Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 28.09.2023 по делу N 77-2146/2023 (УИД 78RS0007-01-2021-005783-06)
Приговор: По ч. 1 ст. 228.1, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Осуждение свидетеля ФИО13 за совершение незаконного сбыта наркотического средства лицу под псевдонимом "Тигр" не свидетельствует о наличии у него заинтересованности в привлечении Н.И.В. к уголовной ответственности и не является основанием для признания его показаний недопустимым доказательством. Данных, свидетельствующих о незаконном воздействии на данного свидетеля, в материалах дела не имеется. Нарушений закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий "проверочная закупка" судом первой и апелляционной инстанции не усмотрено, результаты оперативно-розыскных мероприятий "проверочная закупка" обоснованно признаны допустимыми доказательствами и положены в основу приговора, поскольку они соответствуют требованиям Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Приговор: По ч. 1 ст. 228.1, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Осуждение свидетеля ФИО13 за совершение незаконного сбыта наркотического средства лицу под псевдонимом "Тигр" не свидетельствует о наличии у него заинтересованности в привлечении Н.И.В. к уголовной ответственности и не является основанием для признания его показаний недопустимым доказательством. Данных, свидетельствующих о незаконном воздействии на данного свидетеля, в материалах дела не имеется. Нарушений закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий "проверочная закупка" судом первой и апелляционной инстанции не усмотрено, результаты оперативно-розыскных мероприятий "проверочная закупка" обоснованно признаны допустимыми доказательствами и положены в основу приговора, поскольку они соответствуют требованиям Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 28.03.2024 N 22-196/2024 (УИД 92RS0002-01-2022-006223-72)
Приговор: По п. п. "б", "в" ч. 5 ст. 290, ч. 1 ст. 293, ч. 1.1 ст. 293 УК РФ (получение взятки; халатность).
Определение: Приговор изменен, определено считать осужденного осужденным по п. п. "б", "в" ч. 5 ст. 290 УК РФ с назначением ему основного наказания в виде лишения свободы на срок 8 лет, а также с назначением дополнительного наказания в виде штрафа.Доводы о том, что начальник отдела государственных закупок Департамента С. N 30 (С. N 24) Е.А., была привлечена к административной ответственности за нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при заключении контрактов, в том числе, с ООО "Техномедис" и ООО "Арктика", не исключают уголовной ответственности Н., так им были подписаны все документы, связанные с государственными закупками.
Приговор: По п. п. "б", "в" ч. 5 ст. 290, ч. 1 ст. 293, ч. 1.1 ст. 293 УК РФ (получение взятки; халатность).
Определение: Приговор изменен, определено считать осужденного осужденным по п. п. "б", "в" ч. 5 ст. 290 УК РФ с назначением ему основного наказания в виде лишения свободы на срок 8 лет, а также с назначением дополнительного наказания в виде штрафа.Доводы о том, что начальник отдела государственных закупок Департамента С. N 30 (С. N 24) Е.А., была привлечена к административной ответственности за нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при заключении контрактов, в том числе, с ООО "Техномедис" и ООО "Арктика", не исключают уголовной ответственности Н., так им были подписаны все документы, связанные с государственными закупками.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неконкурентные закупки по Закону N 223-ФЗ: определение, виды и "электронный магазин" как выход
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 6)- уголовная ответственность, если нарушение процедуры закупки у единственного поставщика в совокупности с иными действиями привело к причинению ущерба предприятию, растрате денежных средств. Если также будет установлено, что обоснование цены договора было завышено, подготовлено с явными нарушениями (содержало подложные коммерческие предложения), а намерения должностного лица будут подтверждены перепиской, в отношении лица может быть возбуждено уголовное дело по признакам преступления, например по ч. 3 ст. 160 УК РФ <15>.
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 6)- уголовная ответственность, если нарушение процедуры закупки у единственного поставщика в совокупности с иными действиями привело к причинению ущерба предприятию, растрате денежных средств. Если также будет установлено, что обоснование цены договора было завышено, подготовлено с явными нарушениями (содержало подложные коммерческие предложения), а намерения должностного лица будут подтверждены перепиской, в отношении лица может быть возбуждено уголовное дело по признакам преступления, например по ч. 3 ст. 160 УК РФ <15>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК. ГОСОБОРОНЗАКАЗ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК. ГОСОБОРОНЗАКАЗ
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: К вопросу обеспечения исполнения договора. Договорная ответственность
(Шайбакова Л.Ф., Морозова Г.М.)
("Право и экономика", 2025, N 4)В случае выявленных нарушений уголовная ответственность применяется как к должностным лицам заказчика, так и другим лицам, представляющим интересы государства или муниципалитета в закупочной процедуре.
(Шайбакова Л.Ф., Морозова Г.М.)
("Право и экономика", 2025, N 4)В случае выявленных нарушений уголовная ответственность применяется как к должностным лицам заказчика, так и другим лицам, представляющим интересы государства или муниципалитета в закупочной процедуре.
Статья: Применение законодательства в сфере государственного оборонного заказа в рамках надзорных мероприятий органов прокуратуры
(Морозов Д.Б.)
("Законность", 2020, N 12)<2> См.: Уголовная ответственность за ненадлежащее исполнение государственного оборонного заказа и нарушение порядка осуществления государственных закупок. 2018. Режим доступа: http://www.opklex.com/publikaczii/temyi/gosudarstvennyie-zakupki/ugolovnaya-otvetstvennost-za-nenadlezhashhee-ispolnenie-gosudarstvennogo-oboronnogo-zakaza-i-narushenie-poryadka-osushhestvleniya-gosudarstvennyix-zakupok.html (дата обращения: 26.05.2020).
(Морозов Д.Б.)
("Законность", 2020, N 12)<2> См.: Уголовная ответственность за ненадлежащее исполнение государственного оборонного заказа и нарушение порядка осуществления государственных закупок. 2018. Режим доступа: http://www.opklex.com/publikaczii/temyi/gosudarstvennyie-zakupki/ugolovnaya-otvetstvennost-za-nenadlezhashhee-ispolnenie-gosudarstvennogo-oboronnogo-zakaza-i-narushenie-poryadka-osushhestvleniya-gosudarstvennyix-zakupok.html (дата обращения: 26.05.2020).
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)За совершение коррупционных нарушений, в том числе в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ, сотрудники заказчика, равно как и иных организаций - участников закупочного процесса, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность (ч. 1 ст. 13 Закона о противодействии коррупции).
(КонсультантПлюс, 2025)За совершение коррупционных нарушений, в том числе в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ, сотрудники заказчика, равно как и иных организаций - участников закупочного процесса, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность (ч. 1 ст. 13 Закона о противодействии коррупции).
Статья: Перспективы правового регулирования зеленых закупок в Российской Федерации
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 1)Для продвижения в Российской Федерации зеленых закупок необходима четкая правовая регламентация соблюдения экологических требований при осуществлении закупочных процедур, в том числе в части уголовной и административной ответственности участника закупки в случае выявления нарушения природоохранного законодательства или осуществления мошеннических действий и фальсификации сведений об экологически чистой продукции, работах, услугах для участия в госзакупках. Наличие единых требований и критериев к зеленым закупкам с классификацией по товарным группам снижает административную нагрузку, повышает открытость закупочных процедур.
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 1)Для продвижения в Российской Федерации зеленых закупок необходима четкая правовая регламентация соблюдения экологических требований при осуществлении закупочных процедур, в том числе в части уголовной и административной ответственности участника закупки в случае выявления нарушения природоохранного законодательства или осуществления мошеннических действий и фальсификации сведений об экологически чистой продукции, работах, услугах для участия в госзакупках. Наличие единых требований и критериев к зеленым закупкам с классификацией по товарным группам снижает административную нагрузку, повышает открытость закупочных процедур.
Статья: Контрольные (надзорные) мероприятия по законодательству Российской Федерации: виды, содержание и цели применения
(Соловьев А.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Результатом мониторинговых закупок могут стать: выявление нарушений и принятие мер по их устранению; сбор фактического материала для привлечения виновных к административной или уголовной ответственности; предотвращение или пресечение дальнейшей реализации некачественных либо контрафактных товаров.
(Соловьев А.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Результатом мониторинговых закупок могут стать: выявление нарушений и принятие мер по их устранению; сбор фактического материала для привлечения виновных к административной или уголовной ответственности; предотвращение или пресечение дальнейшей реализации некачественных либо контрафактных товаров.
Статья: Усмотрение публично-правовых образований при участии в договорных правоотношениях
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Цивилист", 2025, N 3)Думается, что преобладание императивного наклона для норм Закона о контрактной системе обусловлено необходимостью и важностью удовлетворяемых нужд и связано с недопущением злоупотребления со стороны должностных лиц публично-правовых образований. Указанное подтверждается в том числе установлением законодателем как административной, так и уголовной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере закупок.
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Цивилист", 2025, N 3)Думается, что преобладание императивного наклона для норм Закона о контрактной системе обусловлено необходимостью и важностью удовлетворяемых нужд и связано с недопущением злоупотребления со стороны должностных лиц публично-правовых образований. Указанное подтверждается в том числе установлением законодателем как административной, так и уголовной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере закупок.
Последние изменения: Дополнительные требования к участникам по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)изменены доптребования, касающиеся закупок общественного питания, пищевых продуктов. В частности, их участниками не могут стать лица, которые есть в РНП, а также физлица, которые привлекались к уголовной или административной ответственности по ряду статей, в частности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. То же касается юрлиц, чьи сотрудники привлекались к данной ответственности (позиция 33 Приложения к Постановлению N 2571).
(КонсультантПлюс, 2025)изменены доптребования, касающиеся закупок общественного питания, пищевых продуктов. В частности, их участниками не могут стать лица, которые есть в РНП, а также физлица, которые привлекались к уголовной или административной ответственности по ряду статей, в частности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. То же касается юрлиц, чьи сотрудники привлекались к данной ответственности (позиция 33 Приложения к Постановлению N 2571).
Статья: Развитие уголовного законодательства об ответственности за преступления при осуществлении государственных закупок
(Самсонов В.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Составы преступлений, предусмотренных ст. 201.2 и 285.5 УК РФ, содержат специальное основание освобождения от уголовной ответственности, в случае если лицо добровольно устранит нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа. Указанная норма предоставляет возможность добровольного устранения преступных последствий в целях точного исполнения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, что является положительной тенденцией развития уголовного законодательства в сфере публичных закупок, где основными целями должны являться предупреждение и устранение последствий преступления. Действие примечания распространяется лишь на первые части исследуемых статей, представляется, что его распространение на остальные составы в исследуемой сфере также будет служить цели минимизации преступного ущерба.
(Самсонов В.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Составы преступлений, предусмотренных ст. 201.2 и 285.5 УК РФ, содержат специальное основание освобождения от уголовной ответственности, в случае если лицо добровольно устранит нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа. Указанная норма предоставляет возможность добровольного устранения преступных последствий в целях точного исполнения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, что является положительной тенденцией развития уголовного законодательства в сфере публичных закупок, где основными целями должны являться предупреждение и устранение последствий преступления. Действие примечания распространяется лишь на первые части исследуемых статей, представляется, что его распространение на остальные составы в исследуемой сфере также будет служить цели минимизации преступного ущерба.
Готовое решение: Как провести открытый электронный конкурс по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)указание на осуществление закупки по Федеральному закону от 29.12.2012 N 275-ФЗ (не размещается на официальном сайте);
(КонсультантПлюс, 2025)указание на осуществление закупки по Федеральному закону от 29.12.2012 N 275-ФЗ (не размещается на официальном сайте);
Статья: Правила надзора за соблюдением законодательства (комплаенс) на предприятии и самовоспроизводимый риск привлечения к уголовной и административной ответственности
(Хелльманн У., Штаге Д.)
("Закон", 2021, N 5)В отдельных случаях они могут конкретизировать сферу действия данной нормы: тогда при соблюдении комплаенс-требований, например, в части допустимого объема преимущества, на соответствующее деяние имеется "согласие предприятия" <94> и не будет объективной стороны состава преступления <95>, зато нарушение конкретного обязательства потенциально повлечет уголовную ответственность согласно § 299 (абз. 1 N 2) УУ (при условии выполнения дополнительных требований). Однако нарушение обязанности уже будет состоять не в принятии или сокрытии выгоды, хотя сотрудник тем самым нарушает положения внутреннего надзора <96>, а, скорее, в несоблюдении, например, инструкции по внутренним закупкам.
(Хелльманн У., Штаге Д.)
("Закон", 2021, N 5)В отдельных случаях они могут конкретизировать сферу действия данной нормы: тогда при соблюдении комплаенс-требований, например, в части допустимого объема преимущества, на соответствующее деяние имеется "согласие предприятия" <94> и не будет объективной стороны состава преступления <95>, зато нарушение конкретного обязательства потенциально повлечет уголовную ответственность согласно § 299 (абз. 1 N 2) УУ (при условии выполнения дополнительных требований). Однако нарушение обязанности уже будет состоять не в принятии или сокрытии выгоды, хотя сотрудник тем самым нарушает положения внутреннего надзора <96>, а, скорее, в несоблюдении, например, инструкции по внутренним закупкам.