Ухудшение положения налогоплательщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Ухудшение положения налогоплательщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Исчисление налога в соответствии с требованиями налогового законодательства не свидетельствует об ухудшении положения налогоплательщика и не дает оснований для вывода о нарушении принципа поддержания доверия к закону и действиям государства.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Исчисление налога в соответствии с требованиями налогового законодательства не свидетельствует об ухудшении положения налогоплательщика и не дает оснований для вывода о нарушении принципа поддержания доверия к закону и действиям государства.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени" НК РФ"Принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика означает, что изменения налогового законодательства, нормативных правовых актов и актов, формирующих судебную практику, не имеют обратной силы и не распространяются на отношения, возникшие до их вступления в силу (пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамСИТУАЦИЯ: Может ли вышестоящий налоговый орган ухудшить положение налогоплательщика?
Статья: Обратная сила закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ч. 2 ст. 5 НК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ч. 2 ст. 5 НК РФ);
Статья: Вправе ли инспекция отозвать акт выездной проверки
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)Исправления в акте связаны не с установлением новых обстоятельств выявленных нарушений, а с ранее выявленными и отраженными в акте проверки нарушениями, о чем прямо указано в акте. И это не повлекло ухудшение положения налогоплательщика.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)Исправления в акте связаны не с установлением новых обстоятельств выявленных нарушений, а с ранее выявленными и отраженными в акте проверки нарушениями, о чем прямо указано в акте. И это не повлекло ухудшение положения налогоплательщика.
Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с проведением налоговых проверок.
(Письмо Минфина России от 23.03.2018 N 03-02-07/1/18400)Кроме того, важным принципом досудебного урегулирования налоговых споров является невозможность ухудшения положения лица по результатам рассмотрения его жалобы. При этом вышестоящий налоговый орган выносит новое решение на основании имеющихся материалов налоговой проверки и собранных в рамках мероприятий налогового контроля доказательств, не устанавливая и не вменяя новые нарушения.
(Письмо Минфина России от 23.03.2018 N 03-02-07/1/18400)Кроме того, важным принципом досудебного урегулирования налоговых споров является невозможность ухудшения положения лица по результатам рассмотрения его жалобы. При этом вышестоящий налоговый орган выносит новое решение на основании имеющихся материалов налоговой проверки и собранных в рамках мероприятий налогового контроля доказательств, не устанавливая и не вменяя новые нарушения.
"Ответственность за налоговые преступления: официальные разъяснения и профессиональный комментарий"
(постатейный)
(под ред. С.Г. Пепеляева)
("Юстицинформ", 2021)1. Закон может не только повышать обязательства налогоплательщиков, но и снижать их. Конституционный запрет придавать законам о налогах обратную силу распространяется только на случаи ухудшения положения налогоплательщиков. Одновременно Конституция РФ не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков. При этом благоприятное для субъектов налогообложения влияние такого закона должно быть понятно как налогоплательщику, так и государственным органам, взимающим налоги <34>.
(постатейный)
(под ред. С.Г. Пепеляева)
("Юстицинформ", 2021)1. Закон может не только повышать обязательства налогоплательщиков, но и снижать их. Конституционный запрет придавать законам о налогах обратную силу распространяется только на случаи ухудшения положения налогоплательщиков. Одновременно Конституция РФ не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков. При этом благоприятное для субъектов налогообложения влияние такого закона должно быть понятно как налогоплательщику, так и государственным органам, взимающим налоги <34>.
Статья: Правовые проблемы формирования перечня объектов недвижимого имущества органами государственной власти субъектов РФ в целях взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Мониторинг судебных актов за 2016 - 2021 годы
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)В этом отношении особого внимания со стороны законодателя требуют те положения закона, которые в настоящее время вызывают противоречивые суждения судов и Минфина России относительно правового характера перечня. Мы считаем, что требуются законодательное внесение изменений в ст. 378.2 НК РФ в части определения нормативного характера акта органа государственной власти субъекта РФ, которым утверждается перечень, установление правил его действия во времени с учетом прошедшего и нового налоговых периодов, а также порядка его изменений в части исключения и добавления новых объектов недвижимости с учетом улучшения или ухудшения положения налогоплательщика. Нужна также законодательная определенность в отношении случаев, когда объекты недвижимости приобретают или утрачивают необходимые признаки (например, изменяется показатель в 20% фактического использования объекта для определенных целей или площадь помещений) несколько раз в течение налогового периода.
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)В этом отношении особого внимания со стороны законодателя требуют те положения закона, которые в настоящее время вызывают противоречивые суждения судов и Минфина России относительно правового характера перечня. Мы считаем, что требуются законодательное внесение изменений в ст. 378.2 НК РФ в части определения нормативного характера акта органа государственной власти субъекта РФ, которым утверждается перечень, установление правил его действия во времени с учетом прошедшего и нового налоговых периодов, а также порядка его изменений в части исключения и добавления новых объектов недвижимости с учетом улучшения или ухудшения положения налогоплательщика. Нужна также законодательная определенность в отношении случаев, когда объекты недвижимости приобретают или утрачивают необходимые признаки (например, изменяется показатель в 20% фактического использования объекта для определенных целей или площадь помещений) несколько раз в течение налогового периода.
Готовое решение: Обратная сила в налоговом законодательстве
(КонсультантПлюс, 2025)устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов и иных участников налоговых отношений.
(КонсультантПлюс, 2025)устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов и иных участников налоговых отношений.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)При этом, как показывает практика, Налоговая служба РФ толкует данные положения, призванные в порядке антикризисного регулирования не допустить ухудшение положения налогоплательщиков в 2023 г. по сравнению с 2022 г., максимально формально.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)При этом, как показывает практика, Налоговая служба РФ толкует данные положения, призванные в порядке антикризисного регулирования не допустить ухудшение положения налогоплательщиков в 2023 г. по сравнению с 2022 г., максимально формально.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Проверяя налогоплательщика за истекшие налоговые периоды, налоговые органы должны выяснять, какими разъяснениями уполномоченных органов руководствовался налогоплательщик. Если правовая позиция Минфина России с течением времени изменялась в пользу налогоплательщика, она должна иметь обратную силу по аналогии с правилом, указанным в ст. 5 НК РФ. Если же разъяснение ухудшает правовое положение налогоплательщика, прежние разъяснения могут иметь значение для начисления пени и штрафа.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Проверяя налогоплательщика за истекшие налоговые периоды, налоговые органы должны выяснять, какими разъяснениями уполномоченных органов руководствовался налогоплательщик. Если правовая позиция Минфина России с течением времени изменялась в пользу налогоплательщика, она должна иметь обратную силу по аналогии с правилом, указанным в ст. 5 НК РФ. Если же разъяснение ухудшает правовое положение налогоплательщика, прежние разъяснения могут иметь значение для начисления пени и штрафа.
Статья: Конституционные обязанности
(Нарутто С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституция РФ закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). С помощью налогов государство обеспечивает развитие экономики, социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и др.), науки, безопасности в интересах всего общества. Налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными актами. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
(Нарутто С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституция РФ закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). С помощью налогов государство обеспечивает развитие экономики, социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и др.), науки, безопасности в интересах всего общества. Налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными актами. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья: Заключение договоров купли-продажи оборудования не обусловлено разумными экономическими причинами
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной декларации по НДПИ за май и июнь 2021 г. Удовлетворяя требование, суд исходил из того, что требование налогового органа произвести ретроспективный перерасчет НДПИ за май и июнь 2021 г. в сторону его увеличения нарушает нормы Конституции РФ, налогового законодательства и принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика. Законом РФ от 02.07.2021 N 305-ФЗ (далее - Закон) внесены изменения в НК РФ (НДПИ в части порядка определения коэффициента Кабдт), и действие этих положений распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2021. Декларация по НДПИ предоставляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, которым является месяц. В декларации по НДПИ учтены коэффициенты, показатели, компоненты и значения, в том числе и значение коэффициента Кабдт, действующие на момент ее представления. У общества в тот период не было оснований производить расчет НДПИ по измененным значениям. Для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушений прав заявителя в спорный период при применении нового правового регулирования определения коэффициента Кабдт при исчислении НДПИ необходимо установить, улучшили или ухудшили его положение изменения, внесенные Законом в НК РФ. Внесенные Законом изменения ухудшили положение нефтедобывающих компаний, не имеющих нефтепереработки (к которым относится налогоплательщик), за счет увеличения НДПИ. В рассматриваемом случае Закон ухудшил положение общества, увеличив налоговые обязательства по НДПИ (в результате неверного применения коэффициента Кабдт сумма НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, по мнению инспекции, занижена за май 2021 г. и июнь 2021 г.). Специальные правила об обратной силе закона к спорным обстоятельствам неприменимы. Те положения Закона, которые увеличили ставку НДПИ для нефти, должны вступить в силу в порядке, установленном п. 1 ст. 5 НК РФ. Поскольку Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 02.07.2021, месяц после его публикации истек 03.08.2021. Соответственно, с учетом положений п. 1 ст. 5 НК РФ он не может применяться в части ухудшения положений заявителя к налоговым отношениям мая и июня 2021 г.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной декларации по НДПИ за май и июнь 2021 г. Удовлетворяя требование, суд исходил из того, что требование налогового органа произвести ретроспективный перерасчет НДПИ за май и июнь 2021 г. в сторону его увеличения нарушает нормы Конституции РФ, налогового законодательства и принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика. Законом РФ от 02.07.2021 N 305-ФЗ (далее - Закон) внесены изменения в НК РФ (НДПИ в части порядка определения коэффициента Кабдт), и действие этих положений распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2021. Декларация по НДПИ предоставляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, которым является месяц. В декларации по НДПИ учтены коэффициенты, показатели, компоненты и значения, в том числе и значение коэффициента Кабдт, действующие на момент ее представления. У общества в тот период не было оснований производить расчет НДПИ по измененным значениям. Для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушений прав заявителя в спорный период при применении нового правового регулирования определения коэффициента Кабдт при исчислении НДПИ необходимо установить, улучшили или ухудшили его положение изменения, внесенные Законом в НК РФ. Внесенные Законом изменения ухудшили положение нефтедобывающих компаний, не имеющих нефтепереработки (к которым относится налогоплательщик), за счет увеличения НДПИ. В рассматриваемом случае Закон ухудшил положение общества, увеличив налоговые обязательства по НДПИ (в результате неверного применения коэффициента Кабдт сумма НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, по мнению инспекции, занижена за май 2021 г. и июнь 2021 г.). Специальные правила об обратной силе закона к спорным обстоятельствам неприменимы. Те положения Закона, которые увеличили ставку НДПИ для нефти, должны вступить в силу в порядке, установленном п. 1 ст. 5 НК РФ. Поскольку Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 02.07.2021, месяц после его публикации истек 03.08.2021. Соответственно, с учетом положений п. 1 ст. 5 НК РФ он не может применяться в части ухудшения положений заявителя к налоговым отношениям мая и июня 2021 г.