Учет семей, находящихся в социально опасном положении
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет семей, находящихся в социально опасном положении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.11.2024 N 88-23607/2024 (УИД 11RS0001-01-2023-010656-22)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 4) О признании аннулировании записи в трудовой книжке; 5) О восстановлении на работе; 6) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Приказом истец уволена с должности директора в связи с принятием уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано; 6) Отказано.Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в апелляционном определении, дополнительно пояснив, что в действиях истца имеется нарушение должностных обязанностей, которое выразилось в необоснованной постановке с 27.02.2023 семьи учащегося ФИО1 на внутриучрежденческий контроль, судебная коллегия учла, что в МАОУ "Прогимназия N 81" отсутствует локальный нормативный акт, регулирующий порядок постановки на внутриучрежденческий контроль, а ссылки истца на информационные письма Управления дошкольного образования не могут являться безусловным основанием для постановки на такой контроль, поскольку носят рекомендательный, разъяснительный характер по порядку действий Учреждений при выявлении семей, находящихся в социально опасном положении.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 4) О признании аннулировании записи в трудовой книжке; 5) О восстановлении на работе; 6) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Приказом истец уволена с должности директора в связи с принятием уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано; 6) Отказано.Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в апелляционном определении, дополнительно пояснив, что в действиях истца имеется нарушение должностных обязанностей, которое выразилось в необоснованной постановке с 27.02.2023 семьи учащегося ФИО1 на внутриучрежденческий контроль, судебная коллегия учла, что в МАОУ "Прогимназия N 81" отсутствует локальный нормативный акт, регулирующий порядок постановки на внутриучрежденческий контроль, а ссылки истца на информационные письма Управления дошкольного образования не могут являться безусловным основанием для постановки на такой контроль, поскольку носят рекомендательный, разъяснительный характер по порядку действий Учреждений при выявлении семей, находящихся в социально опасном положении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о доказывании по делам о лишении родительских прав
(Котлярова В.В.)
("Мировой судья", 2021, N 10)Согласно разъяснениям ВС РФ, уклоняющимся от выполнения обязанностей по воспитанию является родитель, который не заботится о здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, образовании ребенка <5>. Доказательствами могут выступать справки и характеристики из образовательного учреждения, из развивающих центров (кружков, секций), справки из поликлиники, документальные данные органа опеки и попечительства, что семья состоит на учете как находящаяся в социально опасном положении, акт обследования жилищно-бытовых условий, заключение о социально-психологическом обследовании ребенка, свидетельские показания и т.д.
(Котлярова В.В.)
("Мировой судья", 2021, N 10)Согласно разъяснениям ВС РФ, уклоняющимся от выполнения обязанностей по воспитанию является родитель, который не заботится о здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, образовании ребенка <5>. Доказательствами могут выступать справки и характеристики из образовательного учреждения, из развивающих центров (кружков, секций), справки из поликлиники, документальные данные органа опеки и попечительства, что семья состоит на учете как находящаяся в социально опасном положении, акт обследования жилищно-бытовых условий, заключение о социально-психологическом обследовании ребенка, свидетельские показания и т.д.
Статья: Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)В Пензенской области продуктовые наборы предоставляются малообеспеченным семьям с детьми стоимостью 2 тыс. руб. <28> В Челябинске выделяется натуральная помощь в виде продуктового набора семьям с детьми-инвалидами и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, состоящим на профилактическом учете в органах социальной защиты города Челябинска <29>.
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)В Пензенской области продуктовые наборы предоставляются малообеспеченным семьям с детьми стоимостью 2 тыс. руб. <28> В Челябинске выделяется натуральная помощь в виде продуктового набора семьям с детьми-инвалидами и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, состоящим на профилактическом учете в органах социальной защиты города Челябинска <29>.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р
(ред. от 18.03.2021)
<Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года>
(вместе с "Планом мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года")анализ и распространение лучшей практики, технологий и методов профилактики, используемых в сфере правонарушений несовершеннолетних, включая анализ и обобщение опыта формирования единого межведомственного учета несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, посредством создания регионального банка данных;
(ред. от 18.03.2021)
<Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года>
(вместе с "Планом мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года")анализ и распространение лучшей практики, технологий и методов профилактики, используемых в сфере правонарушений несовершеннолетних, включая анализ и обобщение опыта формирования единого межведомственного учета несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, посредством создания регионального банка данных;
<Письмо> МЧС России от 28.10.2019 N 43-5692-19
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по организации установки автономных пожарных извещателей в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации", "Методическими рекомендациями по повышению уровня пожарной безопасности социально значимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием детей, за счет оснащения системами автоматической противопожарной защиты")В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" сведения о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, учитываются органами управления социальной защитой населения. Также сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении могут формироваться комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по организации установки автономных пожарных извещателей в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации", "Методическими рекомендациями по повышению уровня пожарной безопасности социально значимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием детей, за счет оснащения системами автоматической противопожарной защиты")В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" сведения о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, учитываются органами управления социальной защитой населения. Также сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении могут формироваться комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Вопрос: Каковы полномочия совета профилактики в школе?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Непосредственно основания для постановки и снятия несовершеннолетнего с учета предусматриваются локальными нормативными актами школы. При этом необходимо обратить внимание, что основанием для организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением является поступление в школу одного из следующих документов (ст. 6 Закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ; разд. 5 Методических рекомендаций о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы, направленных Письмом Минобрнауки России от 01.12.2015 N ВК-2969/07):
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Непосредственно основания для постановки и снятия несовершеннолетнего с учета предусматриваются локальными нормативными актами школы. При этом необходимо обратить внимание, что основанием для организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением является поступление в школу одного из следующих документов (ст. 6 Закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ; разд. 5 Методических рекомендаций о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы, направленных Письмом Минобрнауки России от 01.12.2015 N ВК-2969/07):
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В судебной практике можно отметить аналогичные позиции по вопросу о возрасте несовершеннолетних, по достижении которого они могут быть помещены в центр временного содержания. Так, Котовским городским судом Тамбовской области в центр временного содержания на срок 5 суток был помещен несовершеннолетний в возрасте 7 лет. При вынесении решения судом учтено, что несовершеннолетним за непродолжительный период было совершено 5 общественно опасных деяний, подпадающих под признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, и несколько деяний, содержащих признаки административных правонарушений. Суд также принял во внимание склонность мальчика к бродяжничеству, отсутствие контроля в семье, находящейся в социально опасном положении. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП в семилетнем возрасте даже на короткий срок носит исключительный характер, но соответствует требованиям Федерального закона N 120-ФЗ и правилу 2.2 Пекинских правил и необходимо в интересах ребенка для оказания на него эффективного воспитательного воздействия и предупреждения совершения повторных правонарушений <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В судебной практике можно отметить аналогичные позиции по вопросу о возрасте несовершеннолетних, по достижении которого они могут быть помещены в центр временного содержания. Так, Котовским городским судом Тамбовской области в центр временного содержания на срок 5 суток был помещен несовершеннолетний в возрасте 7 лет. При вынесении решения судом учтено, что несовершеннолетним за непродолжительный период было совершено 5 общественно опасных деяний, подпадающих под признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, и несколько деяний, содержащих признаки административных правонарушений. Суд также принял во внимание склонность мальчика к бродяжничеству, отсутствие контроля в семье, находящейся в социально опасном положении. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП в семилетнем возрасте даже на короткий срок носит исключительный характер, но соответствует требованиям Федерального закона N 120-ФЗ и правилу 2.2 Пекинских правил и необходимо в интересах ребенка для оказания на него эффективного воспитательного воздействия и предупреждения совершения повторных правонарушений <1>.
Статья: Проблемы предупреждения преступлений, совершенных несовершеннолетними
(Волосова Н.Ю., Филиппова Е.О., Журкина О.В.)
("Российский судья", 2022, N 1)Полагаем, что выявленные тенденции позволят разработать более эффективную систему мер профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. На сегодняшний день такие меры достаточно многообразны (правовые, социальные, психологические и др.). Их цель - выявить как можно раньше и эффективно устранить причины и условия, способствующие правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; вовремя скорректировать их поведение; подойти к профилактике индивидуально, с самим несовершеннолетним, а также индивидуализировать работу с родителями, семьями, в том числе и теми, которые находятся в социально опасном положении.
(Волосова Н.Ю., Филиппова Е.О., Журкина О.В.)
("Российский судья", 2022, N 1)Полагаем, что выявленные тенденции позволят разработать более эффективную систему мер профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. На сегодняшний день такие меры достаточно многообразны (правовые, социальные, психологические и др.). Их цель - выявить как можно раньше и эффективно устранить причины и условия, способствующие правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; вовремя скорректировать их поведение; подойти к профилактике индивидуально, с самим несовершеннолетним, а также индивидуализировать работу с родителями, семьями, в том числе и теми, которые находятся в социально опасном положении.
Статья: О совершенствовании координации и взаимодействия субъектов в сфере защиты прав ребенка
(Павлова Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В Омске выявлен случай, когда КДНиЗП признала семью находящейся в социально опасном положении и нуждающейся в проведении профилактической работы только спустя девять лет (в апреле 2019 г.) после появления о ней негативной информации (в 2010 г.). Кроме того, родители неоднократно привлекались к административной ответственности, в том числе по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <5>. Таким образом, были нарушены требования федерального и регионального законодательств.
(Павлова Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В Омске выявлен случай, когда КДНиЗП признала семью находящейся в социально опасном положении и нуждающейся в проведении профилактической работы только спустя девять лет (в апреле 2019 г.) после появления о ней негативной информации (в 2010 г.). Кроме того, родители неоднократно привлекались к административной ответственности, в том числе по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <5>. Таким образом, были нарушены требования федерального и регионального законодательств.
Статья: Роль органов местного самоуправления в профилактике наркотизма и наркопреступности
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Профилактика преступности среди несовершеннолетних со стороны ОМС включает совокупность социальных, правовых, педагогических и других действий, ориентированных на определение и исключение факторов, способствующих тем социальным условиям существования несовершеннолетних, которые создают предпосылки к их антиобщественным действиям. Они проводятся в сочетании с индивидуальной профилактикой среди несовершеннолетних уязвимых групп, в частности, в семьях, находящихся в социально опасном положении.
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Профилактика преступности среди несовершеннолетних со стороны ОМС включает совокупность социальных, правовых, педагогических и других действий, ориентированных на определение и исключение факторов, способствующих тем социальным условиям существования несовершеннолетних, которые создают предпосылки к их антиобщественным действиям. Они проводятся в сочетании с индивидуальной профилактикой среди несовершеннолетних уязвимых групп, в частности, в семьях, находящихся в социально опасном положении.