Учет сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю: Правообладатель недвижимости хочет установить плату за сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)соразмерность платы за сервитут с учетом площади недвижимости, ограниченной сервитутом, характера и интенсивности ее использования, срока, на который установлен сервитут, затрат Правообладателя недвижимости, размера подлежащих уплате налогов и т.п. (расчетом, отчетом об оценке, заключением экспертизы и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)соразмерность платы за сервитут с учетом площади недвижимости, ограниченной сервитутом, характера и интенсивности ее использования, срока, на который установлен сервитут, затрат Правообладателя недвижимости, размера подлежащих уплате налогов и т.п. (расчетом, отчетом об оценке, заключением экспертизы и т.п.)
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с установлением сервитута: Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет установить сервитут и определить размер платы
(КонсультантПлюс, 2025)Документами, подтверждающими, что размер платы за сервитут определен с учетом площади, ограниченной сервитутом, срока, на который он установлен, затрат Правообладателя недвижимости и т.п., в частности:
(КонсультантПлюс, 2025)Документами, подтверждающими, что размер платы за сервитут определен с учетом площади, ограниченной сервитутом, срока, на который он установлен, затрат Правообладателя недвижимости и т.п., в частности:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как собственнику земельного участка учесть плату за сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как отразить плату за сервитут в бухгалтерском учете собственника земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как отразить плату за сервитут в бухгалтерском учете собственника земельного участка
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 59
"Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"VII. Случаи и правила учета платы за публичный сервитут
"Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"VII. Случаи и правила учета платы за публичный сервитут
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12. Случаи и правила учета платы за публичный сервитут при возмещении убытков, причиненных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в результате осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12. Случаи и правила учета платы за публичный сервитут при возмещении убытков, причиненных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в результате осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Применительно к пункту 3 комментируемой статьи в письме Минфина России от 04.03.2024 N 03-07-11/18924 сообщается, что в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 главы 21 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма оплаты, перечисленной за установленный сервитут, с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Применительно к пункту 3 комментируемой статьи в письме Минфина России от 04.03.2024 N 03-07-11/18924 сообщается, что в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 главы 21 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма оплаты, перечисленной за установленный сервитут, с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)"При предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база определяется как сумма оплаты, перечисленной за установленный сервитут с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому земельному участку, в отношении которого установлен сервитут.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)"При предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база определяется как сумма оплаты, перечисленной за установленный сервитут с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому земельному участку, в отношении которого установлен сервитут.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Принимая Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ в части положений о сервитутах, законодатель, "взвешивая" публичные и частные интересы, видимо, руководствовался принципом приоритета публичных интересов <1> и принципом экономической целесообразности <2> и исходил из существующих возможностей и соответствующих интересов государства и общества на определенном этапе. Учитывая то обстоятельство, что процесс согласования с правообладателями земельных участков условий установления сервитутов с учетом предстоящих судебных разбирательств может занять длительный период, что, в свою очередь, не позволит в требуемый срок возвести необходимые объекты, законодатель ввел на основании федерального закона специальное основание возникновения прав на часть земельного участка, одновременно являющееся ограничением прав собственника участка, - решение уполномоченного органа о сервитуте, позволяющее в упрощенном и ускоренном порядке предоставить часть земельного участка для строительства. При этом законодатель руководствовался также применяемым Европейским судом по правам человека и имплементируемым в отечественное законодательство принципом баланса публичных и частных интересов <3>, который был обеспечен нормой о том, что устанавливаемый на основании акта уполномоченного органа сервитут является частным и для определения условий пользования частью земельного участка необходимо заключить соглашение о сервитуте, защищающее имущественные права правообладателей земельных участков.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Принимая Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ в части положений о сервитутах, законодатель, "взвешивая" публичные и частные интересы, видимо, руководствовался принципом приоритета публичных интересов <1> и принципом экономической целесообразности <2> и исходил из существующих возможностей и соответствующих интересов государства и общества на определенном этапе. Учитывая то обстоятельство, что процесс согласования с правообладателями земельных участков условий установления сервитутов с учетом предстоящих судебных разбирательств может занять длительный период, что, в свою очередь, не позволит в требуемый срок возвести необходимые объекты, законодатель ввел на основании федерального закона специальное основание возникновения прав на часть земельного участка, одновременно являющееся ограничением прав собственника участка, - решение уполномоченного органа о сервитуте, позволяющее в упрощенном и ускоренном порядке предоставить часть земельного участка для строительства. При этом законодатель руководствовался также применяемым Европейским судом по правам человека и имплементируемым в отечественное законодательство принципом баланса публичных и частных интересов <3>, который был обеспечен нормой о том, что устанавливаемый на основании акта уполномоченного органа сервитут является частным и для определения условий пользования частью земельного участка необходимо заключить соглашение о сервитуте, защищающее имущественные права правообладателей земельных участков.
Готовое решение: НДС по операциям с земельными участками
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанности налогового агента по НДС при оплате за сервитут возникают у организации или ИП, в интересах которых он установлен, если сервитут предоставляет государственный или муниципальный орган, орган публичной власти федеральной территории "Сириус" в отношении государственных или муниципальных земельных участков, участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус". Исключения - сервитут является публичным или сервитут предоставлен в отношении участков, государственная собственность на которые не разграничена. Налоговый агент определяет налоговую базу по НДС по каждому земельному участку отдельно как сумму оплаты за сервитут с учетом налога. Налоговый агент обязан в обычном порядке исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДС вне зависимости от того, является ли он сам плательщиком НДС, а также составить счет-фактуру (п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 174 НК РФ, Письма Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992, от 24.03.2025 N 03-07-11/28719, от 21.08.2024 N 03-07-11/78746, от 27.03.2024 N 03-07-11/27422).
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанности налогового агента по НДС при оплате за сервитут возникают у организации или ИП, в интересах которых он установлен, если сервитут предоставляет государственный или муниципальный орган, орган публичной власти федеральной территории "Сириус" в отношении государственных или муниципальных земельных участков, участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус". Исключения - сервитут является публичным или сервитут предоставлен в отношении участков, государственная собственность на которые не разграничена. Налоговый агент определяет налоговую базу по НДС по каждому земельному участку отдельно как сумму оплаты за сервитут с учетом налога. Налоговый агент обязан в обычном порядке исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДС вне зависимости от того, является ли он сам плательщиком НДС, а также составить счет-фактуру (п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 174 НК РФ, Письма Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992, от 24.03.2025 N 03-07-11/28719, от 21.08.2024 N 03-07-11/78746, от 27.03.2024 N 03-07-11/27422).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);
Готовое решение: Как зарегистрировать частный сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)с одновременным кадастровым учетом, если сервитут устанавливается на часть земельного участка, не учтенную в реестре. В этом случае обращаются те же лица, что и при госрегистрации сервитута без одновременного кадастрового учета (п. 5 ч. 1 ст. 15, ч. 4 ст. 44 названного Закона).
(КонсультантПлюс, 2025)с одновременным кадастровым учетом, если сервитут устанавливается на часть земельного участка, не учтенную в реестре. В этом случае обращаются те же лица, что и при госрегистрации сервитута без одновременного кадастрового учета (п. 5 ч. 1 ст. 15, ч. 4 ст. 44 названного Закона).
Статья: Допустимость уступки требования платы за сервитут в российском правопорядке
(Павлов Н.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)3. Препятствует ли уступке правовая природа требования платы
(Павлов Н.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)3. Препятствует ли уступке правовая природа требования платы