Ук РФ нарушение пдд
Подборка наиболее важных документов по запросу Ук РФ нарушение пдд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 264 УК РФПо ст. 264 УК РФ накажут за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, допущенные:
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 264 "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" УК РФСТАТЬЯ 264 "НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гармонизация уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за грубые нарушения Правил дорожного движения РФ (ст. 264.1 - 264.3 УК РФ)
(Щетинина Н.В., Первухин А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 3)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 3
(Щетинина Н.В., Первухин А.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 3)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 3
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
(ред. от 17.11.2025)Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"4. Судам следует иметь в виду, что Правилами устанавливается порядок движения транспортных средств как по дороге, под которой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии, так и по непосредственно прилегающей к дороге территории, не предназначенной для сквозного движения транспортных средств (пункт 1.2 Правил). С учетом этого ответственность по статье 264 УК РФ наступает за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, допущенные в пределах обустроенных или специально приспособленных для движения транспортных средств полос земли или поверхности искусственных сооружений, прилегающих к ним территорий (например, во дворах многоквартирных домов, в коттеджных поселках, на автостоянках, автозаправочных станциях, территориях организаций), а также на иных приспособленных и используемых водителями для движения транспортных средств участках местности, проложенных в лесу, в поле, по ледовой поверхности реки или озера, и др.
(ред. от 25.06.2024)
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"4. Судам следует иметь в виду, что Правилами устанавливается порядок движения транспортных средств как по дороге, под которой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии, так и по непосредственно прилегающей к дороге территории, не предназначенной для сквозного движения транспортных средств (пункт 1.2 Правил). С учетом этого ответственность по статье 264 УК РФ наступает за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, допущенные в пределах обустроенных или специально приспособленных для движения транспортных средств полос земли или поверхности искусственных сооружений, прилегающих к ним территорий (например, во дворах многоквартирных домов, в коттеджных поселках, на автостоянках, автозаправочных станциях, территориях организаций), а также на иных приспособленных и используемых водителями для движения транспортных средств участках местности, проложенных в лесу, в поле, по ледовой поверхности реки или озера, и др.
Статья: Нарушение Правил дорожного движения или нарушение правил вождения машин: спорные вопросы уголовно-правовой регламентации состава преступления, предусмотренного статьей 350 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 9)"Право в Вооруженных Силах", 2022, N 9
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 9)"Право в Вооруженных Силах", 2022, N 9
Статья: Структура российской рецидивной преступности
(Филиппова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)В структуре рецидивных преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 91,4% приходится на долю преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, - нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ).
(Филиппова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)В структуре рецидивных преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 91,4% приходится на долю преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, - нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ).
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Правильное установление технической причинно-следственной связи в рамках производства судебных транспортных экспертиз поможет следователю отграничить схожие преступления друг от друга. Например, если в ходе предварительного расследования будет установлено, что действия водителя транспортного средства в виде наезда и столкновения, повлекшие указанные в ст. 264 УК России последствия не в результате нарушения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, а, например, при его ремонте, то они "должны квалифицироваться по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья либо за нарушение правил при производстве работ или требований охраны труда" <1>.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Правильное установление технической причинно-следственной связи в рамках производства судебных транспортных экспертиз поможет следователю отграничить схожие преступления друг от друга. Например, если в ходе предварительного расследования будет установлено, что действия водителя транспортного средства в виде наезда и столкновения, повлекшие указанные в ст. 264 УК России последствия не в результате нарушения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, а, например, при его ремонте, то они "должны квалифицироваться по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья либо за нарушение правил при производстве работ или требований охраны труда" <1>.
Статья: К вопросу о новеллах уголовного законодательства в сфере безопасности дорожного движения
(Окутина Н.Н., Забелич Л.В.)
("Транспортное право", 2023, N 4)В 2021 г. УК РФ был дополнен нормой ст. 264.2 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами" <4>, в 2022 г. - ст. 264.3 УК РФ "Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость" <5>. Среди причин криминализации данных деяний следует обозначить следующие.
(Окутина Н.Н., Забелич Л.В.)
("Транспортное право", 2023, N 4)В 2021 г. УК РФ был дополнен нормой ст. 264.2 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами" <4>, в 2022 г. - ст. 264.3 УК РФ "Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость" <5>. Среди причин криминализации данных деяний следует обозначить следующие.
Статья: Административная преюдиция: подходы к регламентации уголовной ответственности на примере построения ст. 264.1 и ст. 314.1 УК РФ
(Прохоров Л.А., Жарких Е.А., Собин Д.В.)
("Российский следователь", 2023, N 1)Как известно, в юридической литературе сложилось два подхода к оценке рассматриваемого решения законодателя, возникла принципиальная дискуссия между известными авторами о целесообразности закрепления в уголовном законодательстве института административной преюдиции. Это также повлекло и необходимость изложения Верховным Судом РФ своей позиции относительно целесообразности "узаконить административную преюдицию" как элемента новой концепции уголовно-правовой политики России. Она отражена Пленумом Верховного Суда РФ в специальном постановлении, посвященном проблемам квалификации правонарушения, сконструированного в диспозиции ст. 264.1 УК РФ. Нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств как пограничное правонарушение уголовно-правового и административного характера, а также уклонение от административного надзора порождают и особые проблемы противодействия со стороны государства. Поэтому проанализируем подробно наиболее характерные позиции.
(Прохоров Л.А., Жарких Е.А., Собин Д.В.)
("Российский следователь", 2023, N 1)Как известно, в юридической литературе сложилось два подхода к оценке рассматриваемого решения законодателя, возникла принципиальная дискуссия между известными авторами о целесообразности закрепления в уголовном законодательстве института административной преюдиции. Это также повлекло и необходимость изложения Верховным Судом РФ своей позиции относительно целесообразности "узаконить административную преюдицию" как элемента новой концепции уголовно-правовой политики России. Она отражена Пленумом Верховного Суда РФ в специальном постановлении, посвященном проблемам квалификации правонарушения, сконструированного в диспозиции ст. 264.1 УК РФ. Нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств как пограничное правонарушение уголовно-правового и административного характера, а также уклонение от административного надзора порождают и особые проблемы противодействия со стороны государства. Поэтому проанализируем подробно наиболее характерные позиции.
Статья: Актуальные проблемы квалификации деяний, предусмотренных статьей 267 Уголовного кодекса Российской Федерации "Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения"
(Майорова Е.И., Улейчик В.В., Яковлева Л.В.)
("Транспортное право", 2023, N 2)При этом, несмотря на то, что П. нарушил ПДД, его действия не образуют совокупности преступлений со ст. 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств", обязательным последствием которых является причинение тяжкого вреда здоровью либо смерти.
(Майорова Е.И., Улейчик В.В., Яковлева Л.В.)
("Транспортное право", 2023, N 2)При этом, несмотря на то, что П. нарушил ПДД, его действия не образуют совокупности преступлений со ст. 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств", обязательным последствием которых является причинение тяжкого вреда здоровью либо смерти.
Статья: Отграничение единичного преступления от совокупности преступлений
(Краев Д.Ю.)
("Законность", 2024, N 2)<12> Так, приговором Казанского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2022 г. И. была осуждена только по ч. 5 ст. 264 УК за нарушение ПДД при управлении автомобилем, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц (ФИО 4 и ФИО 5) и причинение тяжкого вреда здоровью ФИО 1 (Кассационное определение кассационного военного суда от 21 сентября 2022 г. N 77-402/2022).
(Краев Д.Ю.)
("Законность", 2024, N 2)<12> Так, приговором Казанского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2022 г. И. была осуждена только по ч. 5 ст. 264 УК за нарушение ПДД при управлении автомобилем, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц (ФИО 4 и ФИО 5) и причинение тяжкого вреда здоровью ФИО 1 (Кассационное определение кассационного военного суда от 21 сентября 2022 г. N 77-402/2022).
Статья: Проблемные вопросы правоприменительной практики по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 264.2 УК РФ
(Первухин А.С.)
("Российский следователь", 2024, N 11)В конце 2021 г. в уголовный закон была введена ст. 264.2 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами" <1>, предусматривающая уголовную ответственность: 1) за превышение установленной скорости движения на величину более 60 км/ч; 2) выезд в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления. К ответственности может быть привлечено лицо, подвергнутое административному наказанию за повторное совершение аналогичных нарушений ПДД РФ и лишенное права управления транспортными средствами. Также в ч. 2 ст. 264.2 УК РФ законодатель предусмотрел более строгое наказание для лиц, которые совершили указанные деяния, имея неснятую и непогашенную судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. 264.2 УК РФ.
(Первухин А.С.)
("Российский следователь", 2024, N 11)В конце 2021 г. в уголовный закон была введена ст. 264.2 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами" <1>, предусматривающая уголовную ответственность: 1) за превышение установленной скорости движения на величину более 60 км/ч; 2) выезд в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления. К ответственности может быть привлечено лицо, подвергнутое административному наказанию за повторное совершение аналогичных нарушений ПДД РФ и лишенное права управления транспортными средствами. Также в ч. 2 ст. 264.2 УК РФ законодатель предусмотрел более строгое наказание для лиц, которые совершили указанные деяния, имея неснятую и непогашенную судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. 264.2 УК РФ.
Статья: Правовое обеспечение транспортной безопасности в условиях цифровизации
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2023, N 1)В отношении содержания понятия "транспортное средство" нет единого подхода <7>, несмотря на то что его дефиниция нашла закрепление во многих нормативных правовых актах. Содержание этого понятия различается в зависимости от области и цели его применения. Например, в Уголовном кодексе РФ <8> (УК РФ) рассматриваемое понятие раскрывается только в отношении состава преступления, указанного в ст. 264 УК РФ (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), а значит, использовать такое его определение в иных правоотношениях крайне сложно. Широкое понимание термина "транспортное средство", используемое в Правилах дорожного движения и эксплуатации транспортных средств <9>, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, явно не подходит для нужд транспортного права, где четко обозначен круг правоотношений, в который не входят отношения по использованию велосипедов, мопедов и т.д. Представляется, что наиболее подходящим для целей транспортного права является определение транспортного средства, содержащееся в Законе о транспортной безопасности.
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2023, N 1)В отношении содержания понятия "транспортное средство" нет единого подхода <7>, несмотря на то что его дефиниция нашла закрепление во многих нормативных правовых актах. Содержание этого понятия различается в зависимости от области и цели его применения. Например, в Уголовном кодексе РФ <8> (УК РФ) рассматриваемое понятие раскрывается только в отношении состава преступления, указанного в ст. 264 УК РФ (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), а значит, использовать такое его определение в иных правоотношениях крайне сложно. Широкое понимание термина "транспортное средство", используемое в Правилах дорожного движения и эксплуатации транспортных средств <9>, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, явно не подходит для нужд транспортного права, где четко обозначен круг правоотношений, в который не входят отношения по использованию велосипедов, мопедов и т.д. Представляется, что наиболее подходящим для целей транспортного права является определение транспортного средства, содержащееся в Законе о транспортной безопасности.
Статья: Прекращение уголовного преследования и вопросы эффективности уголовно-процессуальной деятельности
(Качалова О.В., Качалов В.И.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Однако судебная практика по вопросу прекращения уголовного преследования по делам о преступлениях с двухобъектными составами (ст. 264, 318 УК РФ и др.) различна. При аналогичных фактических обстоятельствах дела в одних случаях суды прекращают уголовные дела за примирением сторон, в других отказывают в этом. Расхожая фраза из решений вышестоящих судов, отменяющих решение суда первой инстанции, звучит примерно так: "Суд не указал, каким образом возмещен вред, причиненный основному объекту преступного посягательства". Полагаем, что такой подход далеко не всегда является верным. Как правило, он оправдан в случаях, когда в результате преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), погибли люди либо лицо, совершившее соответствующее преступление, продолжило нарушать Правила дорожного движения. Судебная практика вполне обоснованно исходит из того, что возмещение вреда родственникам погибшего в результате преступления потерпевшего не может устранить наступившие последствия, снизить степень общественной опасности содеянного, быть сопоставимым с жизнью человека.
(Качалова О.В., Качалов В.И.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Однако судебная практика по вопросу прекращения уголовного преследования по делам о преступлениях с двухобъектными составами (ст. 264, 318 УК РФ и др.) различна. При аналогичных фактических обстоятельствах дела в одних случаях суды прекращают уголовные дела за примирением сторон, в других отказывают в этом. Расхожая фраза из решений вышестоящих судов, отменяющих решение суда первой инстанции, звучит примерно так: "Суд не указал, каким образом возмещен вред, причиненный основному объекту преступного посягательства". Полагаем, что такой подход далеко не всегда является верным. Как правило, он оправдан в случаях, когда в результате преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), погибли люди либо лицо, совершившее соответствующее преступление, продолжило нарушать Правила дорожного движения. Судебная практика вполне обоснованно исходит из того, что возмещение вреда родственникам погибшего в результате преступления потерпевшего не может устранить наступившие последствия, снизить степень общественной опасности содеянного, быть сопоставимым с жизнью человека.