Учредители некоммерческого фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Учредители некоммерческого фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Учредители некоммерческой организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)До 2016 года учредители некоммерческих организаций не имели возможности выходить из состава учредителей таких организаций. В соответствии с Федеральным законом от 31.01.2016 N 7-ФЗ такое право получили учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)До 2016 года учредители некоммерческих организаций не имели возможности выходить из состава учредителей таких организаций. В соответствии с Федеральным законом от 31.01.2016 N 7-ФЗ такое право получили учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций.
Статья: К вопросу о смене учредителя некоммерческой организации и формировании достоверной и необходимой информации в Едином государственном реестре юридических лиц
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Смена учредителя некоммерческой корпорации допускается действующим законодательством РФ на основании добровольного волеизъявления лица, входящего в состав учредителей, что следует, например, из Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <5> (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), в котором устанавливается правило о выходе из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Указанное правило порождает ряд проблемных вопросов.
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Смена учредителя некоммерческой корпорации допускается действующим законодательством РФ на основании добровольного волеизъявления лица, входящего в состав учредителей, что следует, например, из Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <5> (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), в котором устанавливается правило о выходе из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Указанное правило порождает ряд проблемных вопросов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"5. Решение о направлении документов в регистрирующий орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций, принимается уполномоченным органом или его территориальным органом в том же порядке и те же сроки, что и решение о государственной регистрации.
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"5. Решение о направлении документов в регистрирующий орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций, принимается уполномоченным органом или его территориальным органом в том же порядке и те же сроки, что и решение о государственной регистрации.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Статья: Разрешительный способ создания фондов
(Березин Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 5)Фонд может быть учрежден одним или несколькими гражданами или юридическими лицами, а также публично-правовыми образованиями. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями общественных и благотворительных фондов. Однако это не препятствует им выступать учредителями иных некоммерческих фондов, в том числе совместно с частными лицами <6>.
(Березин Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 5)Фонд может быть учрежден одним или несколькими гражданами или юридическими лицами, а также публично-правовыми образованиями. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями общественных и благотворительных фондов. Однако это не препятствует им выступать учредителями иных некоммерческих фондов, в том числе совместно с частными лицами <6>.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)В законодательстве и гражданско-правовой доктрине представлено значительное количество подходов к определению видов юридических лиц. Первым таким подходом является деление юридических лиц в зависимости от целей их деятельности на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ). Традиционно отмечается, что коммерческие юридические лица учреждаются в целях осуществления предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли. Такие юридические лица могут перераспределять полученную прибыль среди учредителей (участников): например, в АО это осуществляется через выплату дивидендов. Кроме того, статус коммерческого накладывает на юридическое лицо определенные ограничения: например, запрет дарения в отношениях между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ). К коммерческим юридическим лицам относят унитарные предприятия, хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы и иные (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие юридические лица создаются в общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли. Это свидетельствует о том, что некоммерческие организации могут осуществлять свою деятельность на безвозмездной основе. Однако для достижения поставленных целей некоммерческое юридическое лицо все же может осуществлять деятельность, приносящую доход, который, однако, не подлежит перераспределению среди его учредителей. К некоммерческим юридическим лицам относятся фонды, общественные организации, потребительские кооперативы и иные (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)В законодательстве и гражданско-правовой доктрине представлено значительное количество подходов к определению видов юридических лиц. Первым таким подходом является деление юридических лиц в зависимости от целей их деятельности на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ). Традиционно отмечается, что коммерческие юридические лица учреждаются в целях осуществления предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли. Такие юридические лица могут перераспределять полученную прибыль среди учредителей (участников): например, в АО это осуществляется через выплату дивидендов. Кроме того, статус коммерческого накладывает на юридическое лицо определенные ограничения: например, запрет дарения в отношениях между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ). К коммерческим юридическим лицам относят унитарные предприятия, хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы и иные (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие юридические лица создаются в общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли. Это свидетельствует о том, что некоммерческие организации могут осуществлять свою деятельность на безвозмездной основе. Однако для достижения поставленных целей некоммерческое юридическое лицо все же может осуществлять деятельность, приносящую доход, который, однако, не подлежит перераспределению среди его учредителей. К некоммерческим юридическим лицам относятся фонды, общественные организации, потребительские кооперативы и иные (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Статья: Концептуальные вопросы правового регулирования статуса некоммерческих корпораций
(Свит Ю.П., Щербакова М.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)Критерий участия в управлении предлагалось скорректировать и исходить из унитарности устройства в случае невозможности изменения состава участников НКО. Однако данный критерий не является универсальным, так как согласно п. 3 ст. 15 Закона об НКО, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, а также учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников. Также нет абсолютного запрета и на принятие новых лиц в качестве учредителей (п. 6 ст. 123.24 ГК РФ).
(Свит Ю.П., Щербакова М.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)Критерий участия в управлении предлагалось скорректировать и исходить из унитарности устройства в случае невозможности изменения состава участников НКО. Однако данный критерий не является универсальным, так как согласно п. 3 ст. 15 Закона об НКО, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, а также учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников. Также нет абсолютного запрета и на принятие новых лиц в качестве учредителей (п. 6 ст. 123.24 ГК РФ).