Учет земельных участков в бюджетном учете
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет земельных участков в бюджетном учете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2024 N 88а-10972/2024 по делу N 3а-622/2023 (УИД 23OS0000-01-2023-000476-76)
Об оставлении без изменения апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15.11.2023, которым отменено решение Краснодарского краевого суда от 26.07.2023 и отказано в признании не действующим п. 1 решения городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 "О Генеральном плане муниципального образования "Город Краснодар" в части ограничения застройки земельных участков путем реализации собственником иных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства размещением планируемых объектов местного значения.Предусмотренное Генеральным планом планируемое размещение объектов местного значения не противоречит функциональной зоне участков, не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанной зоны, обеспечивает учет публичных интересов и соответствует целям развития социальной инфраструктуры с учетом планируемого распределения бюджетных средств.
Об оставлении без изменения апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15.11.2023, которым отменено решение Краснодарского краевого суда от 26.07.2023 и отказано в признании не действующим п. 1 решения городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 "О Генеральном плане муниципального образования "Город Краснодар" в части ограничения застройки земельных участков путем реализации собственником иных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства размещением планируемых объектов местного значения.Предусмотренное Генеральным планом планируемое размещение объектов местного значения не противоречит функциональной зоне участков, не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанной зоны, обеспечивает учет публичных интересов и соответствует целям развития социальной инфраструктуры с учетом планируемого распределения бюджетных средств.
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15.11.2023 N 66а-1797/2023 (УИД 23OS0000-01-2023-000476-76)
Об отмене решения Краснодарского краевого суда от 26.07.2023 и отказе в признании не действующим решения городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1 "О Генеральном плане муниципального образования "Город Краснодар" в той части, в которой размещение планируемых объектов местного значения в границах функциональной зоны, в которой расположены земельные участки, ограничивает застройку указанных земельных участков путем реализации собственником иных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования "Город Краснодар".Предусмотренное Генеральным планом планируемое размещение объектов местного значения не противоречит функциональной зоне участков, не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанной зоны, обеспечивает учет публичных интересов и соответствует целям развития социальной инфраструктуры с учетом планируемого распределения бюджетных средств.
Об отмене решения Краснодарского краевого суда от 26.07.2023 и отказе в признании не действующим решения городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1 "О Генеральном плане муниципального образования "Город Краснодар" в той части, в которой размещение планируемых объектов местного значения в границах функциональной зоны, в которой расположены земельные участки, ограничивает застройку указанных земельных участков путем реализации собственником иных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования "Город Краснодар".Предусмотренное Генеральным планом планируемое размещение объектов местного значения не противоречит функциональной зоне участков, не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанной зоны, обеспечивает учет публичных интересов и соответствует целям развития социальной инфраструктуры с учетом планируемого распределения бюджетных средств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых сложных вопросах бухгалтерского и налогового учета операций с основными средствами
(Серебрякова Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 10; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 24)Основные средства - важный объект учета. Во многих организациях они составляют значительную часть имущества. Проблемных моментов в учете и налогообложении основных средств всегда было достаточно много. В научных и методических публикациях освещались различные вопросы их учета. Особого внимания требуют работы, в которых исследуются проблемы искажения отчетных данных вследствие методических особенностей учета основных средств. В связи с этим появился термин "креативный учет" [1, 2]. Другие ученые обращают внимание на отраслевые особенности учета специфических основных средств. Например, С.В. Козменкова исследовала вопросы учета земель сельхозназначения [3, 4]. О.К. Левина О.В. Монако, М.Д. Хлыбова, В.В. Акашева рассматривают бюджетный учет основных средств [5, 6]. Есть работы, посвященные очень сложным лизинговым отношениям и их отражению в учете [7 - 9]. Вопросы применения налогового законодательства в отношении операций с основными средствами в совокупности с бухгалтерским учетом рассматриваются наиболее часто, очевидно, в силу их сложности. Например, такие авторы, как С.М. Бычкова, Д.Г. Бадмаева, М.В. Васильева, В.Г. Григорьева, Т.Б. Кувалдина, в своих работах изучают основные средства и все связанные с ними аспекты во взаимоувязке бухгалтерского учета и налогообложения [10 - 13]. Исследования Ю.А. Сусловой [14], И.В. Харчевой и Н.В. Макаровой [15, 16] затрагивают процессы формирования уставного капитала и безвозмездной передачи основных средств, недостаточно освещенных в нормативных документах как бухгалтерского, так и налогового характера, чему и посвящена настоящая статья.
(Серебрякова Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 10; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 24)Основные средства - важный объект учета. Во многих организациях они составляют значительную часть имущества. Проблемных моментов в учете и налогообложении основных средств всегда было достаточно много. В научных и методических публикациях освещались различные вопросы их учета. Особого внимания требуют работы, в которых исследуются проблемы искажения отчетных данных вследствие методических особенностей учета основных средств. В связи с этим появился термин "креативный учет" [1, 2]. Другие ученые обращают внимание на отраслевые особенности учета специфических основных средств. Например, С.В. Козменкова исследовала вопросы учета земель сельхозназначения [3, 4]. О.К. Левина О.В. Монако, М.Д. Хлыбова, В.В. Акашева рассматривают бюджетный учет основных средств [5, 6]. Есть работы, посвященные очень сложным лизинговым отношениям и их отражению в учете [7 - 9]. Вопросы применения налогового законодательства в отношении операций с основными средствами в совокупности с бухгалтерским учетом рассматриваются наиболее часто, очевидно, в силу их сложности. Например, такие авторы, как С.М. Бычкова, Д.Г. Бадмаева, М.В. Васильева, В.Г. Григорьева, Т.Б. Кувалдина, в своих работах изучают основные средства и все связанные с ними аспекты во взаимоувязке бухгалтерского учета и налогообложения [10 - 13]. Исследования Ю.А. Сусловой [14], И.В. Харчевой и Н.В. Макаровой [15, 16] затрагивают процессы формирования уставного капитала и безвозмездной передачи основных средств, недостаточно освещенных в нормативных документах как бухгалтерского, так и налогового характера, чему и посвящена настоящая статья.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)С учетом вышеизложенного мы полагаем, что в соответствии с правилами бюджетного учета плата за право пользования земельным участком, предоставляемое на основании разрешения, относится к платежам в бюджет за право пользования природными ресурсами, в связи с чем к рассматриваемой ситуации подлежит применению подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, предусматривающий освобождение соответствующей операции от обложения НДС.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)С учетом вышеизложенного мы полагаем, что в соответствии с правилами бюджетного учета плата за право пользования земельным участком, предоставляемое на основании разрешения, относится к платежам в бюджет за право пользования природными ресурсами, в связи с чем к рассматриваемой ситуации подлежит применению подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, предусматривающий освобождение соответствующей операции от обложения НДС.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 27.04.2023 N 56н
"О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2023 N 73932)"Решение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов о признании в учете непроизведенных активов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, за исключением земли (земельных участков), принимается с учетом положений стандарта экономического субъекта, принятым для упорядочения организации ведения бюджетного учета непроизведенных ресурсов субъектом учета, уполномоченным на признание соответствующих непроизведенных ресурсов.".
"О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2023 N 73932)"Решение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов о признании в учете непроизведенных активов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, за исключением земли (земельных участков), принимается с учетом положений стандарта экономического субъекта, принятым для упорядочения организации ведения бюджетного учета непроизведенных ресурсов субъектом учета, уполномоченным на признание соответствующих непроизведенных ресурсов.".
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)34. Принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета) осуществляется, если иное не установлено настоящей Инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Решение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов о признании в учете непроизведенных активов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, за исключением земли (земельных участков), принимается с учетом положений стандарта экономического субъекта, принятым для упорядочения организации ведения бюджетного учета непроизведенных ресурсов субъектом учета, уполномоченным на признание соответствующих непроизведенных ресурсов.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)34. Принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета) осуществляется, если иное не установлено настоящей Инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Решение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов о признании в учете непроизведенных активов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, за исключением земли (земельных участков), принимается с учетом положений стандарта экономического субъекта, принятым для упорядочения организации ведения бюджетного учета непроизведенных ресурсов субъектом учета, уполномоченным на признание соответствующих непроизведенных ресурсов.
Готовое решение: Как по правилам СГС "Аренда" отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения операции по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что объекты учета аренды, возникающие по договору аренды земель (непроизведенных активов), классифицируются как объекты учета операционной аренды (п. 16 СГС "Аренда").
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что объекты учета аренды, возникающие по договору аренды земель (непроизведенных активов), классифицируются как объекты учета операционной аренды (п. 16 СГС "Аренда").
Готовое решение: Как учитывать недвижимость на счете 103 11 "Земля (земельные участки) - недвижимое имущество учреждения"
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как учитывать в бухгалтерском (бюджетном) учете землю (земельные участки) - недвижимое имущество учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как учитывать в бухгалтерском (бюджетном) учете землю (земельные участки) - недвижимое имущество учреждения
Готовое решение: Как учреждению использовать счет 302 20 "Расчеты по работам, услугам"
(КонсультантПлюс, 2025)302 29 "Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами" - для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете этих расчетов сделайте следующие записи:
(КонсультантПлюс, 2025)302 29 "Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами" - для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете этих расчетов сделайте следующие записи:
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка осуществления Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе его учета и поступления средств в федеральный бюджет, за 2020 - 2021 годы"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)В результате данные земельные участки в бюджетном учете учтены по стоимости 1 рубль каждый, что является нарушением пункта 142 Инструкции N 157н.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)В результате данные земельные участки в бюджетном учете учтены по стоимости 1 рубль каждый, что является нарушением пункта 142 Инструкции N 157н.
Готовое решение: Как до 2026 г. учреждению отразить в учете изменение кадастровой стоимости земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как отразить изменение кадастровой стоимости земли в бухгалтерском (бюджетном) учете
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как отразить изменение кадастровой стоимости земли в бухгалтерском (бюджетном) учете
Готовое решение: Как учитывать нефинансовые активы имущества государственной (муниципальной) казны (счет 0 108 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Если концессионеру предоставлены в аренду (субаренду) земельные участки на срок действия концессионного соглашения, то в соответствии с заключенным для этих целей договором аренды такие земельные участки необходимо учитывать на счете 1 108 95 000 с одновременным отражением на забалансовом счете 25 (Письмо Минфина России от 19.03.2021 N 02-06-10/19787).
(КонсультантПлюс, 2025)Если концессионеру предоставлены в аренду (субаренду) земельные участки на срок действия концессионного соглашения, то в соответствии с заключенным для этих целей договором аренды такие земельные участки необходимо учитывать на счете 1 108 95 000 с одновременным отражением на забалансовом счете 25 (Письмо Минфина России от 19.03.2021 N 02-06-10/19787).
Готовое решение: Как учреждению принять к учету недвижимое имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат госрегистрации, принимайте к бухгалтерскому (бюджетному) учету при наличии подтверждающих такую регистрацию документов. До госрегистрации права имущество дополнительно учитывайте на забалансовом счете 01. После получения документов о прохождении госрегистрации спишите недвижимое имущество с забалансового учета и переведите в состав основных средств, а земельные участки - в состав непроизведенных активов. К первичным документам о принятии недвижимости к учету приложите выписку из ЕГРН. Основные средства учитывайте по первоначальной стоимости, земельные участки - по кадастровой.
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат госрегистрации, принимайте к бухгалтерскому (бюджетному) учету при наличии подтверждающих такую регистрацию документов. До госрегистрации права имущество дополнительно учитывайте на забалансовом счете 01. После получения документов о прохождении госрегистрации спишите недвижимое имущество с забалансового учета и переведите в состав основных средств, а земельные участки - в состав непроизведенных активов. К первичным документам о принятии недвижимости к учету приложите выписку из ЕГРН. Основные средства учитывайте по первоначальной стоимости, земельные участки - по кадастровой.
Статья: Отражение в учете изменений кадастровой оценки стоимости земельных участков
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 3)Отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете иных изменений кадастровой оценки земельных участков, не связанных с результатами государственной кадастровой оценки, отраженных по данным ЕГРН в 2024 году, в том числе выявленных по результатам годовой инвентаризации за 2024 год, осуществляется бухгалтерскими записями 2024 года с учетом положений методологии бюджетного учета.
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 3)Отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете иных изменений кадастровой оценки земельных участков, не связанных с результатами государственной кадастровой оценки, отраженных по данным ЕГРН в 2024 году, в том числе выявленных по результатам годовой инвентаризации за 2024 год, осуществляется бухгалтерскими записями 2024 года с учетом положений методологии бюджетного учета.
Статья: Особенности заполнения баланса (ф. 0503130) и справки (ф. 0503110)
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 1)в) по кредиту счета 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 199 "Доходы экономического субъекта от прочих неденежных безвозмездных поступлений" - при раскрытии информации о принятии к бюджетному учету нефинансовых (финансовых) активов по результатам инвентаризации, а также, в частности, при принятии на учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, вовлеченных в хозяйственный оборот посредством предоставления их в аренду, материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, асфальтовой крошки), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, оприходовании приплода, полученного от животных, не классифицируемых в качестве биологических активов;
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 1)в) по кредиту счета 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 199 "Доходы экономического субъекта от прочих неденежных безвозмездных поступлений" - при раскрытии информации о принятии к бюджетному учету нефинансовых (финансовых) активов по результатам инвентаризации, а также, в частности, при принятии на учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, вовлеченных в хозяйственный оборот посредством предоставления их в аренду, материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, асфальтовой крошки), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, оприходовании приплода, полученного от животных, не классифицируемых в качестве биологических активов;
Готовое решение: Как учреждению учитывать земельные участки
(КонсультантПлюс, 2025)Принятие земельного участка к бухгалтерскому (бюджетному) учету оформите следующими бухгалтерскими записями:
(КонсультантПлюс, 2025)Принятие земельного участка к бухгалтерскому (бюджетному) учету оформите следующими бухгалтерскими записями: