Умерщвление безнадзорных животных
Подборка наиболее важных документов по запросу Умерщвление безнадзорных животных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Безнадзорные животные
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 38-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия" указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку они по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, допуская - при установлении законодательным актом субъекта РФ порядка обращения с животными без владельцев, в том числе содержащего не предусмотренные Законом об ответственном обращении с животными мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, - определение оснований для умерщвления животных без владельцев, размещенных в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, предполагают, что таковое:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 38-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия" указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку они по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, допуская - при установлении законодательным актом субъекта РФ порядка обращения с животными без владельцев, в том числе содержащего не предусмотренные Законом об ответственном обращении с животными мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, - определение оснований для умерщвления животных без владельцев, размещенных в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, предполагают, что таковое:
Статья: Роль модельного законодательства СНГ в законотворческой и правоприменительной практике государств - участников Содружества
(Аверьянова Н.Н., Куликова С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Имеются прецеденты, когда суды общей юрисдикции применяли нормы модельного законодательства как непосредственно действующие, мотивировав ими свое решение. Так, рассматривая иск о признании недействующими Правил осуществления органами местного самоуправления Челябинской области полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, утвержденных Министерством сельского хозяйства Челябинской области, Верховный Суд РФ <18> сослался на положения Модельного закона СНГ "Об обращении с животными", которыми устанавливались случаи допустимого умерщвления безнадзорных животных: прекращение страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом, в случае наличия у животного неизлечимого заразного заболевания, либо если животное является переносчиком этого заболевания, животного с признаками бешенства, при агрессивном поведении, несущем угрозу жизни и (или) здоровью человека.
(Аверьянова Н.Н., Куликова С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Имеются прецеденты, когда суды общей юрисдикции применяли нормы модельного законодательства как непосредственно действующие, мотивировав ими свое решение. Так, рассматривая иск о признании недействующими Правил осуществления органами местного самоуправления Челябинской области полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, утвержденных Министерством сельского хозяйства Челябинской области, Верховный Суд РФ <18> сослался на положения Модельного закона СНГ "Об обращении с животными", которыми устанавливались случаи допустимого умерщвления безнадзорных животных: прекращение страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом, в случае наличия у животного неизлечимого заразного заболевания, либо если животное является переносчиком этого заболевания, животного с признаками бешенства, при агрессивном поведении, несущем угрозу жизни и (или) здоровью человека.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2024 года"Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о возможности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливая законодательным актом не предусмотренные нормативными актами Российской Федерации мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, относить к таким мероприятиям умерщвление животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных.
Статья: Правовое регулирование эвтаназии животных без владельца: за и против
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)В Законе Ленинградской области от 23.12.2019 N 109-оз "Об обращении с животными без владельцев на территории Ленинградской области" (ред. от 20.12.2022) предусматривается умерщвление животных без владельцев в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного; также умерщвление допускается при обороне от нападающего животного, если жизнь и/или здоровье человека (людей) находятся в опасности (ст. 12). В Законе Ленинградской области от 26.10.2020 N 109-оз "О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области" (ред. от 20.12.2022) содержится аналогичная норма об эвтаназии, а также предусмотрен случай умерщвления домашнего животного, если есть подозрение на его заболевание бешенством или угроза человеку при его агрессивном поведении (ст. 13).
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)В Законе Ленинградской области от 23.12.2019 N 109-оз "Об обращении с животными без владельцев на территории Ленинградской области" (ред. от 20.12.2022) предусматривается умерщвление животных без владельцев в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного; также умерщвление допускается при обороне от нападающего животного, если жизнь и/или здоровье человека (людей) находятся в опасности (ст. 12). В Законе Ленинградской области от 26.10.2020 N 109-оз "О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области" (ред. от 20.12.2022) содержится аналогичная норма об эвтаназии, а также предусмотрен случай умерщвления домашнего животного, если есть подозрение на его заболевание бешенством или угроза человеку при его агрессивном поведении (ст. 13).
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования организации деятельности приютов для животных: постановка проблемы
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2020, N 12)Важно подчеркнуть, что Федеральный закон N 498-ФЗ направлен на защиту жизни и здоровья безнадзорных животных, содержащихся в приютах. Так, установлен запрет передавать животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, физическим и юридическим лицам для использования таких животных в качестве лабораторных животных (ч. 8 ст. 16 Федерального закона N 498-ФЗ). Запрещено также по общему правилу умерщвление безнадзорных животных, находящихся в приютах. Есть только одно исключение: согласно ч. 11 ст. 16 Федерального закона N 498-ФЗ умерщвление возможно лишь в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжкого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного. Закрепление указанных положений непосредственно в Федеральном законе свидетельствует, на наш взгляд, об очевидном усилении правовой составляющей в части обеспечения гуманного обращения с животными.
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2020, N 12)Важно подчеркнуть, что Федеральный закон N 498-ФЗ направлен на защиту жизни и здоровья безнадзорных животных, содержащихся в приютах. Так, установлен запрет передавать животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, физическим и юридическим лицам для использования таких животных в качестве лабораторных животных (ч. 8 ст. 16 Федерального закона N 498-ФЗ). Запрещено также по общему правилу умерщвление безнадзорных животных, находящихся в приютах. Есть только одно исключение: согласно ч. 11 ст. 16 Федерального закона N 498-ФЗ умерщвление возможно лишь в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжкого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного. Закрепление указанных положений непосредственно в Федеральном законе свидетельствует, на наш взгляд, об очевидном усилении правовой составляющей в части обеспечения гуманного обращения с животными.