Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Подборка наиболее важных документов по запросу Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Повышение эффективности контроля в государственной правозащитной деятельности как актуальная задача
(Чечельницкий И.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Контрольная функция омбудсмена реализуется также и на региональном уровне. Так, Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан является модератором государственной информационной системы "Народный контроль", ориентированной на решение проблем граждан более чем по 50 категориям правоотношений. В Чувашской Республике создан Центр управления регионами - единый пункт мониторинга и обработки поступающих от жителей жалоб в разных сферах жизни региона. В качестве первого шага в создании нового проекта "Открытая Чувашия" в республике запущен информационный ресурс "Народный контроль" - онлайн-система по приему обращений с элементами социального взаимодействия, которая помогает создать механизм общественного контроля, изучения мнения граждан, мониторинга актуальных проблем населения <18>.
(Чечельницкий И.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Контрольная функция омбудсмена реализуется также и на региональном уровне. Так, Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан является модератором государственной информационной системы "Народный контроль", ориентированной на решение проблем граждан более чем по 50 категориям правоотношений. В Чувашской Республике создан Центр управления регионами - единый пункт мониторинга и обработки поступающих от жителей жалоб в разных сферах жизни региона. В качестве первого шага в создании нового проекта "Открытая Чувашия" в республике запущен информационный ресурс "Народный контроль" - онлайн-система по приему обращений с элементами социального взаимодействия, которая помогает создать механизм общественного контроля, изучения мнения граждан, мониторинга актуальных проблем населения <18>.
Статья: Конституционный (уставный) совет субъекта Российской Федерации: модель Татарстана
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Проверка нормативных правовых актов в порядке абстрактного нормоконтроля осуществляется в связи с запросами государственных органов и должностных лиц Республики Татарстан: Главы (Раиса) РТ (его запросы подлежат первоочередному рассмотрению согласно ст. 37 Регламента КС РТ), Государственного Совета РТ, его Президиума и комитетов, депутатов Государственного Совета РТ, Кабинета Министров РТ, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, специализированных уполномоченных Республики Татарстан, органов местного самоуправления. К сожалению, в этом перечне отсутствует прокурор Республики Татарстан: данная особенность была характерна и для соответствующего полномочия Конституционного суда РТ.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Проверка нормативных правовых актов в порядке абстрактного нормоконтроля осуществляется в связи с запросами государственных органов и должностных лиц Республики Татарстан: Главы (Раиса) РТ (его запросы подлежат первоочередному рассмотрению согласно ст. 37 Регламента КС РТ), Государственного Совета РТ, его Президиума и комитетов, депутатов Государственного Совета РТ, Кабинета Министров РТ, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, специализированных уполномоченных Республики Татарстан, органов местного самоуправления. К сожалению, в этом перечне отсутствует прокурор Республики Татарстан: данная особенность была характерна и для соответствующего полномочия Конституционного суда РТ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2019)<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2012 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2019)<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2012 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации".
Статья: Функция координации органов публичной власти в деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации: административно-правовой аспект
(Колобова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В 2013 году распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 октября 2013 г. N 2113-р <13> была создана межведомственная рабочая группа по организации разработки проекта стратегии по правам человека. Заместителем председателя рабочей группы стал Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 августа 2014 г. N 569 была принята Стратегия по правам человека в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы <14>. В документе отмечается, что приоритетными задачами регионального Уполномоченного являются выстраивание единой государственной системы защиты прав человека, повышение ее эффективности, консолидация усилий институтов власти и институтов гражданского общества.
(Колобова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В 2013 году распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 октября 2013 г. N 2113-р <13> была создана межведомственная рабочая группа по организации разработки проекта стратегии по правам человека. Заместителем председателя рабочей группы стал Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 августа 2014 г. N 569 была принята Стратегия по правам человека в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы <14>. В документе отмечается, что приоритетными задачами регионального Уполномоченного являются выстраивание единой государственной системы защиты прав человека, повышение ее эффективности, консолидация усилий институтов власти и институтов гражданского общества.
Статья: Применение категорий "ограничение" и "нарушение" конституционных прав и свобод человека и гражданина в практике Конституционного Суда РФ
(Сергеев В.Ю.)
("Российский судья", 2021, N 11)<12> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 51. Ст. 7324.
(Сергеев В.Ю.)
("Российский судья", 2021, N 11)<12> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 51. Ст. 7324.
Статья: Конституционный контроль в субъектах РФ: прошлое, настоящее, будущее
(Курятников В.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 6)Известны случаи, когда в отдельных субъектах РФ число потенциальных заявителей искусственно ограничивалось. Например, в Санкт-Петербурге не обладали правом запроса ни уполномоченные (по правам человека, по правам ребенка, по правам предпринимателей), ни прокурор, ни отдельные депутаты (как уровня субъекта РФ, так и уровня местного самоуправления). Для сравнения: в Республике Татарстан правом на обращение были наделены Президент, Государственный совет, его Президиум и комитеты, одна пятая от установленного числа депутатов Государственного совета, Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан, Кабинет министров и органы местного самоуправления (заметим - все, а не только представительные, как в Санкт-Петербурге).
(Курятников В.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 6)Известны случаи, когда в отдельных субъектах РФ число потенциальных заявителей искусственно ограничивалось. Например, в Санкт-Петербурге не обладали правом запроса ни уполномоченные (по правам человека, по правам ребенка, по правам предпринимателей), ни прокурор, ни отдельные депутаты (как уровня субъекта РФ, так и уровня местного самоуправления). Для сравнения: в Республике Татарстан правом на обращение были наделены Президент, Государственный совет, его Президиум и комитеты, одна пятая от установленного числа депутатов Государственного совета, Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан, Кабинет министров и органы местного самоуправления (заметим - все, а не только представительные, как в Санкт-Петербурге).
Статья: Гражданский мир как категория конституционного права
(Тетерин А.В., Чертова Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)<8> Постановление Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2012 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 51. Ст. 7324.
(Тетерин А.В., Чертова Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)<8> Постановление Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2012 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 51. Ст. 7324.
Статья: Свобода совести в гражданском обществе: правовое и нравственное измерение
(Мещерякова А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)<23> Постановление Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 N 30-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 51. Ст. 7324.
(Мещерякова А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)<23> Постановление Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 N 30-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 51. Ст. 7324.
Статья: Правовая определенность как основа уголовного судопроизводства: от теории к совершенствованию законодательства
(Усачев А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)<24> Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации"; Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ "Нижнекамскнефтехим" и "Хакасэнерго", а также жалобами ряда граждан"; Постановление Конституционного Суда РФ от 21 января 2010 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Берег", открытых акционерных обществ "Карболит", "Завод "Микропровод" и "Научно-производственное предприятие "Респиратор".
(Усачев А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)<24> Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации"; Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ "Нижнекамскнефтехим" и "Хакасэнерго", а также жалобами ряда граждан"; Постановление Конституционного Суда РФ от 21 января 2010 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Берег", открытых акционерных обществ "Карболит", "Завод "Микропровод" и "Научно-производственное предприятие "Респиратор".
Статья: Правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации
(Рыбакова О.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)<3> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // https://ksrf.ru/ (дата обращения: 09.08.2023).
(Рыбакова О.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)<3> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // https://ksrf.ru/ (дата обращения: 09.08.2023).
Статья: Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации: шаг вперед, два шага назад
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Полномочия Конституционного совета Республики Татарстан прописаны в ст. 5 Закона Республики Татарстан от 13.06.2023 N 44-ЗРТ. В частности, Конституционный совет по запросам Главы (Раиса) Республики Татарстан, Государственного совета, его Президиума и комитетов, депутатов Государственного совета, Кабинета министров, уполномоченных (по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей), органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан выносит заключения о конституционности или неконституционности:
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Полномочия Конституционного совета Республики Татарстан прописаны в ст. 5 Закона Республики Татарстан от 13.06.2023 N 44-ЗРТ. В частности, Конституционный совет по запросам Главы (Раиса) Республики Татарстан, Государственного совета, его Президиума и комитетов, депутатов Государственного совета, Кабинета министров, уполномоченных (по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей), органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан выносит заключения о конституционности или неконституционности: