Учет имущество принятого в оперативное управление
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет имущество принятого в оперативное управление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 296 "Право оперативного управления" ГК РФ"Разрешая спор по существу, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правильного распределения бремени доказывания, руководствуясь положениями статей 210, 249, 290, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 39, 153, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что ФГКУ "Специальное ТУИО" учреждено Министерством обороны Российской Федерации, и за ним закреплено на праве оперативного управления имущество, которыми учреждение владеет и пользуется, учитывая, что все расходы по содержанию помещения должно нести учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, принимая во внимание, что сведений о наличии оснований для освобождения ответчика от исполнения возложенных законом обязательств не приведено, проверив расчет задолженности, признав его правильным, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Реестр федерального имущества
(КонсультантПлюс, 2025)...установив факт несоответствия фактической площади объектов и объектов, учтенных в реестре федерального имущества, принимая во внимание, что действия Территориального управления Росимущества по внесению в реестр федерального имущества уточненных сведений об имуществе, закрепленном на праве оперативного управления за учреждением, имеют правовое значение для заявителя, суды... пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ заинтересованного лица во внесении изменений в сведения о недвижимом имуществе в реестр федерального имущества не соответствует требованиям законодательства и нарушает права учреждения...
(КонсультантПлюс, 2025)...установив факт несоответствия фактической площади объектов и объектов, учтенных в реестре федерального имущества, принимая во внимание, что действия Территориального управления Росимущества по внесению в реестр федерального имущества уточненных сведений об имуществе, закрепленном на праве оперативного управления за учреждением, имеют правовое значение для заявителя, суды... пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ заинтересованного лица во внесении изменений в сведения о недвижимом имуществе в реестр федерального имущества не соответствует требованиям законодательства и нарушает права учреждения...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендодатель не перезаключать договор аренды публичного имущества, который возобновляется не первый раз, без проведения конкурса или аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 9 и 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установив, что с предпринимателем договоры аренды на нежилые помещения ранее заключались без проведения торгов неоднократно, Департаментом как собственником имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, принято решение, предусматривающее иной порядок распоряжения спорным имуществом, учитывая отсутствие согласия собственника имущества в лице Департамента на передачу имущества в аренду истцу без проведения процедуры торгов, признал оспариваемые решения правомерными.
Вправе ли арендодатель не перезаключать договор аренды публичного имущества, который возобновляется не первый раз, без проведения конкурса или аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 9 и 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установив, что с предпринимателем договоры аренды на нежилые помещения ранее заключались без проведения торгов неоднократно, Департаментом как собственником имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, принято решение, предусматривающее иной порядок распоряжения спорным имуществом, учитывая отсутствие согласия собственника имущества в лице Департамента на передачу имущества в аренду истцу без проведения процедуры торгов, признал оспариваемые решения правомерными.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)При принятии имущества к бухгалтерскому учету в качестве активов определенного вида следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. В том случае, когда возникающий при передаче имущества в оперативное управление актив отвечает условиям применительно к Положению по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2002 N 126н, коммерческая организация отражает этот актив по дебету счета 58 "Финансовые вложения" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов учета имущества. Если актив, возникающий при передаче имущества в оперативное управление, не отвечает условиям применительно к ПБУ 19/02, то стоимость такого имущества списывается со счетов учета имущества в дебет счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" по соответствующему субсчету.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)При принятии имущества к бухгалтерскому учету в качестве активов определенного вида следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. В том случае, когда возникающий при передаче имущества в оперативное управление актив отвечает условиям применительно к Положению по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2002 N 126н, коммерческая организация отражает этот актив по дебету счета 58 "Финансовые вложения" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов учета имущества. Если актив, возникающий при передаче имущества в оперативное управление, не отвечает условиям применительно к ПБУ 19/02, то стоимость такого имущества списывается со счетов учета имущества в дебет счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" по соответствующему субсчету.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.2. При необходимости передачи концессионеру имущества, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и входящего в состав объекта концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, которое на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения принадлежит государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, решением о заключении концессионного соглашения должен быть предусмотрен срок принятия уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в соответствующей сфере деятельности, решения о прекращении права оперативного управления такого учреждения на указанное имущество. Решение о прекращении права оперативного управления такого учреждения на указанное имущество принимается с учетом требований, установленных частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона.
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.2. При необходимости передачи концессионеру имущества, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и входящего в состав объекта концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, которое на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения принадлежит государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, решением о заключении концессионного соглашения должен быть предусмотрен срок принятия уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в соответствующей сфере деятельности, решения о прекращении права оперативного управления такого учреждения на указанное имущество. Решение о прекращении права оперативного управления такого учреждения на указанное имущество принимается с учетом требований, установленных частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Из изложенного вытекает, что, на основании абзаца второго п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизация начисляется унитарным предприятием не во всех случаях, а в ситуации, когда амортизируемое имущество, полученное в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, т.е. вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Из изложенного вытекает, что, на основании абзаца второго п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизация начисляется унитарным предприятием не во всех случаях, а в ситуации, когда амортизируемое имущество, полученное в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, т.е. вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования.
Статья: Пределы ограничений получения пожертвований частных субъектов подразделениями МВД России
(Максимов В.А.)
("Цивилист", 2023, N 2)Поэтому необходимо предусмотреть прямую возможность обращения юридических лиц системы МВД России в территориальное управление Росимущества для подписания договора пожертвования движимого имущества, что значительно бы уменьшило документооборот и сократило время для принятия решений о закреплении данного имущества за подразделением системы МВД России на праве оперативного управления. Движимое пожертвованное имущество в результате этого поступает в состав имущества государственной казны Российской Федерации (п. 2 ст. 299 ГК РФ). А вот уже после наступления данного факта подразделению системы МВД России возможно осуществить постановку на учет и использовать имущество, переданное в качестве пожертвования. Другой вариант возможного регулирования: ввиду отсутствия ограничений в законе на заключение договоров пожертвования предоставить возможность юридическим лицам системы МВД России самостоятельно принимать решение о целесообразности заключения данного вида договоров исходя из фактических обстоятельств и только после факта заключения договора пожертвования и передачи соответствующего движимого имущества готовить пакет документов в Росимущество.
(Максимов В.А.)
("Цивилист", 2023, N 2)Поэтому необходимо предусмотреть прямую возможность обращения юридических лиц системы МВД России в территориальное управление Росимущества для подписания договора пожертвования движимого имущества, что значительно бы уменьшило документооборот и сократило время для принятия решений о закреплении данного имущества за подразделением системы МВД России на праве оперативного управления. Движимое пожертвованное имущество в результате этого поступает в состав имущества государственной казны Российской Федерации (п. 2 ст. 299 ГК РФ). А вот уже после наступления данного факта подразделению системы МВД России возможно осуществить постановку на учет и использовать имущество, переданное в качестве пожертвования. Другой вариант возможного регулирования: ввиду отсутствия ограничений в законе на заключение договоров пожертвования предоставить возможность юридическим лицам системы МВД России самостоятельно принимать решение о целесообразности заключения данного вида договоров исходя из фактических обстоятельств и только после факта заключения договора пожертвования и передачи соответствующего движимого имущества готовить пакет документов в Росимущество.
Статья: Правовые аспекты отказа от права оперативного управления
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 3)Учитывая, что в судебной практике присутствуют ссылки на применимость к возникновению и прекращению права оперативного управления общих норм о праве собственности, отказ от права оперативного управления и возврат имущества собственнику возможны, исходя из содержания права оперативного управления. Именно поэтому применительно к возврату суды нередко приходят к выводу о том, что отказ от права оперативного управления в пользу собственника допустим. В то же время, учитывая публичный характер и цели организаций - управляющих, такого рода возврат может происходить лишь при согласии на то собственника. Этот подход преобладает в судебной практике <11>. Принимая во внимание отказ организации от имущества, закрепленного на праве оперативного управления, суды сделали вывод об отказе в изъятии имущества, констатируя, что виды деятельности, закрепленные в уставе организации, допускают такое управление. Кроме того, сделан вывод о том, что отказ от права оперативного управления не влечет за собой правовых последствий при выявлении невозможности реализации уставной деятельности <12>.
(Шереметьева Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 3)Учитывая, что в судебной практике присутствуют ссылки на применимость к возникновению и прекращению права оперативного управления общих норм о праве собственности, отказ от права оперативного управления и возврат имущества собственнику возможны, исходя из содержания права оперативного управления. Именно поэтому применительно к возврату суды нередко приходят к выводу о том, что отказ от права оперативного управления в пользу собственника допустим. В то же время, учитывая публичный характер и цели организаций - управляющих, такого рода возврат может происходить лишь при согласии на то собственника. Этот подход преобладает в судебной практике <11>. Принимая во внимание отказ организации от имущества, закрепленного на праве оперативного управления, суды сделали вывод об отказе в изъятии имущества, констатируя, что виды деятельности, закрепленные в уставе организации, допускают такое управление. Кроме того, сделан вывод о том, что отказ от права оперативного управления не влечет за собой правовых последствий при выявлении невозможности реализации уставной деятельности <12>.
Готовое решение: Как казенному, бюджетному и автономному учреждению отразить в учете расходы на разработку проектно-сметной документации
(КонсультантПлюс, 2025)первичных документов с приложением выписки из ЕГРН о государственной регистрации права оперативного управления - при принятии к учету законченного строительством объекта недвижимого имущества;
(КонсультантПлюс, 2025)первичных документов с приложением выписки из ЕГРН о государственной регистрации права оперативного управления - при принятии к учету законченного строительством объекта недвижимого имущества;
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке отражения основных средств в учете и отчетности
(КонсультантПлюс, 2025)недвижимое имущество принято к бухгалтерскому учету без первичных учетных документов, подтверждающих госрегистрацию права оперативного управления, в связи с чем оно ошибочно отражено в отчетности на балансовом счете 101 "Основные средства" (Представление от 24.07.2018 N ПР 12-244/12-03);
(КонсультантПлюс, 2025)недвижимое имущество принято к бухгалтерскому учету без первичных учетных документов, подтверждающих госрегистрацию права оперативного управления, в связи с чем оно ошибочно отражено в отчетности на балансовом счете 101 "Основные средства" (Представление от 24.07.2018 N ПР 12-244/12-03);
Вопрос: О начислении амортизации при передаче имущества муниципальной казны в аренду организации в целях бюджетного (бухгалтерского) учета.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)При этом положение по единовременному начислению суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны предусмотрено абзацем 4 пункта 94 Инструкция N 157н при принятии к учету объекта нефинансовых активов по основанию закрепления за учреждением (правообладателем) права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)При этом положение по единовременному начислению суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны предусмотрено абзацем 4 пункта 94 Инструкция N 157н при принятии к учету объекта нефинансовых активов по основанию закрепления за учреждением (правообладателем) права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.