Удержание пени из обеспечения
Подборка наиболее важных документов по запросу Удержание пени из обеспечения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Порядок приемки работ
(КонсультантПлюс, 2025)...ООО [исполнитель - ред.]... обратилось в арбитражный суд с... иском о взыскании задолженности за выполненные работы, взыскании суммы обеспечения и пени за просрочку исполнения обязательств.
(КонсультантПлюс, 2025)...ООО [исполнитель - ред.]... обратилось в арбитражный суд с... иском о взыскании задолженности за выполненные работы, взыскании суммы обеспечения и пени за просрочку исполнения обязательств.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, он обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а пени (как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога в установленный законом срок) подлежат начислению по дату фактической уплаты налога.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, он обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а пени (как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога в установленный законом срок) подлежат начислению по дату фактической уплаты налога.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об исполнении обязательств юрлиц, связанных с уплатой неустоек (штрафов, пеней) и предоставлением обеспечения исполнения контракта (договора), за счет средств, подлежащих казначейскому сопровождению.
(Письмо Минфина России от 08.08.2025 N 02-12-12/77411)Вопрос: Об исполнении обязательств юрлиц, связанных с уплатой неустоек (штрафов, пеней) и предоставлением обеспечения исполнения контракта (договора), за счет средств, подлежащих казначейскому сопровождению.
(Письмо Минфина России от 08.08.2025 N 02-12-12/77411)Вопрос: Об исполнении обязательств юрлиц, связанных с уплатой неустоек (штрафов, пеней) и предоставлением обеспечения исполнения контракта (договора), за счет средств, подлежащих казначейскому сопровождению.
Нормативные акты
Приказ ФТС России от 21.11.2018 N 1876
"Об утверждении форм документов, применяемых таможенными органами в целях обеспечения взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет имущества и обращения взыскания на товары"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.02.2019 N 53722)Зарегистрировано в Минюсте России 7 февраля 2019 г. N 53722
"Об утверждении форм документов, применяемых таможенными органами в целях обеспечения взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет имущества и обращения взыскания на товары"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.02.2019 N 53722)Зарегистрировано в Минюсте России 7 февраля 2019 г. N 53722
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Поэтому при применении подпункта 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ следует учитывать, что специальные правила принятия упомянутой меры, предусмотренные абзацем вторым этого подпункта, применяются только при приостановлении операций по счетам в банке на основании статьи 101 и не распространяются на схожую обеспечительную меру, применяемую на основании статьи 76 Кодекса для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней, штрафа.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Поэтому при применении подпункта 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ следует учитывать, что специальные правила принятия упомянутой меры, предусмотренные абзацем вторым этого подпункта, применяются только при приостановлении операций по счетам в банке на основании статьи 101 и не распространяются на схожую обеспечительную меру, применяемую на основании статьи 76 Кодекса для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней, штрафа.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Проводя анализ юридической природы мер бюджетного принуждения, авторы указывают: "Перечень бюджетных мер принуждения, представленный в ст. 306.2 БК РФ, однако, имеет смешанную природу: здесь перечислены и меры пресечения, направленные на прекращение противоправного деяния, в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и меры, которые в праве принято относить к способам обеспечения исполнения обязательств - бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций); передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств и специфические санкции, такие как бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, применение мер бюджетного принуждения скорее носит обеспечительный, правовосстановительный характер" <481>. Аналогичного мнения придерживается и Е.С. Алексеева, которая утверждает, что "бюджетные меры принуждения - не меры юридической ответственности, а инструмент бюджетного регулирования. Они имеют правовосстановительную (бесспорное взыскание пени) или пресекательную (бесспорное взыскание предоставленных бюджетных средств) цель. Эти особенные санкции, которые встречаются в бюджетном законодательстве, являются превентивными и выступают в роли мер обеспечительного характера" <482>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Проводя анализ юридической природы мер бюджетного принуждения, авторы указывают: "Перечень бюджетных мер принуждения, представленный в ст. 306.2 БК РФ, однако, имеет смешанную природу: здесь перечислены и меры пресечения, направленные на прекращение противоправного деяния, в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и меры, которые в праве принято относить к способам обеспечения исполнения обязательств - бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций); передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств и специфические санкции, такие как бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, применение мер бюджетного принуждения скорее носит обеспечительный, правовосстановительный характер" <481>. Аналогичного мнения придерживается и Е.С. Алексеева, которая утверждает, что "бюджетные меры принуждения - не меры юридической ответственности, а инструмент бюджетного регулирования. Они имеют правовосстановительную (бесспорное взыскание пени) или пресекательную (бесспорное взыскание предоставленных бюджетных средств) цель. Эти особенные санкции, которые встречаются в бюджетном законодательстве, являются превентивными и выступают в роли мер обеспечительного характера" <482>.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, он обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а пени (как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога в установленный законом срок) подлежат начислению по дату фактической уплаты налога.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, он обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а пени (как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога в установленный законом срок) подлежат начислению по дату фактической уплаты налога.
Статья: Когда налоговики вправе приостановить операции по счетам в качестве обеспечительной меры
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 1)В день вынесения решения по проверке налоговики в целях обеспечения взыскания недоимки, пеней, штрафа приостановили операции по счетам компании.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 1)В день вынесения решения по проверке налоговики в целях обеспечения взыскания недоимки, пеней, штрафа приостановили операции по счетам компании.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Генеральной прокуратурой РФ издан Приказ от 24 октября 2023 г. N 736 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере" (далее - Приказ от 24 октября 2023 г. N 736), которым признаны утратившими силу ранее действующие Приказы Генерального прокурора РФ от 9 июня 2009 г. N 193 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах" и от 22 марта 2010 г. N 122 "Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов".
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Генеральной прокуратурой РФ издан Приказ от 24 октября 2023 г. N 736 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере" (далее - Приказ от 24 октября 2023 г. N 736), которым признаны утратившими силу ранее действующие Приказы Генерального прокурора РФ от 9 июня 2009 г. N 193 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах" и от 22 марта 2010 г. N 122 "Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов".
Готовое решение: Как с организации могут взыскать недоимку по страховым взносам, которые уплачиваются в налоговый орган до 31.12.2022 (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Прокурор или его заместитель отказывают в выдаче санкции или выдают санкцию. На первом листе постановления проставляется санкция прокурора и заверяется подписью прокурора (его заместителя) и печатью прокуратуры (п. п. 2, 3 Приказа Генпрокуратуры России от 22.03.2010 N 122 "Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов").
(КонсультантПлюс, 2022)Прокурор или его заместитель отказывают в выдаче санкции или выдают санкцию. На первом листе постановления проставляется санкция прокурора и заверяется подписью прокурора (его заместителя) и печатью прокуратуры (п. п. 2, 3 Приказа Генпрокуратуры России от 22.03.2010 N 122 "Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов").
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования пеней за нарушение сроков уплаты таможенных платежей
(Ермолаева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Если же плательщик добровольно не выполняет обязанность по погашению задолженности в установленный в уведомлении таможенного органа срок, то со дня формирования уведомления ставка пеней меняется. На этом этапе она составляет 1/100 ключевой ставки ЦБ РФ. Необходимо учитывать, что, получив уведомление об уплате таможенных платежей и исполнив его в установленный законодательством срок, плательщик уплатит только те пени, которые начислены таможенным органом в уведомлении на дату составления последнего. А уже в случае игнорирования уведомления размер пеней увеличится в три раза. Законодатель устанавливает своего рода отягчающие вину обстоятельства, устанавливая повышенный размер пеней в случае "злостного уклонения" от уплаты таможенных платежей. Похожий принцип относительно начисления пеней закреплен и в налоговом законодательстве. В связи с этим некоторые ученые справедливо заметили: если пени - способ обеспечения уплаты обязательных платежей, то они должны выполнять только компенсационную функцию, не предусматривать учет "отягчающих" обстоятельств в виде увеличения срока просрочки уплаты <10>. В противном случае пени превращаются в меру ответственности. Следует согласиться с данным выводом. Действительно, в подобных ситуациях с дифференциацией ставок пеней очевидна их штрафная (карательная) функция.
(Ермолаева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Если же плательщик добровольно не выполняет обязанность по погашению задолженности в установленный в уведомлении таможенного органа срок, то со дня формирования уведомления ставка пеней меняется. На этом этапе она составляет 1/100 ключевой ставки ЦБ РФ. Необходимо учитывать, что, получив уведомление об уплате таможенных платежей и исполнив его в установленный законодательством срок, плательщик уплатит только те пени, которые начислены таможенным органом в уведомлении на дату составления последнего. А уже в случае игнорирования уведомления размер пеней увеличится в три раза. Законодатель устанавливает своего рода отягчающие вину обстоятельства, устанавливая повышенный размер пеней в случае "злостного уклонения" от уплаты таможенных платежей. Похожий принцип относительно начисления пеней закреплен и в налоговом законодательстве. В связи с этим некоторые ученые справедливо заметили: если пени - способ обеспечения уплаты обязательных платежей, то они должны выполнять только компенсационную функцию, не предусматривать учет "отягчающих" обстоятельств в виде увеличения срока просрочки уплаты <10>. В противном случае пени превращаются в меру ответственности. Следует согласиться с данным выводом. Действительно, в подобных ситуациях с дифференциацией ставок пеней очевидна их штрафная (карательная) функция.
Готовое решение: По каким КБК уплачиваются страховые взносы, штрафы и пени по ним (до 31.12.2022 включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Для уплаты страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий физлиц, а также пеней и штрафов по ним используются следующие КБК:
(КонсультантПлюс, 2022)Для уплаты страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий физлиц, а также пеней и штрафов по ним используются следующие КБК:
Статья: Неопределенность формулировок в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации"
(Смирнов А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Другим примером регулирования функций прокуратуры не специальным, а иными федеральными законами может служить такой вид деятельности и полномочие прокуратуры, как санкционирование. Оно применяется прокурором в различных правоотношениях. Например, ст. 77 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность прокурора санкционировать решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов. По сути, такая же обязанность прокурора установлена и при аресте таможенными органами имущества, товаров, по которым не оплачены полностью или частично таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты или пени (ст. 9 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>). Примечательно, что в указанных законах не отражен весь комплекс необходимых действий прокурора по санкционированию решений уполномоченных органов по аресту имущества. В этой связи Генеральный прокурор РФ вынужден определять порядок реализации установленного законом полномочия своими приказами <3>. Можно привести и другие аналогичные примеры, когда полномочия, функции, организация и порядок деятельности органов прокуратуры регулируются не специальным Законом о прокуратуре, а иными федеральными законами. Это, в свою очередь, влечет необходимость издания приказов Генерального прокурора РФ, содержание которых фактически подменяет закон.
(Смирнов А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Другим примером регулирования функций прокуратуры не специальным, а иными федеральными законами может служить такой вид деятельности и полномочие прокуратуры, как санкционирование. Оно применяется прокурором в различных правоотношениях. Например, ст. 77 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность прокурора санкционировать решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов. По сути, такая же обязанность прокурора установлена и при аресте таможенными органами имущества, товаров, по которым не оплачены полностью или частично таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты или пени (ст. 9 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>). Примечательно, что в указанных законах не отражен весь комплекс необходимых действий прокурора по санкционированию решений уполномоченных органов по аресту имущества. В этой связи Генеральный прокурор РФ вынужден определять порядок реализации установленного законом полномочия своими приказами <3>. Можно привести и другие аналогичные примеры, когда полномочия, функции, организация и порядок деятельности органов прокуратуры регулируются не специальным Законом о прокуратуре, а иными федеральными законами. Это, в свою очередь, влечет необходимость издания приказов Генерального прокурора РФ, содержание которых фактически подменяет закон.
Статья: Актуальные направления надзора за исполнением законов в налоговой сфере в условиях новых вызовов
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В соответствии со ст. 77 НК РФ санкционирование решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов возложено на прокурора. При принятии решения о санкционировании ареста имущества должников необходимо проверять законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, полноту представленных материалов. Санкция на постановление налогового органа о наложении ареста дается прокурором не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налогов, пеней, штрафов в соответствии со ст. 46 НК РФ.
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В соответствии со ст. 77 НК РФ санкционирование решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов возложено на прокурора. При принятии решения о санкционировании ареста имущества должников необходимо проверять законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, полноту представленных материалов. Санкция на постановление налогового органа о наложении ареста дается прокурором не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налогов, пеней, штрафов в соответствии со ст. 46 НК РФ.