) возводит забор по периметру участка. Нормативные правовые акты не упоминают именно такого способа реализации собственником участка своих правомочий по владению и пользованию имуществом, а также ограничению доступа третьих лиц на свой участок. С точки зрения землеустройства для определения местоположения земельного участка на местности и отграничения его от иных земельных участков (естественно-географических границ земельного участка) достаточно определить площадь земельного участка и составить чертеж его границ. Установление межевых знаков как обозначений характерных точек границ объектов землеустройства, которые используются для их закрепления в силу ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О землеустройстве" <18>, обязательно только для таких объектов землеустройства, как территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий. Типы межевых знаков и требования к их установке закреплены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 (ред. от 17.05.2016) "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства" <19>, Приказом Минэкономразвития РФ от 31.12.2009 N 582 "Об утверждении типов межевых знаков и порядка их установки (закладки)" <20>. В отношении иных земельных участков законодательством не установлено требований по закреплению характерных точек их границ межевыми знаками. Следовательно, постройка забора является правовым обычаем, который уходит своими корнями в глубокую древность. Так, статья 34 Русской Правды (Краткой) (1054 - 1169 гг.) предусматривала имущественную ответственность в виде 12 гривен штрафа за нарушение межевых знаков. Пространная Русская Правда (ст. 72) предусматривала наказание в виде 12 гривен продажи за нарушение и уничтожение межей, установку тына (забора, ограды), нарушающего границы дворового участка (дворной межи) <21>.
(Караваева Я.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)- в-четвертых, обычаи могут устанавливать пределы осуществления прав собственника при применении мер самозащиты. Например, распространено правило, в силу которого собственник в целях защиты права собственности на свое имущество (земельный участок, жилой дом и т.д.) возводит забор по периметру участка. Нормативные правовые акты не упоминают именно такого способа реализации собственником участка своих правомочий по владению и пользованию имуществом, а также ограничению доступа третьих лиц на свой участок. С точки зрения землеустройства для определения местоположения земельного участка на местности и отграничения его от иных земельных участков (естественно-географических границ земельного участка) достаточно определить площадь земельного участка и составить чертеж его границ. Установление межевых знаков как обозначений характерных точек границ объектов землеустройства, которые используются для их закрепления в силу ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О землеустройстве" <18>, обязательно только для таких объектов землеустройства, как территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий. Типы межевых знаков и требования к их установке закреплены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 (ред. от 17.05.2016) "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства" <19>, Приказом Минэкономразвития РФ от 31.12.2009 N 582 "Об утверждении типов межевых знаков и порядка их установки (закладки)" <20>. В отношении иных земельных участков законодательством не установлено требований по закреплению характерных точек их границ межевыми знаками. Следовательно, постройка забора является правовым обычаем, который уходит своими корнями в глубокую древность. Так, статья 34 Русской Правды (Краткой) (1054 - 1169 гг.) предусматривала имущественную ответственность в виде 12 гривен штрафа за нарушение межевых знаков. Пространная Русская Правда (ст. 72) предусматривала наказание в виде 12 гривен продажи за нарушение и уничтожение межей, установку тына (забора, ограды), нарушающего границы дворового участка (дворной межи) <21>.
Статья: Правовое регулирование землепользования в районах речного судоходства во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Государственного архива Новгородской области)
(Тимофеев А.В.)
("Транспортное право", 2024, N 4)В ответ на запрос урядника община крестьян деревни Поляна Казикинской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии подала общественное прошение. В документе сообщалось, что крестьяне без недоимок уплачивают казенные повинности за сенокосные места на расстоянии трех четвертей версты около реки Мсты. Во время же сооружения "обхода (канавы)" по данной территории Министерством путей сообщения "означенное место было обращено в пользу водяной части неизвестно по какой причине без всякого за то вознаграждения". Со времени сооружения канавы прошло около 40 лет. На месте не было установлено никаких межевых знаков и столбов, доказывающих, что территория действительно принадлежит "водяной локации". Министерством не было объявлено крестьянам об изъятии из их собственности данной земли <7>.
(Тимофеев А.В.)
("Транспортное право", 2024, N 4)В ответ на запрос урядника община крестьян деревни Поляна Казикинской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии подала общественное прошение. В документе сообщалось, что крестьяне без недоимок уплачивают казенные повинности за сенокосные места на расстоянии трех четвертей версты около реки Мсты. Во время же сооружения "обхода (канавы)" по данной территории Министерством путей сообщения "означенное место было обращено в пользу водяной части неизвестно по какой причине без всякого за то вознаграждения". Со времени сооружения канавы прошло около 40 лет. На месте не было установлено никаких межевых знаков и столбов, доказывающих, что территория действительно принадлежит "водяной локации". Министерством не было объявлено крестьянам об изъятии из их собственности данной земли <7>.
Статья: Соседские правоотношения: баланс интересов соседей и государства. Опыт Германии и Швейцарии
(Щербаков А.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 4)Некоторые ученые отмечают, что частноправовое регулирование соседских отношений в Швейцарии по своей роли уступает публичным нормам <10>, это в том числе подтверждается приведенными выше швейцарскими публично-правовыми строительными правилами. Важная норма, подтверждающая большую роль публичного права в соседских отношениях в Швейцарии, - это арт. 702 ШГК: "Конфедерация, кантоны и коммуны оставляют за собой право вводить ограничения на владение землей для общего блага, в частности, в отношении строительства, пожарной и медицинской полиции, лесного хозяйства и дорожной системы, растяжек, установки межевых и геодезических знаков, улучшения земель, дробления поместий, объединения сельских земель и земель под застройку, сохранения древностей и природных памятников, защиты ландшафтов и видовых точек от уродования и охраны целебных источников". Фактически она предоставляет дополнительные полномочия органам публичной власти ограничивать право собственности, в том числе в соседских отношениях.
(Щербаков А.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 4)Некоторые ученые отмечают, что частноправовое регулирование соседских отношений в Швейцарии по своей роли уступает публичным нормам <10>, это в том числе подтверждается приведенными выше швейцарскими публично-правовыми строительными правилами. Важная норма, подтверждающая большую роль публичного права в соседских отношениях в Швейцарии, - это арт. 702 ШГК: "Конфедерация, кантоны и коммуны оставляют за собой право вводить ограничения на владение землей для общего блага, в частности, в отношении строительства, пожарной и медицинской полиции, лесного хозяйства и дорожной системы, растяжек, установки межевых и геодезических знаков, улучшения земель, дробления поместий, объединения сельских земель и земель под застройку, сохранения древностей и природных памятников, защиты ландшафтов и видовых точек от уродования и охраны целебных источников". Фактически она предоставляет дополнительные полномочия органам публичной власти ограничивать право собственности, в том числе в соседских отношениях.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. В ч. 5 комментируемой статьи говорится о способах определения местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. По общему правилу оно устанавливается посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Характерные точки границ земельного участка - это места, в которых устанавливаются межевые знаки и по которым определяют координаты границ земельного участка.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. В ч. 5 комментируемой статьи говорится о способах определения местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. По общему правилу оно устанавливается посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Характерные точки границ земельного участка - это места, в которых устанавливаются межевые знаки и по которым определяют координаты границ земельного участка.