Унитарная некоммерческая организация фонд
Подборка наиболее важных документов по запросу Унитарная некоммерческая организация фонд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы реализации правового просвещения в деятельности органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований
(Косырев Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)<49> Приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 18 апреля 2024 г. N 35-ОД "Об утверждении устава унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 22.04.2024.
(Косырев Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)<49> Приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 18 апреля 2024 г. N 35-ОД "Об утверждении устава унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 22.04.2024.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)
"О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Публично-правовая компания "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) - унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(ред. от 07.04.2025)
"О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Публично-правовая компания "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) - унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)65) доходы от реализации имущества, полученного налогоплательщиком по основаниям, предусмотренным статьей 201.15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также имущества, созданного либо унитарной некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо фондами, учрежденными субъектами Российской Федерации в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в рамках реализации предоставленных этой унитарной некоммерческой организации и этим фондам функций и полномочий, предусмотренных указанными законами;
(ред. от 17.11.2025)65) доходы от реализации имущества, полученного налогоплательщиком по основаниям, предусмотренным статьей 201.15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также имущества, созданного либо унитарной некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо фондами, учрежденными субъектами Российской Федерации в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в рамках реализации предоставленных этой унитарной некоммерческой организации и этим фондам функций и полномочий, предусмотренных указанными законами;
Статья: Проблемы соотношения вещного права с конструкцией "управление чужим имуществом"
(Емелькина И.А.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Конструкция управления имуществом унитарной некоммерческой организацией - личным фондом станет возможной в нашей стране с 1 марта 2022 г., со дня вступления в действие Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации". Однако уже в настоящее время возможно создание наследственного фонда и передача имущества ему в управление. В Пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" указана основная цель создания организационно-правовой формы личного фонда - повысить привлекательность российской юрисдикции для внутренних и внешних инвесторов, поскольку проектом предлагается к использованию эффективный инструмент управления активами <16>.
(Емелькина И.А.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Конструкция управления имуществом унитарной некоммерческой организацией - личным фондом станет возможной в нашей стране с 1 марта 2022 г., со дня вступления в действие Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации". Однако уже в настоящее время возможно создание наследственного фонда и передача имущества ему в управление. В Пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" указана основная цель создания организационно-правовой формы личного фонда - повысить привлекательность российской юрисдикции для внутренних и внешних инвесторов, поскольку проектом предлагается к использованию эффективный инструмент управления активами <16>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 14.07.2022) "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) была создана публично-правовая компания "Фонд развития территорий" - унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера, предусмотренных указанным Законом. Согласно п. 1 ст. 3 указанного Закона одной из целей деятельности Фонда является содействие реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства. В рамках выполнения этой обязанности публично-правовая компания "Фонд развития территорий" информирует Росреестр о несоответствии застройщика соответствующим обязательным требованиям.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 14.07.2022) "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) была создана публично-правовая компания "Фонд развития территорий" - унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера, предусмотренных указанным Законом. Согласно п. 1 ст. 3 указанного Закона одной из целей деятельности Фонда является содействие реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства. В рамках выполнения этой обязанности публично-правовая компания "Фонд развития территорий" информирует Росреестр о несоответствии застройщика соответствующим обязательным требованиям.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В соответствии с п. 1 ст. 123.17 ГК фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Фонды рассматриваются как унитарные некоммерческие организации.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В соответствии с п. 1 ст. 123.17 ГК фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Фонды рассматриваются как унитарные некоммерческие организации.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- институтами инновационного развития (федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, унитарная некоммерческая организация Фонд инфраструктурных и образовательных программ) осуществлена поддержка инновационных компаний и предпринимателей, что является необходимым условием для ускорения темпов технологического развития РФ.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- институтами инновационного развития (федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, унитарная некоммерческая организация Фонд инфраструктурных и образовательных программ) осуществлена поддержка инновационных компаний и предпринимателей, что является необходимым условием для ускорения темпов технологического развития РФ.
Статья: К вопросу о совершенствовании законодательного регулирования гражданско-правовых отношений
(Нетишинская Л.Ф.)
("Гражданское право", 2023, N 3)В ч. 8.1 ст. 33.1 Закона "О публично-частном партнерстве" указывается положение о том, что Правительством РФ могут быть установлены случаи, при которых исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности не может быть отчуждено частному партнеру. По данному вопросу следует отметить, что исходя из положений п. 1 ст. 1229 ГК РФ правообладатель самостоятельно решает вопрос об отчуждении или неотчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, а случаи, при которых он не может отчуждать исключительное право, должны быть предусмотрены Гражданским кодексом РФ, следовательно, не могут устанавливаться Правительством РФ. Обратимся далее к Закону "О концессионных соглашениях" <3>, который также содержит положения об объектах концессионного соглашения. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона "О концессионных соглашениях" содержится право концессионера пользоваться на безвозмездной основе исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения. Данное законодательное положение противоречит положениям Гражданского кодекса РФ, поскольку лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), может распоряжаться исключительным правом (п. 1 ст. 1229 ГК РФ, п. 1 ст. 1233 ГК РФ), т.е. исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности можно распоряжаться, но не пользоваться им. В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ правообладатель имеет право использовать результат интеллектуальной деятельности, но не пользоваться результатом интеллектуальной деятельности. Невозможно не сказать о некачественных законодательных положениях, имеющихся в наиболее значимом нормативном правовом акте - Гражданском кодексе РФ. В частности, в 2021 г. в Гражданском кодексе РФ появилась новая унитарная некоммерческая организация "личный фонд", которая имеет право заниматься предпринимательской деятельностью (п. 5 ст. 123.20-4 ГК РФ). Такое законодательное положение противоречит содержанию п. 4 ст. 50 ГК РФ о том, что некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую доход. Представляется, что "деятельность, приносящая доход" - это точно не предпринимательская деятельность, поскольку признаки предпринимательской деятельности установлены в п. 1 ст. 2 ГК РФ, и "деятельность, приносящая доход", им не соответствует, особенно тому из них, который указывает на обязательную государственную регистрацию лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в этом качестве. Кроме того, в п. 4 ст. 50 ГК РФ отсутствует положение о том, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность в случаях, предусмотренных законом. Далее, в абз. 2 п. 3 ст. 434.1 ГК РФ законодатель изменил понятие и состав убытков, причиненных стороной, ведущей или прерывающей переговоры о заключении договора недобросовестно, которые она обязана возместить другой стороне, и это несмотря на то, что легальное определение и состав убытков содержатся в п. 2 ст. 15 ГК РФ. Представляется, что следует признать утратившими силу положения абз. 2 п. 3 ст. 434.1 ГК РФ, поскольку определение и состав убытков предусмотрены в п. 2 ст. 15 ГК РФ, или изменить их редакцию на следующую: "Убытками, подлежащими возмещению недобросовестной стороной, признаются расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также неполученные доходы, которые эта сторона получила бы, если бы из-за недобросовестного ведения или прерывания переговоров о заключении договора недобросовестной стороной не утратила возможности заключить договор с третьим лицом".
(Нетишинская Л.Ф.)
("Гражданское право", 2023, N 3)В ч. 8.1 ст. 33.1 Закона "О публично-частном партнерстве" указывается положение о том, что Правительством РФ могут быть установлены случаи, при которых исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности не может быть отчуждено частному партнеру. По данному вопросу следует отметить, что исходя из положений п. 1 ст. 1229 ГК РФ правообладатель самостоятельно решает вопрос об отчуждении или неотчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, а случаи, при которых он не может отчуждать исключительное право, должны быть предусмотрены Гражданским кодексом РФ, следовательно, не могут устанавливаться Правительством РФ. Обратимся далее к Закону "О концессионных соглашениях" <3>, который также содержит положения об объектах концессионного соглашения. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона "О концессионных соглашениях" содержится право концессионера пользоваться на безвозмездной основе исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения. Данное законодательное положение противоречит положениям Гражданского кодекса РФ, поскольку лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), может распоряжаться исключительным правом (п. 1 ст. 1229 ГК РФ, п. 1 ст. 1233 ГК РФ), т.е. исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности можно распоряжаться, но не пользоваться им. В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ правообладатель имеет право использовать результат интеллектуальной деятельности, но не пользоваться результатом интеллектуальной деятельности. Невозможно не сказать о некачественных законодательных положениях, имеющихся в наиболее значимом нормативном правовом акте - Гражданском кодексе РФ. В частности, в 2021 г. в Гражданском кодексе РФ появилась новая унитарная некоммерческая организация "личный фонд", которая имеет право заниматься предпринимательской деятельностью (п. 5 ст. 123.20-4 ГК РФ). Такое законодательное положение противоречит содержанию п. 4 ст. 50 ГК РФ о том, что некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую доход. Представляется, что "деятельность, приносящая доход" - это точно не предпринимательская деятельность, поскольку признаки предпринимательской деятельности установлены в п. 1 ст. 2 ГК РФ, и "деятельность, приносящая доход", им не соответствует, особенно тому из них, который указывает на обязательную государственную регистрацию лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в этом качестве. Кроме того, в п. 4 ст. 50 ГК РФ отсутствует положение о том, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность в случаях, предусмотренных законом. Далее, в абз. 2 п. 3 ст. 434.1 ГК РФ законодатель изменил понятие и состав убытков, причиненных стороной, ведущей или прерывающей переговоры о заключении договора недобросовестно, которые она обязана возместить другой стороне, и это несмотря на то, что легальное определение и состав убытков содержатся в п. 2 ст. 15 ГК РФ. Представляется, что следует признать утратившими силу положения абз. 2 п. 3 ст. 434.1 ГК РФ, поскольку определение и состав убытков предусмотрены в п. 2 ст. 15 ГК РФ, или изменить их редакцию на следующую: "Убытками, подлежащими возмещению недобросовестной стороной, признаются расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также неполученные доходы, которые эта сторона получила бы, если бы из-за недобросовестного ведения или прерывания переговоров о заключении договора недобросовестной стороной не утратила возможности заключить договор с третьим лицом".
Статья: Управляющий личным фондом как участник правоотношения по управлению имуществом
(Емелькина Я.В.)
("Гражданское право", 2025, N 2)Статья 123.20-4 ГК РФ в п. 1 устанавливает, что личный фонд - некоммерческая унитарная организация, которая создается для управления имуществом, вверенным ему учредителем в интересах третьего лица - бенефициара. Управление фондом осуществляется органами фонда, обязательным является создание исполнительного органа, который может быть как единоличным, так и коллегиальным. По данным ЕГРЮЛ, в качестве органа управления чаще всего учредители определяют единоличный исполнительный орган (ЕИО) - физическое лицо, которое обозначается по-разному: управляющий, директор, президент и др. В настоящей статье правовая категория "управляющий" рассматривается в широком смысле, то есть она объединяет все три перечисленные обозначения ЕИО <5>.
(Емелькина Я.В.)
("Гражданское право", 2025, N 2)Статья 123.20-4 ГК РФ в п. 1 устанавливает, что личный фонд - некоммерческая унитарная организация, которая создается для управления имуществом, вверенным ему учредителем в интересах третьего лица - бенефициара. Управление фондом осуществляется органами фонда, обязательным является создание исполнительного органа, который может быть как единоличным, так и коллегиальным. По данным ЕГРЮЛ, в качестве органа управления чаще всего учредители определяют единоличный исполнительный орган (ЕИО) - физическое лицо, которое обозначается по-разному: управляющий, директор, президент и др. В настоящей статье правовая категория "управляющий" рассматривается в широком смысле, то есть она объединяет все три перечисленные обозначения ЕИО <5>.