Унитарное предприятие это некоммерческая организация
Подборка наиболее важных документов по запросу Унитарное предприятие это некоммерческая организация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Одним из критериев разграничения государственной собственности и отнесения земельного участка к федеральной собственности является предоставление участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти (абзац третий пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что делать, если меняется вид деятельности, указанный в уставе юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу виды деятельности юрлица обязательно должны содержаться в ЕГРЮЛ. Отражаются они в реестре в виде кодов ОКВЭД. В уставе вид деятельности обязательно указывается, только если юрлицо является унитарным предприятием или некоммерческой организацией (пп. "п" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. 3 ст. 9 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, п. 1 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу виды деятельности юрлица обязательно должны содержаться в ЕГРЮЛ. Отражаются они в реестре в виде кодов ОКВЭД. В уставе вид деятельности обязательно указывается, только если юрлицо является унитарным предприятием или некоммерческой организацией (пп. "п" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. 3 ст. 9 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, п. 1 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях
Статья: Должностное лицо или управленец в организации?
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, N 12)В п. 1 примечаний к ст. 285 УК к числу должностных отнесены, в частности, лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных внебюджетных фондах. На этом основании Е. Хромов и В. Зябликов предлагают расширительное толкование понятия должностного лица, указывая следующее: "Доктринальные подходы к определению должностного лица в рамках гл. 30 УК через призму корпоративного контроля были отражены в разработанном Министерством юстиции РФ проекте изменений примечаний к ст. 201, 285 УК и принятом на его основе Федеральном законе от 24 февраля 2021 г. N 16-ФЗ (вступившем в силу с 7 марта 2021 г.). В нем признаки должностного лица, приведенные в примечании 1 к ст. 285 УК, скорректированы. Согласно изменениям к числу должностных лиц отнесены управленцы государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и их территориальные подразделения и т.п.), публично-правовых компаний - унитарных некоммерческих организаций, созданных Российской Федерацией (например, публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства"). Ранее правоприменитель был вынужден квалифицировать незаконную передачу лицу, выполняющему организационно-распорядительные полномочия в подобных учреждениях (например, в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ или региональном фонде содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах), денежных средств за совершение действий в интересах дающего по ст. 204 УК <3>. Внесенные изменения устраняют пробел, связанный с неполнотой перечисленных в примечании к ст. 285 УК органов (организаций), управленцы в которых de facto были должностными лицами" <4>.
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, N 12)В п. 1 примечаний к ст. 285 УК к числу должностных отнесены, в частности, лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных внебюджетных фондах. На этом основании Е. Хромов и В. Зябликов предлагают расширительное толкование понятия должностного лица, указывая следующее: "Доктринальные подходы к определению должностного лица в рамках гл. 30 УК через призму корпоративного контроля были отражены в разработанном Министерством юстиции РФ проекте изменений примечаний к ст. 201, 285 УК и принятом на его основе Федеральном законе от 24 февраля 2021 г. N 16-ФЗ (вступившем в силу с 7 марта 2021 г.). В нем признаки должностного лица, приведенные в примечании 1 к ст. 285 УК, скорректированы. Согласно изменениям к числу должностных лиц отнесены управленцы государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и их территориальные подразделения и т.п.), публично-правовых компаний - унитарных некоммерческих организаций, созданных Российской Федерацией (например, публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства"). Ранее правоприменитель был вынужден квалифицировать незаконную передачу лицу, выполняющему организационно-распорядительные полномочия в подобных учреждениях (например, в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ или региональном фонде содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах), денежных средств за совершение действий в интересах дающего по ст. 204 УК <3>. Внесенные изменения устраняют пробел, связанный с неполнотой перечисленных в примечании к ст. 285 УК органов (организаций), управленцы в которых de facto были должностными лицами" <4>.
Статья: Органы управления юридического лица
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Члены высшего коллегиального органа унитарной организации (автономной некоммерческой организации) назначаются учредителями организации (п. 2 ст. 123.25 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Члены высшего коллегиального органа унитарной организации (автономной некоммерческой организации) назначаются учредителями организации (п. 2 ст. 123.25 ГК РФ).
Статья: Понятие транспортной организации
(Бурдин К.К.)
("Транспортное право", 2024, N 4)- учреждение - также специальная организационно-правовая форма юридического лица (унитарная некоммерческая организация), основной вид деятельности которого носит некоммерческий характер (ст. 123.21 ГК РФ <11>);
(Бурдин К.К.)
("Транспортное право", 2024, N 4)- учреждение - также специальная организационно-правовая форма юридического лица (унитарная некоммерческая организация), основной вид деятельности которого носит некоммерческий характер (ст. 123.21 ГК РФ <11>);
Статья: Организации с государственным участием - инструмент реализации технологической политики
(Андреев В.К.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)Правительство РФ усиливает контроль за деятельностью хозяйственных обществ с государственным участием, унитарных предприятий и некоммерческих организаций, учрежденных Российской Федерацией, обязывая Министерство финансов РФ и ФНС осуществлять мониторинг их финансового состояния и уровень долговой нагрузки <9> либо рекомендуя разработать и утвердить стратегии развития акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации или государственных унитарных федеральных предприятий <10>.
(Андреев В.К.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)Правительство РФ усиливает контроль за деятельностью хозяйственных обществ с государственным участием, унитарных предприятий и некоммерческих организаций, учрежденных Российской Федерацией, обязывая Министерство финансов РФ и ФНС осуществлять мониторинг их финансового состояния и уровень долговой нагрузки <9> либо рекомендуя разработать и утвердить стратегии развития акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации или государственных унитарных федеральных предприятий <10>.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Ответ: Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях)).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Ответ: Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях)).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный подпункт изложен с 30 июня 2015 г. полностью в новой редакции Законом 2015 г. N 180-ФЗ, принятым в рамках совершенствования процедур к подготовке федерального имущества к приватизации. В прежней редакции данного подпункта говорилось об отчуждении государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий (указание на случаи преобразования таких предприятий включено Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ <57>, принятым по вопросам преобразования унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации), государственных и муниципальных учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного взноса России (указание на такое имущество включено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <58>). В статье 3 Закона 1997 г. о приватизации устанавливалось лишь то, что действие данного Закона не распространяется на случаи передачи государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный подпункт изложен с 30 июня 2015 г. полностью в новой редакции Законом 2015 г. N 180-ФЗ, принятым в рамках совершенствования процедур к подготовке федерального имущества к приватизации. В прежней редакции данного подпункта говорилось об отчуждении государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий (указание на случаи преобразования таких предприятий включено Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ <57>, принятым по вопросам преобразования унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации), государственных и муниципальных учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного взноса России (указание на такое имущество включено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <58>). В статье 3 Закона 1997 г. о приватизации устанавливалось лишь то, что действие данного Закона не распространяется на случаи передачи государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям;
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Поиск наиболее оптимальной формы участия государства в имущественном обороте <56> привел к созданию совершенно новой формы унитарной некоммерческой организации - публично-правовой компании. Так, в 2012 г. Президентом РФ и Правительством РФ в рамках доработки проекта федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации" <57> были даны поручения о подготовке изменений в ГК РФ, предусматривающих введение новой организационно-правовой формы некоммерческой организации - публично-правовой компании <58>. В результате публично-правовая компания была признана одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций <59>. Однако ни понятие публично-правовой компании, ни нормы о ее правовом статусе в ГК РФ включены не были. Согласно ст. 2 Закона о ППК публично-правовая компания является унитарной некоммерческой организацией, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона или указа Президента РФ для осуществления функций и полномочий публично-правового характера и деятельности в интересах государства и общества.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Поиск наиболее оптимальной формы участия государства в имущественном обороте <56> привел к созданию совершенно новой формы унитарной некоммерческой организации - публично-правовой компании. Так, в 2012 г. Президентом РФ и Правительством РФ в рамках доработки проекта федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации" <57> были даны поручения о подготовке изменений в ГК РФ, предусматривающих введение новой организационно-правовой формы некоммерческой организации - публично-правовой компании <58>. В результате публично-правовая компания была признана одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций <59>. Однако ни понятие публично-правовой компании, ни нормы о ее правовом статусе в ГК РФ включены не были. Согласно ст. 2 Закона о ППК публично-правовая компания является унитарной некоммерческой организацией, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона или указа Президента РФ для осуществления функций и полномочий публично-правового характера и деятельности в интересах государства и общества.
Готовое решение: Как учитываются безвозмездные операции для целей налогообложения прибыли
(КонсультантПлюс, 2025)предназначено для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса. Важное условие - имущество (включая денежные средства) должно передаваться некоммерческим медицинским организациям, органам госвласти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям. Минфин России подчеркивает, что такое имущество должно быть предназначено для использования по прямому назначению для указанных целей (Письмо от 27.08.2020 N 03-03-07/75251);
(КонсультантПлюс, 2025)предназначено для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса. Важное условие - имущество (включая денежные средства) должно передаваться некоммерческим медицинским организациям, органам госвласти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям. Минфин России подчеркивает, что такое имущество должно быть предназначено для использования по прямому назначению для указанных целей (Письмо от 27.08.2020 N 03-03-07/75251);
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Однако процесс разграничения государственной собственности еще не завершен, и существуют земельные участки, субъект права собственности которых неизвестен.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Однако процесс разграничения государственной собственности еще не завершен, и существуют земельные участки, субъект права собственности которых неизвестен.
Статья: Определен порядок регистрации хозяйствующих субъектов в новых регионах РФ
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2022, N 12)В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это необязательно.
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2022, N 12)В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это необязательно.