Учет имущества переданного в оперативное управление
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет имущества переданного в оперативное управление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 236 "Отказ от права собственности" ГК РФ"Поскольку истец имеет право на отказ от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества и передачу его в казну Российской Федерации ввиду неиспользования его в соответствии с целями своей деятельности, с учетом отсутствия в деле доказательств, подтверждающих правомерность бездействия Управления, обладающего соответствующими полномочиями, по принятию спорного имущества в казну Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца об обязании принять в состав казны имущество обоснованы и подлежат удовлетворению.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Содержание имущества, находящегося в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)...на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ... жилые помещения в МКД... закреплены и переданы в оперативное управление ФГКУ... что... является достаточным основанием для признания за последним возникновения права оперативного управления на спорное имущество...
(КонсультантПлюс, 2025)...на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ... жилые помещения в МКД... закреплены и переданы в оперативное управление ФГКУ... что... является достаточным основанием для признания за последним возникновения права оперативного управления на спорное имущество...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об отражении в бюджетном учете операций по передаче недвижимого имущества (прав оперативного управления) между учреждениями.
(Письмо Минфина России от 12.08.2021 N 02-07-10/66499)Вопрос: Об отражении в бюджетном учете операций по передаче недвижимого имущества (прав оперативного управления) между учреждениями.
(Письмо Минфина России от 12.08.2021 N 02-07-10/66499)Вопрос: Об отражении в бюджетном учете операций по передаче недвижимого имущества (прав оперативного управления) между учреждениями.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Таким образом, учет имущества, переданного в оперативное управление, зависит от ожиданий его возврата и получения дохода (на счетах 58, 79 или 91).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Таким образом, учет имущества, переданного в оперативное управление, зависит от ожиданий его возврата и получения дохода (на счетах 58, 79 или 91).
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 20.04.2010 N 593-О-Р
"Об отказе в удовлетворении ходатайств Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета) о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2009 года N 10-П"обязанность федерального законодателя в срок до 1 марта 2010 года урегулировать в соответствии с данным Постановлением порядок исполнения государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества с учетом специфики правового статуса данных субъектов налогообложения;
"Об отказе в удовлетворении ходатайств Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета) о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2009 года N 10-П"обязанность федерального законодателя в срок до 1 марта 2010 года урегулировать в соответствии с данным Постановлением порядок исполнения государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества с учетом специфики правового статуса данных субъектов налогообложения;
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 N 10-П
"По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)"Федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок исполнения государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества с учетом специфики правового статуса данных субъектов налогообложения и в соответствии с настоящим Постановлением в срок до 1 марта 2010 года.
"По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)"Федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок исполнения государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества с учетом специфики правового статуса данных субъектов налогообложения и в соответствии с настоящим Постановлением в срок до 1 марта 2010 года.
Статья: Экономическая основа местного самоуправления как институт муниципального права
(Лупенко И.Ю., Дондоков Ц.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Комитет наделен полномочиями осуществлять контроль за использованием муниципального имущества, передавать муниципальное имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление, в аренду, доверительное управление, залог, безвозмездное пользование, выступать продавцом и покупателем муниципального имущества, осуществлять учет муниципального имущества и т.д.
(Лупенко И.Ю., Дондоков Ц.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Комитет наделен полномочиями осуществлять контроль за использованием муниципального имущества, передавать муниципальное имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление, в аренду, доверительное управление, залог, безвозмездное пользование, выступать продавцом и покупателем муниципального имущества, осуществлять учет муниципального имущества и т.д.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендодатель не перезаключать договор аренды публичного имущества, который возобновляется не первый раз, без проведения конкурса или аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 9 и 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установив, что с предпринимателем договоры аренды на нежилые помещения ранее заключались без проведения торгов неоднократно, Департаментом как собственником имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, принято решение, предусматривающее иной порядок распоряжения спорным имуществом, учитывая отсутствие согласия собственника имущества в лице Департамента на передачу имущества в аренду истцу без проведения процедуры торгов, признал оспариваемые решения правомерными.
Вправе ли арендодатель не перезаключать договор аренды публичного имущества, который возобновляется не первый раз, без проведения конкурса или аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 9 и 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установив, что с предпринимателем договоры аренды на нежилые помещения ранее заключались без проведения торгов неоднократно, Департаментом как собственником имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, принято решение, предусматривающее иной порядок распоряжения спорным имуществом, учитывая отсутствие согласия собственника имущества в лице Департамента на передачу имущества в аренду истцу без проведения процедуры торгов, признал оспариваемые решения правомерными.
Справка: Что нужно знать об управлении государственным (муниципальным) имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)Оперативное управление - это имущественное право, на котором учреждение или казенное предприятие владеет и пользуется имуществом, переданным ему собственником, с учетом целей деятельности и назначения имущества. Распоряжаться этим имуществом можно с согласия собственника, если иное не установлено законом. Право оперативного управления возникает также в результате приобретения имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
(КонсультантПлюс, 2025)Оперативное управление - это имущественное право, на котором учреждение или казенное предприятие владеет и пользуется имуществом, переданным ему собственником, с учетом целей деятельности и назначения имущества. Распоряжаться этим имуществом можно с согласия собственника, если иное не установлено законом. Право оперативного управления возникает также в результате приобретения имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
Статья: Государственная собственность и государственные предприятия как предмет научного исследования в трудах А.В. Карасса и С.М. Корнеева
(Ломакин Д.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Законодатель в то время не давал четкого определения права, предоставляемого государственному предприятию на закрепленное за ним имущество, ограничиваясь лишь указанием на то, что это имущество состоит у него в оперативном управлении (ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.). Однако в научных публикациях стали предприниматься попытки выйти за пределы анализа оперативного управления как особого вида деятельности с государственным имуществом и сделать предметом исследования соответствующее право, которое позволяет эту деятельность осуществлять. По виду опосредуемой им деятельности такое право получило название права оперативного управления <43>. Первенство в конструкции особого права на государственное имущество - права оперативного управления, по верному замечанию профессора С.М. Корнеева, принадлежало академику А.В. Венедиктову <44>. В литературе было высказано иное мнение, согласно которому государственное имущество передавалось в оперативное управление не предприятию как юридическому лицу, а его администрации, "она и только она (с учетом участия в таком управлении и планово-регулирующих органов) управляет государственным имуществом, владеет, пользуется и распоряжается им, реализуя при осуществлении этих правомочий волю и интерес социалистического государства. Никому другому эти правомочия не принадлежат" <45>. Подобные взгляды сами по себе во многом умаляли правосубъектность государственных предприятий, поскольку здесь носителем юридической личности рассматривался организованный в государство всенародный коллектив. Изложенный подход получил в науке наименование теории государства и был подвергнут справедливой критике <46>.
(Ломакин Д.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Законодатель в то время не давал четкого определения права, предоставляемого государственному предприятию на закрепленное за ним имущество, ограничиваясь лишь указанием на то, что это имущество состоит у него в оперативном управлении (ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.). Однако в научных публикациях стали предприниматься попытки выйти за пределы анализа оперативного управления как особого вида деятельности с государственным имуществом и сделать предметом исследования соответствующее право, которое позволяет эту деятельность осуществлять. По виду опосредуемой им деятельности такое право получило название права оперативного управления <43>. Первенство в конструкции особого права на государственное имущество - права оперативного управления, по верному замечанию профессора С.М. Корнеева, принадлежало академику А.В. Венедиктову <44>. В литературе было высказано иное мнение, согласно которому государственное имущество передавалось в оперативное управление не предприятию как юридическому лицу, а его администрации, "она и только она (с учетом участия в таком управлении и планово-регулирующих органов) управляет государственным имуществом, владеет, пользуется и распоряжается им, реализуя при осуществлении этих правомочий волю и интерес социалистического государства. Никому другому эти правомочия не принадлежат" <45>. Подобные взгляды сами по себе во многом умаляли правосубъектность государственных предприятий, поскольку здесь носителем юридической личности рассматривался организованный в государство всенародный коллектив. Изложенный подход получил в науке наименование теории государства и был подвергнут справедливой критике <46>.
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении судоходных гидротехнических сооружений, переданных муниципальным образованием в оперативное управление казенному учреждению.
(Письмо Минфина России от 21.11.2024 N 03-05-04-01/116511)Департамент налоговой политики рассмотрел письмо от 11.11.2024 по вопросу исчисления налога на имущество организаций в отношении гидротехнических сооружений, переданных муниципальным образованием в оперативное управление казенному учреждению, и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 21.11.2024 N 03-05-04-01/116511)Департамент налоговой политики рассмотрел письмо от 11.11.2024 по вопросу исчисления налога на имущество организаций в отношении гидротехнических сооружений, переданных муниципальным образованием в оперативное управление казенному учреждению, и сообщает следующее.
Статья: Амортизация основных средств у казенного предприятия
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)При получении имущества от другого УП. Возможна такая ситуация: амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого УП и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности. В этом случае в целях гл. 25 НК РФ УП формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета другого унитарного предприятия, передающего имущество, которое обязано предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и установленном им сроке полезного использования, уменьшенном на период начисления им амортизации, руководствуясь абз. 2 п. 1 ст. 257 и абз. 1 п. 1 ст. 258 НК РФ. Если стоимостный критерий переданного по остаточной стоимости имущества меньше стоимостного критерия амортизируемого имущества, установленного п. 1 ст. 256 НК РФ, то такое имущество не признается амортизируемым и учитывается в составе материальных расходов в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. На основании норм данного подпункта организация вправе самостоятельно определить порядок отнесения стоимости такого имущества на расходы с учетом срока его использования и других экономических показателей. См. Письма Минфина России от 21.02.2017 N 03-03-06/1/9856, от 12.11.2015 N 03-03-06/4/65313.
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)При получении имущества от другого УП. Возможна такая ситуация: амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого УП и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности. В этом случае в целях гл. 25 НК РФ УП формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета другого унитарного предприятия, передающего имущество, которое обязано предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и установленном им сроке полезного использования, уменьшенном на период начисления им амортизации, руководствуясь абз. 2 п. 1 ст. 257 и абз. 1 п. 1 ст. 258 НК РФ. Если стоимостный критерий переданного по остаточной стоимости имущества меньше стоимостного критерия амортизируемого имущества, установленного п. 1 ст. 256 НК РФ, то такое имущество не признается амортизируемым и учитывается в составе материальных расходов в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. На основании норм данного подпункта организация вправе самостоятельно определить порядок отнесения стоимости такого имущества на расходы с учетом срока его использования и других экономических показателей. См. Письма Минфина России от 21.02.2017 N 03-03-06/1/9856, от 12.11.2015 N 03-03-06/4/65313.
Справка: Особенности использования права оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2025)Данные об имуществе в оперативном управлении необходимо передавать в реестр имущества ППО. Порядок и сроки передачи сведений уточните в правилах учета имущества вашего ППО.
(КонсультантПлюс, 2025)Данные об имуществе в оперативном управлении необходимо передавать в реестр имущества ППО. Порядок и сроки передачи сведений уточните в правилах учета имущества вашего ППО.
Вопрос: О начислении амортизации при передаче имущества муниципальной казны в аренду организации в целях бюджетного (бухгалтерского) учета.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Учитывая изложенное, в случае отражения в учете переданных объектов имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, в аренду следует руководствоваться положениями Инструкции N 157н, которые не предусматривают начисление амортизации по принятым в состав имущества казны объектам нефинансовых активов.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Учитывая изложенное, в случае отражения в учете переданных объектов имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, в аренду следует руководствоваться положениями Инструкции N 157н, которые не предусматривают начисление амортизации по принятым в состав имущества казны объектам нефинансовых активов.
Готовое решение: Как учреждению применять СГС "Аренда"
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты бухучета, которые возникают при передаче государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, классифицируются в качестве объектов учета аренды. Исключение - передача такого имущества в оперативное управление (п. п. 9, 10 СГС "Аренда").
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты бухучета, которые возникают при передаче государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, классифицируются в качестве объектов учета аренды. Исключение - передача такого имущества в оперативное управление (п. п. 9, 10 СГС "Аренда").