Уклонение от заключения государственного контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Уклонение от заключения государственного контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Внесение изменений в независимую (банковскую) гарантию по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)На основании вышеизложенного административный орган пришел к выводу, что факт уклонения участника закупки ООО... от заключения контракта по результатам проведенного Аукциона не подтвержден, поскольку представленная победителем независимая гарантия не свидетельствует о намеренном недобросовестном уклонении победителя от заключения государственного контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)На основании вышеизложенного административный орган пришел к выводу, что факт уклонения участника закупки ООО... от заключения контракта по результатам проведенного Аукциона не подтвержден, поскольку представленная победителем независимая гарантия не свидетельствует о намеренном недобросовестном уклонении победителя от заключения государственного контракта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к направлению или размещению проекта контракта, рассмотрению протокола разногласий, заключению контракта либо срокам осуществления таких действий -
(ред. от 04.11.2025)2. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к направлению или размещению проекта контракта, рассмотрению протокола разногласий, заключению контракта либо срокам осуществления таких действий -
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)С учетом внесенных в текст уголовного закона в 2022 году изменений <1> полагаем, что в качестве сопутствующих некоторым антиконкурентным соглашениям могут рассматриваться и новые составы: нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (статья 201.2 УК РФ), отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (статья 201.3 УК РФ), нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (статья 285.5 УК РФ), отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (статья 285.6 УК РФ).
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)С учетом внесенных в текст уголовного закона в 2022 году изменений <1> полагаем, что в качестве сопутствующих некоторым антиконкурентным соглашениям могут рассматриваться и новые составы: нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (статья 201.2 УК РФ), отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (статья 201.3 УК РФ), нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (статья 285.5 УК РФ), отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (статья 285.6 УК РФ).
Обзор: Ответственность за нарушение ст. 31 Закона N 44-ФЗ "Требования к участникам закупки"
(КонсультантПлюс, 2025)Неправомерный отказ от заключения контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Неправомерный отказ от заключения контракта
Статья: Уклонение участника закупки от заключения контракта
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Довод общества об отсутствии факта его включения в РНП не является основанием для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечительного платежа. Невключение в реестр не исключает гражданско-правовую ответственность общества за уклонение от заключения государственного контракта.
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Довод общества об отсутствии факта его включения в РНП не является основанием для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечительного платежа. Невключение в реестр не исключает гражданско-правовую ответственность общества за уклонение от заключения государственного контракта.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (IV квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Комиссией по результатам рассмотрения обращения, направленного Заказчиком, о включении информации о Победителе закупки в Реестр по факту уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки было установлено следующее.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Комиссией по результатам рассмотрения обращения, направленного Заказчиком, о включении информации о Победителе закупки в Реестр по факту уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки было установлено следующее.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (III квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Заказчиком направлена в ФАС России информация об участнике закупки для включения в Реестр. Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Заказчиком направлена в ФАС России информация об участнике закупки для включения в Реестр. Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (I квартал 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Неподписание проекта контракта участником закупки в регламентированный срок не является достаточным доказательством намерения уклониться от заключения государственного контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Неподписание проекта контракта участником закупки в регламентированный срок не является достаточным доказательством намерения уклониться от заключения государственного контракта.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Заключение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Правомерно ли включить в РНП сведения об участнике, предложившем другой товар при заключении контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Контракт заключается на условиях, указанных в закупочной документации. Подавая заявку, участник согласился с ними. Вместе с тем участник попытался изменить установленные условия контракта. При этом предложенный им товар не соответствовал требованиям технического задания. Размещение участником протокола разногласий с предложением заменить месторождение свидетельствует о его уклонении от заключения контракта.
Правомерно ли включить в РНП сведения об участнике, предложившем другой товар при заключении контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Контракт заключается на условиях, указанных в закупочной документации. Подавая заявку, участник согласился с ними. Вместе с тем участник попытался изменить установленные условия контракта. При этом предложенный им товар не соответствовал требованиям технического задания. Размещение участником протокола разногласий с предложением заменить месторождение свидетельствует о его уклонении от заключения контракта.
Статья: Специфика возмещения убытков участниками контрактной системы
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)По факту уклонения от заключения государственного контракта, Комиссией ФАС России, было установлено, что Истец не уклонялся от заключения государственного контракта и не является недобросовестным поставщиком.
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)По факту уклонения от заключения государственного контракта, Комиссией ФАС России, было установлено, что Истец не уклонялся от заключения государственного контракта и не является недобросовестным поставщиком.
Статья: Ответственность за нарушения условий и отказ от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу как уголовно-правовое средство обеспечения национальной оборонной политики
(Любый И.А.)
("Российский следователь", 2023, N 10)В статье раскрывается сущность и значение государственного оборонного заказа как важнейшего инструмента обеспечения обороны и безопасности государства. Автор исследует новеллы уголовного закона, касающиеся ответственности за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, отказ или уклонение от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, рассматривает проблемы нормативного закрепления и применения данных норм. Автором раскрывается сущность субъективных и объективных признаков указанных норм, отмечаются отдельные пробелы и противоречия в их конструкции. По результатам проведенного анализа автор отмечает необходимость правильного толкования терминов-дефиниций, используемых в бланкетных нормах Уголовного кодекса.
(Любый И.А.)
("Российский следователь", 2023, N 10)В статье раскрывается сущность и значение государственного оборонного заказа как важнейшего инструмента обеспечения обороны и безопасности государства. Автор исследует новеллы уголовного закона, касающиеся ответственности за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, отказ или уклонение от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, рассматривает проблемы нормативного закрепления и применения данных норм. Автором раскрывается сущность субъективных и объективных признаков указанных норм, отмечаются отдельные пробелы и противоречия в их конструкции. По результатам проведенного анализа автор отмечает необходимость правильного толкования терминов-дефиниций, используемых в бланкетных нормах Уголовного кодекса.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Заключение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Внесут ли сведения в РНП, если участник закупки вовремя не подписал проект контракта из-за отказа банка выдать независимую гарантию
(КонсультантПлюс, 2025)Подход ФАС России: Сведения не внесут в РНП, если действия участника свидетельствуют об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Внесут ли сведения в РНП, если участник закупки вовремя не подписал проект контракта из-за отказа банка выдать независимую гарантию
(КонсультантПлюс, 2025)Подход ФАС России: Сведения не внесут в РНП, если действия участника свидетельствуют об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.