Упрощенное производство коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Упрощенное производство коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Бюджетные меры принуждения
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды... правильно указали, что сам по себе факт принятия решения Арбитражного суда Республики... о признании незаконным постановления министерства финансов... о назначении администрации административного наказания по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеет преюдициального значения в настоящем деле.
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды... правильно указали, что сам по себе факт принятия решения Арбитражного суда Республики... о признании незаконным постановления министерства финансов... о назначении администрации административного наказания по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеет преюдициального значения в настоящем деле.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2024 N 18АП-3003/2024 по делу N А07-37274/2023
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции изменено.Из разъяснений пункта 13 Постановления N 10 следует, что по смыслу положений пунктов 3 и 4 части 1 статьи 227 АПК РФ, части 5 статьи 28.1, статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению также дела об оспаривании постановлений административных органов об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении или о прекращении производства по делу об административном правонарушении, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, максимальный размер которого не превышает ста тысяч рублей.
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции изменено.Из разъяснений пункта 13 Постановления N 10 следует, что по смыслу положений пунктов 3 и 4 части 1 статьи 227 АПК РФ, части 5 статьи 28.1, статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению также дела об оспаривании постановлений административных органов об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении или о прекращении производства по делу об административном правонарушении, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, максимальный размер которого не превышает ста тысяч рублей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях при применении ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ и анализ судебной практики, складывающейся по результатам пересмотра постановлений о назначении административных наказаний
(Ландерсон (Тиунова) Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)"Административное право и процесс", 2021, N 4
(Ландерсон (Тиунова) Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)"Административное право и процесс", 2021, N 4
Статья: Виды производства по делам об административных правонарушениях
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Учитывая изложенное, а также наличие индивидуальных особенностей правового регулирования упрощенного, ускоренного и усложненного производств, установленных КоАП РФ, можно констатировать, что все они являются видами особого производства. Такой вывод позволяет по-иному взглянуть на имеющиеся деления производства по делам об административных правонарушениях. Представляется, что оно должно осуществляться в первую очередь на два вида: обычное и особое с возможностью дальнейшего деления последнего.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Учитывая изложенное, а также наличие индивидуальных особенностей правового регулирования упрощенного, ускоренного и усложненного производств, установленных КоАП РФ, можно констатировать, что все они являются видами особого производства. Такой вывод позволяет по-иному взглянуть на имеющиеся деления производства по делам об административных правонарушениях. Представляется, что оно должно осуществляться в первую очередь на два вида: обычное и особое с возможностью дальнейшего деления последнего.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10
(ред. от 05.04.2022)
"О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"13. По смыслу положений пунктов 3 и 4 части 1 статьи 227 АПК РФ, части 5 статьи 28.1, статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению также дела об оспаривании постановлений административных органов об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении или о прекращении производства по делу об административном правонарушении, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, максимальный размер которого не превышает ста тысяч рублей.
(ред. от 05.04.2022)
"О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"13. По смыслу положений пунктов 3 и 4 части 1 статьи 227 АПК РФ, части 5 статьи 28.1, статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению также дела об оспаривании постановлений административных органов об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении или о прекращении производства по делу об административном правонарушении, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, максимальный размер которого не превышает ста тысяч рублей.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)Ответ: Статьей 28.6 КоАП РФ предусмотрен специальный порядок и основания упрощенного производства по делу об административном правонарушении без составления протокола об административном правонарушении.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)Ответ: Статьей 28.6 КоАП РФ предусмотрен специальный порядок и основания упрощенного производства по делу об административном правонарушении без составления протокола об административном правонарушении.
Статья: Система доказательств по делу об административном правонарушении, выявленном в ходе контрольного (надзорного) мероприятия
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Субъектами административного правонарушения, выявленного в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, являются физические лица, организации, органы публичной власти, имеющие статус контролируемого лица в силу ст. 31 Закона N 248-ФЗ, в отношении которых компетентным органом публичной администрации возбуждено дело об административном правонарушении, разрешаемое посредством административного производства соответствующего вида, урегулированного гл. 28 - 31 КоАП РФ. Системный анализ ч. 3.1, 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ, ст. 15, 16, 31 Закона N 248-ФЗ позволяет субъектов административного правонарушения, выявленного в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, называть контролируемыми лицами, привлекаемыми к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение нормативных либо предписанных обязательных требований (далее в упрощенном виде - контролируемые лица, привлекаемые к административной ответственности).
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Субъектами административного правонарушения, выявленного в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, являются физические лица, организации, органы публичной власти, имеющие статус контролируемого лица в силу ст. 31 Закона N 248-ФЗ, в отношении которых компетентным органом публичной администрации возбуждено дело об административном правонарушении, разрешаемое посредством административного производства соответствующего вида, урегулированного гл. 28 - 31 КоАП РФ. Системный анализ ч. 3.1, 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ, ст. 15, 16, 31 Закона N 248-ФЗ позволяет субъектов административного правонарушения, выявленного в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, называть контролируемыми лицами, привлекаемыми к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение нормативных либо предписанных обязательных требований (далее в упрощенном виде - контролируемые лица, привлекаемые к административной ответственности).
Статья: Реализация принципов гласности и состязательности в ходе судебного разбирательства при рассмотрении дела об административном правонарушении
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Таким образом, на наш взгляд, ограниченность реализации принципа состязательности при судебном рассмотрении дела об административном правонарушении по сравнению с уголовным судебным разбирательством не свидетельствует о тенденции чрезмерного усиления в административном законодательстве публичных интересов в ущерб интересам защиты лиц, привлекаемых к ответственности. Данная ограниченность лишь отражает природу производства по делам об административных правонарушениях, к чертам которой относится упрощенная процессуальная форма.
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Таким образом, на наш взгляд, ограниченность реализации принципа состязательности при судебном рассмотрении дела об административном правонарушении по сравнению с уголовным судебным разбирательством не свидетельствует о тенденции чрезмерного усиления в административном законодательстве публичных интересов в ущерб интересам защиты лиц, привлекаемых к ответственности. Данная ограниченность лишь отражает природу производства по делам об административных правонарушениях, к чертам которой относится упрощенная процессуальная форма.
Статья: Оценка доказательств по делам об административных правонарушениях
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Вот тут и возникают любопытные детали, связанные с изменениями и дополнениями норм КоАП РФ. Казалось бы, постепенное увеличение процессуальных норм, детализация исполнения отдельных стадий производства по делам об административных правонарушениях неминуемо ведут к усложнению соответствующих процедур. Однако это не так. Законодатель, словно понимая сложившуюся ситуацию и (или) испытывая законодательное лоббирование со стороны органов исполнительной власти, начал упрощать юридическую модель производства по делам об административных правонарушениях.
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Вот тут и возникают любопытные детали, связанные с изменениями и дополнениями норм КоАП РФ. Казалось бы, постепенное увеличение процессуальных норм, детализация исполнения отдельных стадий производства по делам об административных правонарушениях неминуемо ведут к усложнению соответствующих процедур. Однако это не так. Законодатель, словно понимая сложившуюся ситуацию и (или) испытывая законодательное лоббирование со стороны органов исполнительной власти, начал упрощать юридическую модель производства по делам об административных правонарушениях.
Статья: Административное производство в Российской Федерации: понятие, структура, виды, порядок
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Упрощенный порядок административного производства - это порядок разрешения внесудебных административных дел, урегулированный специальными процессуальными нормами, существенно упрощающими общий порядок административного производства и поэтому включающий атипичные стадии данного производства, объединяющие два и более типичных этапа разрешения внесудебного административного дела. Такие регламентные административно-процессуальные нормы закреплены в ч. 1 ст. 28.2, ст. 28.4, ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, которые существенно упрощают ординарный (штатный) порядок производства по делам об административных правонарушениях, так как соединяют в один специальный отрезок данного производства по делам об административных правонарушениях три типичных этапа разрешения указанного юридического дела, а именно: стадию возбуждения внесудебного административного дела, стадию подготовки дела к рассмотрению, стадию рассмотрения дела по существу.
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Упрощенный порядок административного производства - это порядок разрешения внесудебных административных дел, урегулированный специальными процессуальными нормами, существенно упрощающими общий порядок административного производства и поэтому включающий атипичные стадии данного производства, объединяющие два и более типичных этапа разрешения внесудебного административного дела. Такие регламентные административно-процессуальные нормы закреплены в ч. 1 ст. 28.2, ст. 28.4, ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, которые существенно упрощают ординарный (штатный) порядок производства по делам об административных правонарушениях, так как соединяют в один специальный отрезок данного производства по делам об административных правонарушениях три типичных этапа разрешения указанного юридического дела, а именно: стадию возбуждения внесудебного административного дела, стадию подготовки дела к рассмотрению, стадию рассмотрения дела по существу.
Статья: О структуре административного производства по делам об административных правонарушениях
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Будучи ограниченными рамками статьи, остановимся на рассмотрении одного из них, а именно упрощенного административного производства, предусмотренного ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, применяемого в случае назначения уполномоченным должностным лицом административного наказания (предупреждения или административного штрафа) непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Будучи ограниченными рамками статьи, остановимся на рассмотрении одного из них, а именно упрощенного административного производства, предусмотренного ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, применяемого в случае назначения уполномоченным должностным лицом административного наказания (предупреждения или административного штрафа) непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения.
Готовое решение: Как привлекают к административной ответственности за нарушения, выявленные Роспотребнадзором
(КонсультантПлюс, 2025)если судья арбитражного суда, то по правилам искового производства с учетом особенностей гл. 25 АПК РФ и КоАП РФ. Кроме того, дело может быть рассмотрено и в порядке упрощенного производства, если за нарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, максимальный размер которого не превышает 100 000 руб. (ч. 1 ст. 202, п. 3 ч. 1 ст. 227 АПК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)если судья арбитражного суда, то по правилам искового производства с учетом особенностей гл. 25 АПК РФ и КоАП РФ. Кроме того, дело может быть рассмотрено и в порядке упрощенного производства, если за нарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, максимальный размер которого не превышает 100 000 руб. (ч. 1 ст. 202, п. 3 ч. 1 ст. 227 АПК РФ);
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В Определении от 24.02.2021 N 302-ЭС20-18160 СКЭС ВС РФ еще раз обратила внимание на порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В Определении от 24.02.2021 N 302-ЭС20-18160 СКЭС ВС РФ еще раз обратила внимание на порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Статья: Процессуальные судебные сроки в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации: особенности их продления, приостановления, восстановления
(Гнатко Е.А., Мариненко О.И.)
("Российский судья", 2021, N 2)8 апреля 2020 г. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей N 821 <6> отменило вышеуказанные Постановления, продлило действие экстраординарной ситуации с 8 апреля 2020 г. по 30 апреля 2020 г. включительно. Вместе с тем был расширен перечень дел, подлежащих немедленному рассмотрению, к ним были отнесены дела об административных правонарушениях (ст. 29.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации <7>, о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста, об исполнении дисциплинарного ареста, об обеспечении иска, дела в порядке приказного и упрощенного производства, дела в случае, если всеми участниками заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении дела не является обязательным). Действие данных Постановлений было продлено до 11 мая 2020 г. включительно <8>, по истечении которого главы субъектов РФ должны были самостоятельно определиться, начнут ли федеральные органы государственной власти свою непосредственную деятельность либо нет.
(Гнатко Е.А., Мариненко О.И.)
("Российский судья", 2021, N 2)8 апреля 2020 г. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей N 821 <6> отменило вышеуказанные Постановления, продлило действие экстраординарной ситуации с 8 апреля 2020 г. по 30 апреля 2020 г. включительно. Вместе с тем был расширен перечень дел, подлежащих немедленному рассмотрению, к ним были отнесены дела об административных правонарушениях (ст. 29.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации <7>, о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста, об исполнении дисциплинарного ареста, об обеспечении иска, дела в порядке приказного и упрощенного производства, дела в случае, если всеми участниками заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении дела не является обязательным). Действие данных Постановлений было продлено до 11 мая 2020 г. включительно <8>, по истечении которого главы субъектов РФ должны были самостоятельно определиться, начнут ли федеральные органы государственной власти свою непосредственную деятельность либо нет.
Статья: К вопросу о правовой природе производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в упрощенном порядке
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Поскольку упрощенное производство по делам об административных правонарушениях, согласно положениям КоАП РФ, осуществляется только должностными лицами административно-публичных органов, то истоки его правовой природы следует искать в сфере исполнительного административного процесса. В целях их обнаружения обратимся к внутреннему устройству названного процесса.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Поскольку упрощенное производство по делам об административных правонарушениях, согласно положениям КоАП РФ, осуществляется только должностными лицами административно-публичных органов, то истоки его правовой природы следует искать в сфере исполнительного административного процесса. В целях их обнаружения обратимся к внутреннему устройству названного процесса.
Статья: Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Российский судья", 2025, N 8)Первые два основания будут нейтрализованы в ближайшем будущем. Развитие технического и технологического прогресса направлено в том числе на увеличение количества способов коммуникации, их упрощение в доступе и удешевление.
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Российский судья", 2025, N 8)Первые два основания будут нейтрализованы в ближайшем будущем. Развитие технического и технологического прогресса направлено в том числе на увеличение количества способов коммуникации, их упрощение в доступе и удешевление.