Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Сделки организаций со специальной правоспособностью, противоречащие целям и предмету их деятельности, ничтожны
Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 4370/12 по делу N А40-40625/11-111-353 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 49, ст. 168 ГК РФЗакон устанавливает принцип специальной (целевой) правоспособности унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Вследствие этого данное предприятие вправе принимать обязательства по векселю путем проставления аваля, только если сделка по авалированию обусловлена задачами его уставной деятельности и дополнительно принятое по вексельному поручительству обязательство не лишает предприятие возможности осуществлять такую деятельность. Сделки по авалированию, совершенные с нарушением указанного требования, являются ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 4370/12 по делу N А40-40625/11-111-353 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 49, ст. 168 ГК РФЗакон устанавливает принцип специальной (целевой) правоспособности унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Вследствие этого данное предприятие вправе принимать обязательства по векселю путем проставления аваля, только если сделка по авалированию обусловлена задачами его уставной деятельности и дополнительно принятое по вексельному поручительству обязательство не лишает предприятие возможности осуществлять такую деятельность. Сделки по авалированию, совершенные с нарушением указанного требования, являются ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 113 "Основные положения об унитарном предприятии" ГК РФ"Кроме того, и для унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и для унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенное предприятие), субсидиарная ответственность собственника имущества обусловлена именно недостаточностью имущества предприятия, а не недостаточностью у него денежных средств."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"6. К созданным до официального опубликования части первой Кодекса государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения (статьи 113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (статьи 113, 115, 296, 297, 299, 300).
(ред. от 07.07.2025)
"О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"6. К созданным до официального опубликования части первой Кодекса государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения (статьи 113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (статьи 113, 115, 296, 297, 299, 300).
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
Готовое решение: Особенности применения автоматизированной УСН с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2027 г. включительно
(КонсультантПлюс, 2025)унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
(КонсультантПлюс, 2025)унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Ряд организаций, функционирующих в сфере АПК (опытные станции), принадлежат государству. На государственных унитарных предприятиях, основанных на правах хозяйственного ведения, принято формировать уставный фонд за счет собственника (государственного органа или органа местного самоуправления). На унитарных предприятиях, основанных на правах оперативного управления, уставный фонд формируют путем закрепления за такими предприятиями активов, находящихся в федеральной собственности.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Ряд организаций, функционирующих в сфере АПК (опытные станции), принадлежат государству. На государственных унитарных предприятиях, основанных на правах хозяйственного ведения, принято формировать уставный фонд за счет собственника (государственного органа или органа местного самоуправления). На унитарных предприятиях, основанных на правах оперативного управления, уставный фонд формируют путем закрепления за такими предприятиями активов, находящихся в федеральной собственности.
Статья: Порядок ликвидации унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
Готовое решение: Какие специальные налоговые режимы применяют организации
(КонсультантПлюс, 2025)унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
(КонсультантПлюс, 2025)унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Между ними имеются некоторые различия. Так, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, самостоятельно распоряжается принадлежащим ему имуществом, за исключением ряда сделок, указанных в п. 2 - 5 ст. 18 Закона о предприятиях. Казенное предприятие, напротив, не вправе распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, без согласия собственника, за исключением собственной продукции (ст. 19 Закона о предприятиях).
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Между ними имеются некоторые различия. Так, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, самостоятельно распоряжается принадлежащим ему имуществом, за исключением ряда сделок, указанных в п. 2 - 5 ст. 18 Закона о предприятиях. Казенное предприятие, напротив, не вправе распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, без согласия собственника, за исключением собственной продукции (ст. 19 Закона о предприятиях).
Статья: Некоторые вопросы применения антимонопольного законодательства при регулировании участия публично-правовых образований в экономических отношениях
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)В целях предотвращения и пресечения ограничений конкуренции со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечения баланса интересов участников экономических отношений антимонопольным законодательством установлены определенные запреты и требования, касающиеся осуществления публично-правовыми образованиями экономической деятельности, актов и действий органов публичной власти. Указанные запреты сосредоточены прежде всего в ст. 15 и 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), а также в ряде других норм данного акта. Так, ст. 35.1 Закона о защите конкуренции устанавливается общий запрет на создание унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, кроме случаев, когда возможность создания таких предприятий прямо предусмотрена федеральными законами либо актами Президента или Правительства, их создания с целью обеспечения работы определенных органов публичной власти или для осуществления ими деятельности в определенных сферах. Кроме того, не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает 10% его совокупной выручки за последний календарный год. Анализируемые ограничения касаются как унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, так и унитарных казенных предприятий. Также в настоящее время антимонопольный орган наделен полномочиями по выдаче предписаний о прекращении унитарным предприятием деятельности, осуществляемой с нарушением требований Закона о защите конкуренции, либо о его ликвидации, если его создание или изменение им видов деятельности не соответствует положениям указанного Закона.
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)В целях предотвращения и пресечения ограничений конкуренции со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечения баланса интересов участников экономических отношений антимонопольным законодательством установлены определенные запреты и требования, касающиеся осуществления публично-правовыми образованиями экономической деятельности, актов и действий органов публичной власти. Указанные запреты сосредоточены прежде всего в ст. 15 и 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), а также в ряде других норм данного акта. Так, ст. 35.1 Закона о защите конкуренции устанавливается общий запрет на создание унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, кроме случаев, когда возможность создания таких предприятий прямо предусмотрена федеральными законами либо актами Президента или Правительства, их создания с целью обеспечения работы определенных органов публичной власти или для осуществления ими деятельности в определенных сферах. Кроме того, не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает 10% его совокупной выручки за последний календарный год. Анализируемые ограничения касаются как унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, так и унитарных казенных предприятий. Также в настоящее время антимонопольный орган наделен полномочиями по выдаче предписаний о прекращении унитарным предприятием деятельности, осуществляемой с нарушением требований Закона о защите конкуренции, либо о его ликвидации, если его создание или изменение им видов деятельности не соответствует положениям указанного Закона.
Статья: Реорганизация муниципального унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 2 ст. 2 Закона о предприятиях в РФ создаются и действуют такие виды унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, как федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, а также муниципальное предприятие (далее - МУП).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 2 ст. 2 Закона о предприятиях в РФ создаются и действуют такие виды унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, как федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, а также муниципальное предприятие (далее - МУП).
Статья: Реорганизация федерального государственного унитарного предприятия
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 2 ст. 2 Закона о предприятиях в РФ создаются и действуют такие виды унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, как федеральное государственное предприятие (далее - ФГУП) и государственное предприятие субъекта РФ, а также муниципальное предприятие.
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 2 ст. 2 Закона о предприятиях в РФ создаются и действуют такие виды унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, как федеральное государственное предприятие (далее - ФГУП) и государственное предприятие субъекта РФ, а также муниципальное предприятие.
"Военно-техническое сотрудничество: правовые вопросы: учебник для магистратуры"
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Кудашкин В.В.)
(под общ. ред. С.В. Чемезова)
("Проспект", 2022)Государственный посредник (госпосредник) - специализированная организация, созданная по решению Президента Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме акционерного общества, 100% акций которого находятся в федеральной собственности или переданы некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации, - в отношении всей продукции военного назначения, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Кудашкин В.В.)
(под общ. ред. С.В. Чемезова)
("Проспект", 2022)Государственный посредник (госпосредник) - специализированная организация, созданная по решению Президента Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме акционерного общества, 100% акций которого находятся в федеральной собственности или переданы некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации, - в отношении всей продукции военного назначения, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"