Учредители ано
Подборка наиболее важных документов по запросу Учредители ано (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как создать автономную некоммерческую организацию
(КонсультантПлюс, 2025)Кто может быть учредителем автономной некоммерческой организации
(КонсультантПлюс, 2025)Кто может быть учредителем автономной некоммерческой организации
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Определение унитарных юридических лиц через отсутствие признаков, которые присущи корпорациям, в значительной степени обедняет их понятие, поскольку фактически учредители и становятся участниками унитарного юридического лица. Именно так можно истолковать права собственника имущества унитарного предприятия, предусмотренные ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Собственник имущества предприятия определяет цели, предмет, виды деятельности предприятия, утверждает его устав, принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает на должность руководителя предприятия, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, изымает у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и т.д. Собственник предприятия фактически является его участником, поскольку, будучи имущественно обособленным от предприятия, он распоряжается его имуществом и совершает действия по управлению предприятием. Выходит, что критерий, положенный в основу выделения унитарного юридического лица, недостаточно четкий. Подобное понимание унитарного юридического лица, когда у ряда из них (фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации) учредители не обладают вещными правами, делает этот тип юридического лица ущербным, а корпорации получают преимущественное положение и олицетворяют юридическое лицо в целом.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Определение унитарных юридических лиц через отсутствие признаков, которые присущи корпорациям, в значительной степени обедняет их понятие, поскольку фактически учредители и становятся участниками унитарного юридического лица. Именно так можно истолковать права собственника имущества унитарного предприятия, предусмотренные ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Собственник имущества предприятия определяет цели, предмет, виды деятельности предприятия, утверждает его устав, принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает на должность руководителя предприятия, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, изымает у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и т.д. Собственник предприятия фактически является его участником, поскольку, будучи имущественно обособленным от предприятия, он распоряжается его имуществом и совершает действия по управлению предприятием. Выходит, что критерий, положенный в основу выделения унитарного юридического лица, недостаточно четкий. Подобное понимание унитарного юридического лица, когда у ряда из них (фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации) учредители не обладают вещными правами, делает этот тип юридического лица ущербным, а корпорации получают преимущественное положение и олицетворяют юридическое лицо в целом.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: в конечном счете учредителем АНО "Центр профессиональной патологии и лабораторной диагностики" является субъект РФ, что препятствует данной организации участвовать в закупках в качестве СОНКО <68>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: в конечном счете учредителем АНО "Центр профессиональной патологии и лабораторной диагностики" является субъект РФ, что препятствует данной организации участвовать в закупках в качестве СОНКО <68>.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 19.05.2025 N 02-08-11/48954 <Можно ли за счет субсидии погасить кредиты прошлых лет?>
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)АНО - это некоммерческие организации, которые не преследуют цель заработать деньги и создаются для общественно полезных дел. Они не принадлежат государству, но вправе получать от него финансирование, например, субсидии. Учредители АНО не отвечают по долгам организации и не обязаны погашать долги из своего кармана.
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)АНО - это некоммерческие организации, которые не преследуют цель заработать деньги и создаются для общественно полезных дел. Они не принадлежат государству, но вправе получать от него финансирование, например, субсидии. Учредители АНО не отвечают по долгам организации и не обязаны погашать долги из своего кармана.
Статья: "Свой среди чужих, чужой среди своих": АНО как "некоммерческое общество с ограниченной ответственностью"
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)2. Права и обязанности учредителя (учредителей) автономной
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)2. Права и обязанности учредителя (учредителей) автономной
Статья: Развитие правового регулирования работы с электронной подписью в Российской Федерации
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Статьей 17.4 установлено, что в случае использования квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях государственных органов, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций и государственных компаний, публично-правовых компаний, автономных некоммерческих организаций, учредителем которых являются Российская Федерация, и (или) субъект Российской Федерации, и (или) федеральная территория, и (или) муниципальное образование, операторов государственных и муниципальных информационных систем применяется квалифицированная электронная подпись соответствующих государственного органа, органа местного самоуправления, организации. Квалифицированный сертификат, который содержит указание только на государственный орган, орган местного самоуправления, организацию в качестве владельца данного сертификата, создается и выдается удостоверяющим центром Федерального казначейства. Указанная квалифицированная электронная подпись применяется только для автоматического создания электронной подписи в электронном документе и (или) автоматической проверки электронной подписи в электронном документе.
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Статьей 17.4 установлено, что в случае использования квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях государственных органов, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций и государственных компаний, публично-правовых компаний, автономных некоммерческих организаций, учредителем которых являются Российская Федерация, и (или) субъект Российской Федерации, и (или) федеральная территория, и (или) муниципальное образование, операторов государственных и муниципальных информационных систем применяется квалифицированная электронная подпись соответствующих государственного органа, органа местного самоуправления, организации. Квалифицированный сертификат, который содержит указание только на государственный орган, орган местного самоуправления, организацию в качестве владельца данного сертификата, создается и выдается удостоверяющим центром Федерального казначейства. Указанная квалифицированная электронная подпись применяется только для автоматического создания электронной подписи в электронном документе и (или) автоматической проверки электронной подписи в электронном документе.
Статья: Развитие системы юридических лиц в Гражданском кодексе РФ 1994 года
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)Отечественным аналогом классических учреждений-собственников (модель германского Anstalt) была призвана стать конструкция автономной некоммерческой организации (АНО), впервые появившаяся в Законе о некоммерческих организациях 1996 года. К сожалению, при инкорпорировании норм об АНО в ГК РФ в 2014 году были допущены серьезные искажения этой организационно-правовой формы. В соответствии с правилами п. 6 - 8 ст. 123.24 ГК РФ учредители АНО сохраняют свой статус, причем не в качестве органов этого юридического лица, а именно как учредители. При этом их состав может изменяться как в результате добровольного выхода "из состава учредителей", так и путем принятия в их число новых лиц, и только учредители, а не органы АНО вправе принять решение о ее преобразовании (в фонд). Иначе говоря, наряду с органами АНО в этой "унитарной некоммерческой организации, не имеющей членства", по сути появляется корпорация учредителей, руководящая ее деятельностью наряду с ее органами (а возможно, и против их воли). Ситуация не меняется и при создании АНО единственным учредителем (абз. 2 п. 1 ст. 123.24 ГК РФ), которого в этом случае вполне можно рассматривать в качестве "компании одного лица", которая по решению своего единственного участника вправе расширить или изменить свой состав. В результате такая унитарная организация находится под управлением корпорации, что как минимум чревато конфликтами и злоупотреблениями (а как максимум выглядит юридически абсурдно).
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)Отечественным аналогом классических учреждений-собственников (модель германского Anstalt) была призвана стать конструкция автономной некоммерческой организации (АНО), впервые появившаяся в Законе о некоммерческих организациях 1996 года. К сожалению, при инкорпорировании норм об АНО в ГК РФ в 2014 году были допущены серьезные искажения этой организационно-правовой формы. В соответствии с правилами п. 6 - 8 ст. 123.24 ГК РФ учредители АНО сохраняют свой статус, причем не в качестве органов этого юридического лица, а именно как учредители. При этом их состав может изменяться как в результате добровольного выхода "из состава учредителей", так и путем принятия в их число новых лиц, и только учредители, а не органы АНО вправе принять решение о ее преобразовании (в фонд). Иначе говоря, наряду с органами АНО в этой "унитарной некоммерческой организации, не имеющей членства", по сути появляется корпорация учредителей, руководящая ее деятельностью наряду с ее органами (а возможно, и против их воли). Ситуация не меняется и при создании АНО единственным учредителем (абз. 2 п. 1 ст. 123.24 ГК РФ), которого в этом случае вполне можно рассматривать в качестве "компании одного лица", которая по решению своего единственного участника вправе расширить или изменить свой состав. В результате такая унитарная организация находится под управлением корпорации, что как минимум чревато конфликтами и злоупотреблениями (а как максимум выглядит юридически абсурдно).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1.2. Автономная некоммерческая организация (АНО) согласно ст. 10 ФЗ "О некоммерческих организациях" - это не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы. Учредителями АНО могут также выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в лице Правительства, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления соответственно.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1.2. Автономная некоммерческая организация (АНО) согласно ст. 10 ФЗ "О некоммерческих организациях" - это не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы. Учредителями АНО могут также выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в лице Правительства, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления соответственно.