Ухудшение жилищных условий военнослужащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Ухудшение жилищных условий военнослужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 53 "Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий" ЖК РФВопреки доводу жалобы решение суда не противоречит п. 12 Правил, поскольку предусмотренный этой правовой нормой запрет на принятие на жилищный учет до истечения пятилетнего срока со дня совершения действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями распространяется лишь на тех военнослужащих, в отношении которых установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий. В отношении П. этот факт установлен не был, а поэтому под действие названного пункта Правил он не подпадает.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 99 "Основания предоставления специализированных жилых помещений" ЖК РФПринимая во внимание, что совершенные Х. действия по прекращению права пользования жилым помещением, расположенном в близлежащем к месту его службы населенном пункте, подпадает под понятие намеренного ухудшения жилищных условий, как оно следует из содержания вышеуказанной нормы ЖК Российской Федерации, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу, что он до истечения указанного срока не вправе претендовать на обеспечение служебным жильем по месту прохождения военной службы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К системе норм о жилищном обеспечении военнослужащих: взгляд через военно-судебные решения
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)Продажа военнослужащим квартиры, находящейся в близлежащем населенном пункте от места прохождения им военной службы, указывает на совершение умышленных действий по ухудшению жилищных условий.
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)Продажа военнослужащим квартиры, находящейся в близлежащем населенном пункте от места прохождения им военной службы, указывает на совершение умышленных действий по ухудшению жилищных условий.
Статья: О праве военнослужащих на исключение по собственному желанию из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения и изменение способа реализации жилищных прав
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)<15> Д.Ю. Гайдин, однако, напоминает, что выход из НИС еще не означает жилищного обеспечения военнослужащего в других формах. Для этого ему необходимо пройти процедуру признания нуждающимся в жилом помещении. Встав в очередь на получение жилья, военнослужащий вправе выбрать между получением жилищной субсидии и получением жилого помещения в собственность или по договору социального найма (Гайдин Д. Жилье военнослужащим. Практика. С. 45 - 52; Гайдин Д.Ю. Является ли добровольный выход из накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ставших ее участниками путем изъявления соответствующего желания, намеренным ухудшением жилищных условий? // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 7. С. 53 - 58).
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)<15> Д.Ю. Гайдин, однако, напоминает, что выход из НИС еще не означает жилищного обеспечения военнослужащего в других формах. Для этого ему необходимо пройти процедуру признания нуждающимся в жилом помещении. Встав в очередь на получение жилья, военнослужащий вправе выбрать между получением жилищной субсидии и получением жилого помещения в собственность или по договору социального найма (Гайдин Д. Жилье военнослужащим. Практика. С. 45 - 52; Гайдин Д.Ю. Является ли добровольный выход из накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ставших ее участниками путем изъявления соответствующего желания, намеренным ухудшением жилищных условий? // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 7. С. 53 - 58).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Признавая отказ незаконным и удовлетворяя заявление, суды исходили из того, что обеспечение К. жилым помещением, полученным ее родителями от государства до ее рождения, как и ее отказ от приватизации этого жилого помещения, не могут рассматриваться в качестве оснований для отказа в предоставлении жилья в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а пятилетний срок с момента умышленного ухудшения ею в мае 2005 г. жилищных условий истек.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Признавая отказ незаконным и удовлетворяя заявление, суды исходили из того, что обеспечение К. жилым помещением, полученным ее родителями от государства до ее рождения, как и ее отказ от приватизации этого жилого помещения, не могут рассматриваться в качестве оснований для отказа в предоставлении жилья в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а пятилетний срок с момента умышленного ухудшения ею в мае 2005 г. жилищных условий истек.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.02.2025 N 7-П
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подпункта "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в связи с жалобами граждан Ю.Б. Митрофановой и И.П. Рыбакова"С одной стороны, статьи 15 (часть 2) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статьи 1 и 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", части 4 и 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 11 ГПК Российской Федерации и статья 15 КАС Российской Федерации, а также пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" ориентируют на применение к длящимся отношениям нового правового регулирования, нацеленного на большую защиту интересов военнослужащих и членов их семей, в том числе по вопросу о правовых последствиях истечения указанного пятилетнего срока при установлении права на предоставление жилого помещения военнослужащим как самостоятельным субъектам жилищных правоотношений после того, как ранее они были обеспечены жильем в качестве члена семьи другого военнослужащего или иного гражданина. С другой стороны, как это следует из правоприменительной практики в том числе в делах заявителей, принятые Правительством Российской Федерации на основании абзаца тринадцатого пункта 1 и пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подзаконные акты толкуются вопреки указанному смыслу законодательного регулирования как исключающие учет и применение прошедшего со времени ухудшения жилищных условий пятилетнего срока при обеспечении жилыми помещениями военнослужащих на специальных условиях данного Федерального закона.
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подпункта "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в связи с жалобами граждан Ю.Б. Митрофановой и И.П. Рыбакова"С одной стороны, статьи 15 (часть 2) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статьи 1 и 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", части 4 и 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 11 ГПК Российской Федерации и статья 15 КАС Российской Федерации, а также пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" ориентируют на применение к длящимся отношениям нового правового регулирования, нацеленного на большую защиту интересов военнослужащих и членов их семей, в том числе по вопросу о правовых последствиях истечения указанного пятилетнего срока при установлении права на предоставление жилого помещения военнослужащим как самостоятельным субъектам жилищных правоотношений после того, как ранее они были обеспечены жильем в качестве члена семьи другого военнослужащего или иного гражданина. С другой стороны, как это следует из правоприменительной практики в том числе в делах заявителей, принятые Правительством Российской Федерации на основании абзаца тринадцатого пункта 1 и пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подзаконные акты толкуются вопреки указанному смыслу законодательного регулирования как исключающие учет и применение прошедшего со времени ухудшения жилищных условий пятилетнего срока при обеспечении жилыми помещениями военнослужащих на специальных условиях данного Федерального закона.
Статья: Спор о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании ст. 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (ст. 53 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании ст. 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (ст. 53 ЖК РФ).
Статья: О новом правовом регулировании регистрации по месту жительства военнослужащих и членов их семей (научно-практический комментарий к пункту 16 статьи 15.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2022 года N 1604)
(Мананников Д.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)Е.А. Глухов также ранее указывал на ситуации, когда военнослужащие прибывают к новому месту службы, где жильем они обеспечены и регистрируются по месту жительства. Оснований для их жилищного обеспечения не имеется и соответственно регистрации по адресу воинской части также. Но впоследствии по различным причинам у них ухудшаются жилищные условия и появляются основания для жилищного обеспечения.
(Мананников Д.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)Е.А. Глухов также ранее указывал на ситуации, когда военнослужащие прибывают к новому месту службы, где жильем они обеспечены и регистрируются по месту жительства. Оснований для их жилищного обеспечения не имеется и соответственно регистрации по адресу воинской части также. Но впоследствии по различным причинам у них ухудшаются жилищные условия и появляются основания для жилищного обеспечения.
Статья: Некоторые аспекты признания военнослужащих - граждан Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)В п. 12 Правил N 1768 сформулированы последствия намеренных действий (сделок) военнослужащих и (или) членов их семей по ухудшению своих жилищных условий, что ранее не имело нормативного закрепления в Правилах N 512. К таким последствиям отнесены:
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)В п. 12 Правил N 1768 сформулированы последствия намеренных действий (сделок) военнослужащих и (или) членов их семей по ухудшению своих жилищных условий, что ранее не имело нормативного закрепления в Правилах N 512. К таким последствиям отнесены: