Условия назначения муниципальной пенсии
Подборка наиболее важных документов по запросу Условия назначения муниципальной пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Пенсия муниципальным служащим (в том числе за выслугу лет)
(КонсультантПлюс, 2025)Наличие дефицита бюджета муниципального образования само по себе не может являться основанием для признания недействующим нормативного правового акта, которым определены условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет
(КонсультантПлюс, 2025)Наличие дефицита бюджета муниципального образования само по себе не может являться основанием для признания недействующим нормативного правового акта, которым определены условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16 "Фиксированная выплата к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Муниципальные служащие имеют право на получение государственной пенсии за выслугу лет дополнительно к страховой пенсии по старости или по инвалидности при определенных условиях, в частности, при наличии необходимого стажа муниципальной службы. В 2025 г. его продолжительность составляет 19,5 лет. Кроме того, актами органов местного самоуправления могут определяться дополнительные условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов. Однако при этом нельзя устанавливать зависимость стажа для целей назначения пенсии муниципальной службой исключительно в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования (п. 2 ст. 5, п. п. 1, 2, 4 ст. 7 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; Приложение 2 к Закону N 166-ФЗ; п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 25 Закона N 25-ФЗ; Положение, утв. Постановлением администрации городского округа Электросталь МО от 07.05.2018 N 381/5; п. 42 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Муниципальные служащие имеют право на получение государственной пенсии за выслугу лет дополнительно к страховой пенсии по старости или по инвалидности при определенных условиях, в частности, при наличии необходимого стажа муниципальной службы. В 2025 г. его продолжительность составляет 19,5 лет. Кроме того, актами органов местного самоуправления могут определяться дополнительные условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов. Однако при этом нельзя устанавливать зависимость стажа для целей назначения пенсии муниципальной службой исключительно в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования (п. 2 ст. 5, п. п. 1, 2, 4 ст. 7 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; Приложение 2 к Закону N 166-ФЗ; п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 25 Закона N 25-ФЗ; Положение, утв. Постановлением администрации городского округа Электросталь МО от 07.05.2018 N 381/5; п. 42 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019).
Статья: Организационно-правовая форма юридического лица - работодателя как критерий дифференциации условий досрочного пенсионного обеспечения работников
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Изначально редакция подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173 закрепляла более жесткие условия пенсионирования - работа в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П <10> норма признана не соответствующей ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 и 2 ст. 39, ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ <11> ввиду установления различий в условиях приобретения пенсионных прав исключительно по критерию формы собственности, что не отвечает требованиям равноправия. Особо подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации - форма собственности как таковая не может служить обоснованным и достаточным основанием для дифференциации условий назначения пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения, и "то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий". Законодатель скорректировал подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173, ограничившись указанием на учреждения здравоохранения, без упоминания их формы собственности <12>. "Новеллы" несколько снизили остроту вопроса, позволив засчитывать в льготный стаж периоды работы в частных учреждениях здравоохранения. С переходом к системе страховых пенсий норма воспроизведена в ст. 30 Закона N 400. Но для лиц, осуществляющих деятельность по охране здоровья населения в иных организациях (унитарных предприятиях, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и др.), проблема актуальна. Тем более что идея о профессиональных пенсионных системах, формирование которых предусматривалось еще в 1995 г., не получила реализации. Упомянутые системы были призваны заложить правовой механизм, гарантирующий льготные условия пенсионного обеспечения для граждан, занятых, в частности, лечебной деятельностью, но в "негосударственном секторе". Причем льготирование предполагалось адекватным и сопоставимым с публично-правовым инструментарием пенсий по выслуге лет, назначаемых досрочно (с 2001 г. - досрочных трудовых пенсий). Во многом эти несбывшиеся планы и обусловили закрепление в подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173 спорного критерия дифференциации досрочного пенсионного обеспечения. Так, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 <13> разработка предложений о системе пенсионного обеспечения для работников организаций, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения, была возложена на Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ. Однако поручение осталось без результативного исполнения, ни один из проектов федеральных законов об обязательных профессиональных пенсионных системах не был принят.
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Изначально редакция подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173 закрепляла более жесткие условия пенсионирования - работа в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П <10> норма признана не соответствующей ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 и 2 ст. 39, ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ <11> ввиду установления различий в условиях приобретения пенсионных прав исключительно по критерию формы собственности, что не отвечает требованиям равноправия. Особо подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации - форма собственности как таковая не может служить обоснованным и достаточным основанием для дифференциации условий назначения пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения, и "то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий". Законодатель скорректировал подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173, ограничившись указанием на учреждения здравоохранения, без упоминания их формы собственности <12>. "Новеллы" несколько снизили остроту вопроса, позволив засчитывать в льготный стаж периоды работы в частных учреждениях здравоохранения. С переходом к системе страховых пенсий норма воспроизведена в ст. 30 Закона N 400. Но для лиц, осуществляющих деятельность по охране здоровья населения в иных организациях (унитарных предприятиях, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и др.), проблема актуальна. Тем более что идея о профессиональных пенсионных системах, формирование которых предусматривалось еще в 1995 г., не получила реализации. Упомянутые системы были призваны заложить правовой механизм, гарантирующий льготные условия пенсионного обеспечения для граждан, занятых, в частности, лечебной деятельностью, но в "негосударственном секторе". Причем льготирование предполагалось адекватным и сопоставимым с публично-правовым инструментарием пенсий по выслуге лет, назначаемых досрочно (с 2001 г. - досрочных трудовых пенсий). Во многом эти несбывшиеся планы и обусловили закрепление в подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173 спорного критерия дифференциации досрочного пенсионного обеспечения. Так, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 <13> разработка предложений о системе пенсионного обеспечения для работников организаций, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения, была возложена на Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ. Однако поручение осталось без результативного исполнения, ни один из проектов федеральных законов об обязательных профессиональных пенсионных системах не был принят.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)1. Наличие дефицита бюджета муниципального образования само по себе не может являться основанием для признания недействующим полностью нормативного правового акта, которым на основании соответствующих норм федерального законодательства определены условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)1. Наличие дефицита бюджета муниципального образования само по себе не может являться основанием для признания недействующим полностью нормативного правового акта, которым на основании соответствующих норм федерального законодательства определены условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в данном случае - в муниципальном образовании. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии. Тем самым юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинаковая, а именно эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в данном случае - в муниципальном образовании. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии. Тем самым юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинаковая, а именно эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.
Статья: Пенсия за выслугу лет в системе государственных гарантий государственных гражданских служащих Республики Коми
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)<9> Истомина Е.А. Актуальные проблемы пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих // Муниципалитет: экономика и управление. 2018. N 3 (24). С. 92.
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)<9> Истомина Е.А. Актуальные проблемы пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих // Муниципалитет: экономика и управление. 2018. N 3 (24). С. 92.
Статья: Новая форма ЕФС-1 с 1 января 2024 года. Что изменилось?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Подраздел 1.3. Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Подраздел 1.3. Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений.
Статья: Пенсионные правоотношения: преемственность и развитие научных взглядов А.Д. Зайкина
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)И в современный период, несмотря на радикальную реформу системы финансирования пенсионного обеспечения в 90-х гг. XX в. и введение обязательных пенсионных взносов, пенсионные правоотношения сохраняют алиментарную природу как с экономической, так и с правовой точек зрения, поскольку соответствуют всем перечисленным выше признакам. Во-первых, размеры страховых пенсий имеют не прямую, а лишь весьма косвенную (через индивидуальный коэффициент) связь с величиной обязательных пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, хотя сам факт уплаты взносов и наличие страхового стажа определенной продолжительности являются необходимыми условиями для назначения страховой пенсии. Во-вторых, размеры пенсий государственных служащих исчисляются в процентах от их денежного содержания и финансируются непосредственно из федерального, регионального или муниципального бюджетов, а социальные пенсии назначаются в твердой сумме, установленной в Законе, за счет бюджетов различных уровней.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)И в современный период, несмотря на радикальную реформу системы финансирования пенсионного обеспечения в 90-х гг. XX в. и введение обязательных пенсионных взносов, пенсионные правоотношения сохраняют алиментарную природу как с экономической, так и с правовой точек зрения, поскольку соответствуют всем перечисленным выше признакам. Во-первых, размеры страховых пенсий имеют не прямую, а лишь весьма косвенную (через индивидуальный коэффициент) связь с величиной обязательных пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, хотя сам факт уплаты взносов и наличие страхового стажа определенной продолжительности являются необходимыми условиями для назначения страховой пенсии. Во-вторых, размеры пенсий государственных служащих исчисляются в процентах от их денежного содержания и финансируются непосредственно из федерального, регионального или муниципального бюджетов, а социальные пенсии назначаются в твердой сумме, установленной в Законе, за счет бюджетов различных уровней.
Вопрос: В организации кадровая служба представляла формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД и СЗВ-М, бухгалтерия отчитывалась по страховым взносам, представляя расчеты по форме 4 - ФСС. С 2023 г. сведения из данных форм представляются в Единой форме сведений ЕФС-1. Какая служба должна представлять эту форму?
(Консультация эксперта, 2023)- подраздела 1.3 "Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений" подраздела 1;
(Консультация эксперта, 2023)- подраздела 1.3 "Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений" подраздела 1;
Статья: Комментарий к Постановлению Правления ПФР от 31.10.2022 N 245п "Об утверждении единой формы "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" и Порядка ее заполнения"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)- подраздел 1.3 подраздела 1 "Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений".
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)- подраздел 1.3 подраздела 1 "Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений".
Статья: Новый отчет работодателя - форма ЕФС-1
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- подраздел 1.2 "Сведения о страховом стаже" - заполняется, когда подаются сведения о страховом стаже (например, при назначении пенсии);
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- подраздел 1.2 "Сведения о страховом стаже" - заполняется, когда подаются сведения о страховом стаже (например, при назначении пенсии);
Готовое решение: Сроки хранения документов по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)Срок хранения подраздела 1.3 подраздела 1 "Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений" - 50 лет (ст. 450 Перечня типовых управленческих архивных документов).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок хранения подраздела 1.3 подраздела 1 "Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений" - 50 лет (ст. 450 Перечня типовых управленческих архивных документов).