Учредитель муниципального учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Учредитель муниципального учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав"1.2.12.1. Требование учредителя муниципального бюджетного учреждения о расторжении договора аренды и выселении учреждения из занимаемых помещений является злоупотреблением правом (позиция ВАС РФ) >>>
Позиция ВАС РФ: Требование учредителя муниципального бюджетного учреждения о расторжении договора аренды и выселении учреждения из занимаемых помещений является злоупотреблением правом
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127
Применимые нормы: п. 1 ст. 10, п. 2 ст. 123.22, ч. 1 ст. 619 ГК РФПозиция ВАС РФ: Требование учредителя муниципального бюджетного учреждения о расторжении договора аренды и выселении учреждения из занимаемых помещений является злоупотреблением правом
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127
Применимые нормы: п. 1 ст. 10, п. 2 ст. 123.22, ч. 1 ст. 619 ГК РФПозиция ВАС РФ: Требование учредителя муниципального бюджетного учреждения о расторжении договора аренды и выселении учреждения из занимаемых помещений является злоупотреблением правом
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения14.1. Правомерно ли требование учредителя муниципального бюджетного учреждения о расторжении договора аренды и выселении учреждения из занимаемых помещений
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечень нормативных актов, регулирующих деятельность государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.6. Порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за государственным (муниципальным) учреждением учредителем либо приобретенным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.6. Порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за государственным (муниципальным) учреждением учредителем либо приобретенным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Кроме того, в связи с выявленной тенденцией использования государством в целях исполнения публичных полномочий формы публично-правовой компании и ухода от выбора для этих целей формы учреждения необходимо отметить применительно к учреждениям мнение, выраженное Конституционным Судом РФ, изложенное в Постановлении от 12.05.2020 N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" <275>. Конституционный Суд РФ, дав оценку содержанию п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, признал не соответствующим Конституции РФ исключение возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам в случае недостаточности денежных средств этого бюджетного учреждения. В таких условиях реорганизация нерентабельных учреждений в публично-правовую компанию, а не их ликвидация дает возможность учредителю избежать субсидиарной ответственности по долгам такого учреждения. В случае ликвидации публично-правовой компании указанный подход Конституционного Суда РФ уже не будет применим. Однако решение о ликвидации компании может быть принято учредителем без учета имеющихся требований кредиторов к компании. Пунктом 7 ст. 21 Закона о ППК предусмотрено, что в случае отсутствия у компании денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляется продажа имущества компании с торгов. При этом случай недостаточности имущества компании для удовлетворения требований кредиторов Законом о ППК никак не урегулирован. По общему правилу при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Однако публично-правовая компания не может быть признана банкротом.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Кроме того, в связи с выявленной тенденцией использования государством в целях исполнения публичных полномочий формы публично-правовой компании и ухода от выбора для этих целей формы учреждения необходимо отметить применительно к учреждениям мнение, выраженное Конституционным Судом РФ, изложенное в Постановлении от 12.05.2020 N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" <275>. Конституционный Суд РФ, дав оценку содержанию п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, признал не соответствующим Конституции РФ исключение возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам в случае недостаточности денежных средств этого бюджетного учреждения. В таких условиях реорганизация нерентабельных учреждений в публично-правовую компанию, а не их ликвидация дает возможность учредителю избежать субсидиарной ответственности по долгам такого учреждения. В случае ликвидации публично-правовой компании указанный подход Конституционного Суда РФ уже не будет применим. Однако решение о ликвидации компании может быть принято учредителем без учета имеющихся требований кредиторов к компании. Пунктом 7 ст. 21 Закона о ППК предусмотрено, что в случае отсутствия у компании денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляется продажа имущества компании с торгов. При этом случай недостаточности имущества компании для удовлетворения требований кредиторов Законом о ППК никак не урегулирован. По общему правилу при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Однако публично-правовая компания не может быть признана банкротом.
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ выплаты по гражданско-правовым договорам до 31 декабря 2024 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2024)Тот факт, что физлицо, которое предоставило процентный заем организации, является ее учредителем, для целей НДФЛ значения не имеет. Глава 23 НК РФ не предусматривает никаких исключений или специальных правил в отношении учредителей.
(КонсультантПлюс, 2024)Тот факт, что физлицо, которое предоставило процентный заем организации, является ее учредителем, для целей НДФЛ значения не имеет. Глава 23 НК РФ не предусматривает никаких исключений или специальных правил в отношении учредителей.
Готовое решение: Какой порядок изменения типа учреждения на казенное, бюджетное, автономное
(КонсультантПлюс, 2025)Для региональных и муниципальных учреждений замена печати не всегда нужна: если название учреждения не содержало его тип и, соответственно, не изменилось, то печать менять не надо. Например, учредитель муниципального бюджетного учреждения указал в наименовании только организационно-правовую форму и сферу деятельности - "муниципальное учреждение культуры" (п. 1 ст. 4 Закона о некоммерческих организациях).
(КонсультантПлюс, 2025)Для региональных и муниципальных учреждений замена печати не всегда нужна: если название учреждения не содержало его тип и, соответственно, не изменилось, то печать менять не надо. Например, учредитель муниципального бюджетного учреждения указал в наименовании только организационно-правовую форму и сферу деятельности - "муниципальное учреждение культуры" (п. 1 ст. 4 Закона о некоммерческих организациях).
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ выплаты по гражданско-правовым договорам
(КонсультантПлюс, 2025)Тот факт, что физлицо, которое предоставило процентный заем организации, является ее учредителем, для целей НДФЛ значения не имеет. Глава 23 НК РФ не предусматривает никаких исключений или специальных правил в отношении учредителей.
(КонсультантПлюс, 2025)Тот факт, что физлицо, которое предоставило процентный заем организации, является ее учредителем, для целей НДФЛ значения не имеет. Глава 23 НК РФ не предусматривает никаких исключений или специальных правил в отношении учредителей.
Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов IT-организацией, учредителем которой является муниципальное образование.
(Письмо Минфина России от 04.07.2025 N 03-15-05/65429)Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов IT-организацией, учредителем которой является муниципальное образование.
(Письмо Минфина России от 04.07.2025 N 03-15-05/65429)Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов IT-организацией, учредителем которой является муниципальное образование.
Статья: Правовые формы реализации гражданской правосубъектности государства
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)<19> Бесперспективность организационно-правовой формы унитарного предприятия в рыночных условиях и "желательность ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами со 100%-ным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе", отмечалась в Концепции развития гражданского законодательства РФ (см.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / вступ. ст. А.Л. Маковского. М., 2009. С. 66). Подтверждением этого стало признание неконституционности п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, исключающего субсидиарную ответственность собственника-учредителя муниципального бюджетного учреждения по долгам последнего (см. Постановление КС РФ от 12 мая 2020 г. N 23-П по делу о проверке конституционности п. 5 ст. 123.22 ГК РФ). Подробнее см.: Суханов Е.А. Еще раз о юридических лицах - несобственниках // Правоведение. 2017. N 3.
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)<19> Бесперспективность организационно-правовой формы унитарного предприятия в рыночных условиях и "желательность ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами со 100%-ным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе", отмечалась в Концепции развития гражданского законодательства РФ (см.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / вступ. ст. А.Л. Маковского. М., 2009. С. 66). Подтверждением этого стало признание неконституционности п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, исключающего субсидиарную ответственность собственника-учредителя муниципального бюджетного учреждения по долгам последнего (см. Постановление КС РФ от 12 мая 2020 г. N 23-П по делу о проверке конституционности п. 5 ст. 123.22 ГК РФ). Подробнее см.: Суханов Е.А. Еще раз о юридических лицах - несобственниках // Правоведение. 2017. N 3.
Статья: К вопросу об обеспечении доступности медицинской помощи органами местного самоуправления
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Второе. Доступность обеспечивается самими медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения (а это медицинские и фармацевтические организации, подведомственные ОМСУ). И естественно, органы местного самоуправления - как учредители муниципальных медицинских организаций - несут ответственность за качество и доступность оказываемой ими медицинской помощи наряду с самими медицинскими учреждениями. Также, согласно закону, при наличии медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов РФ в отношении таких объектов. Однако на сегодняшний день отсутствует практика передачи полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ - наверное, потому, что как таковых муниципальных медицинских организаций насчитывается мало. Отметим, что такая деятельность велась в субъектах примерно до 2015 г. (например, до июля 2014 г. ОМСУ городского округа г. Владикавказа и 8 муниципальных районов наделялись государственными полномочиями Республики Северная Осетия - Алания по организации оказания первой медицинской и скорой помощи).
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Второе. Доступность обеспечивается самими медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения (а это медицинские и фармацевтические организации, подведомственные ОМСУ). И естественно, органы местного самоуправления - как учредители муниципальных медицинских организаций - несут ответственность за качество и доступность оказываемой ими медицинской помощи наряду с самими медицинскими учреждениями. Также, согласно закону, при наличии медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов РФ в отношении таких объектов. Однако на сегодняшний день отсутствует практика передачи полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ - наверное, потому, что как таковых муниципальных медицинских организаций насчитывается мало. Отметим, что такая деятельность велась в субъектах примерно до 2015 г. (например, до июля 2014 г. ОМСУ городского округа г. Владикавказа и 8 муниципальных районов наделялись государственными полномочиями Республики Северная Осетия - Алания по организации оказания первой медицинской и скорой помощи).
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Для оценки эффективности контроля по перечисленным критериям следует адаптировать отчетную документацию и включить в нее показатели, подлежащие анализу. Заявленные критерии могут применяться внешними пользователями (например, органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей государственных (муниципальных) учреждений). Метод экспертной оценки, безусловно, не лишен субъективизма, однако на сегодняшний день такой подход является наиболее применимым во внутреннем финансовом контроле с практической точки зрения.
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Для оценки эффективности контроля по перечисленным критериям следует адаптировать отчетную документацию и включить в нее показатели, подлежащие анализу. Заявленные критерии могут применяться внешними пользователями (например, органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей государственных (муниципальных) учреждений). Метод экспертной оценки, безусловно, не лишен субъективизма, однако на сегодняшний день такой подход является наиболее применимым во внутреннем финансовом контроле с практической точки зрения.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- по общему правилу жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, МФЦ, учредителю МФЦ, в организации, предусмотренные ч. 1.1 ст. 16 комментируемого Закона, либо вышестоящий орган (при его наличии), подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- по общему правилу жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, МФЦ, учредителю МФЦ, в организации, предусмотренные ч. 1.1 ст. 16 комментируемого Закона, либо вышестоящий орган (при его наличии), подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации;
Статья: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Дальнейший уровень нормативного регулирования включает ведомственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности. Этот уровень содержит акты, разрабатываемые учредителями государственных (муниципальных) учреждений. Подобными нормативными документами являются приказы о сроках представления квартальной и годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности бюджетными, казенными и автономными учреждениями, подведомственными тому или иному исполнительному органу власти.
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Дальнейший уровень нормативного регулирования включает ведомственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности. Этот уровень содержит акты, разрабатываемые учредителями государственных (муниципальных) учреждений. Подобными нормативными документами являются приказы о сроках представления квартальной и годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности бюджетными, казенными и автономными учреждениями, подведомственными тому или иному исполнительному органу власти.