Учет административных штрафов администратором доходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет административных штрафов администратором доходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Возврат административного штрафа (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)Как обоснованно указал апелляционный суд, при таком правовом регулировании учреждение, осуществляя учет административных штрафов, является администратором данного вида доходов бюджета, соответственно, именно у данного органа возникает обязанность по решению вопроса о возврате необоснованно взысканного административного штрафа..."
(КонсультантПлюс, 2025)Как обоснованно указал апелляционный суд, при таком правовом регулировании учреждение, осуществляя учет административных штрафов, является администратором данного вида доходов бюджета, соответственно, именно у данного органа возникает обязанность по решению вопроса о возврате необоснованно взысканного административного штрафа..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Не случайно летом 2024 года был принят Федеральный закон о списании штрафов и исполнительского сбора - Федеральный закон от 13 июля 2024 г. N 177-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В статье 12 Закона, в частности, говорится, что в 2024 году признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию задолженность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2022 года и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета в соответствии с настоящей статьей решения о признании безнадежной ко взысканию задолженности. Решение о признании безнадежной ко взысканию задолженности принимается администратором доходов бюджета в порядке, установленном пунктом 4 статьи 47.2 Бюджетного кодекса РФ.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Не случайно летом 2024 года был принят Федеральный закон о списании штрафов и исполнительского сбора - Федеральный закон от 13 июля 2024 г. N 177-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В статье 12 Закона, в частности, говорится, что в 2024 году признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию задолженность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2022 года и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета в соответствии с настоящей статьей решения о признании безнадежной ко взысканию задолженности. Решение о признании безнадежной ко взысканию задолженности принимается администратором доходов бюджета в порядке, установленном пунктом 4 статьи 47.2 Бюджетного кодекса РФ.
Ситуация: Как и в какой срок можно обратиться за возвратом переплаты по штрафу за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных в бюджет платежей, в том числе административных штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата наделены администраторы доходов бюджета (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных в бюджет платежей, в том числе административных штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата наделены администраторы доходов бюджета (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Также лицами, заинтересованными в своевременном прекращении исполнения постановлений о взыскании административных штрафов при истечении сроков давности их исполнения, являются администраторы доходов бюджета по соответствующим административным штрафам, полномочия которых предусматривают, в частности, осуществление учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, принятие на основании постановлений о прекращении исполнения постановлений о назначении административных наказаний решений о признании задолженностей по платежам в бюджет безнадежными к взысканию (пункты 2, 3 статьи 47.2, абзацы второй и восьмой пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Также лицами, заинтересованными в своевременном прекращении исполнения постановлений о взыскании административных штрафов при истечении сроков давности их исполнения, являются администраторы доходов бюджета по соответствующим административным штрафам, полномочия которых предусматривают, в частности, осуществление учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, принятие на основании постановлений о прекращении исполнения постановлений о назначении административных наказаний решений о признании задолженностей по платежам в бюджет безнадежными к взысканию (пункты 2, 3 статьи 47.2, абзацы второй и восьмой пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Согласно абзацу четвертому п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) штрафов принимает и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, администратор доходов бюджета, которым по настоящему делу является административный ответчик.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Согласно абзацу четвертому п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) штрафов принимает и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, администратор доходов бюджета, которым по настоящему делу является административный ответчик.
Статья: Списание безнадежной задолженности по платежам в бюджет в 2024 году
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)В целях признания безнадежной к взысканию в 2024 году отдельной задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ ч. 22 ст. 6 Закона N 520-ФЗ <2> предусмотрен дополнительный случай в отношении задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, МУП, в том числе казенных. Установлено, что признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность должников по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 01.07.2022 и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета решения о признании задолженности безнадежной к взысканию. При этом Минфин отметил, что вышеуказанная норма носит "разовый" характер.
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)В целях признания безнадежной к взысканию в 2024 году отдельной задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ ч. 22 ст. 6 Закона N 520-ФЗ <2> предусмотрен дополнительный случай в отношении задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, МУП, в том числе казенных. Установлено, что признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность должников по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 01.07.2022 и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета решения о признании задолженности безнадежной к взысканию. При этом Минфин отметил, что вышеуказанная норма носит "разовый" характер.
Статья: Изменения в Бюджетном кодексе и налоговая реформа
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)В 2024 году признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2022 года и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета решения о признании безнадежной к взысканию задолженности. Решение о признании безнадежной к взысканию указанной задолженности принимается администратором доходов бюджета в порядке, установленном п. 4 ст. 47.2 БК РФ. Исполнительные документы о взыскании данной задолженности подлежат отмене, а возбужденные на их основании исполнительные производства - прекращению в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве.
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)В 2024 году признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2022 года и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета решения о признании безнадежной к взысканию задолженности. Решение о признании безнадежной к взысканию указанной задолженности принимается администратором доходов бюджета в порядке, установленном п. 4 ст. 47.2 БК РФ. Исполнительные документы о взыскании данной задолженности подлежат отмене, а возбужденные на их основании исполнительные производства - прекращению в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве.
Статья: Неналоговые платежи бюджетной системы Российской Федерации
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Шестая функция, характерная только для неналоговых платежей, - это административная функция. Поступление неналоговых доходов во многом зависит от грамотного использования имущества органа государственной власти, от информированности потребителя об оказываемых государственных услугах, от организации вынесения штрафных санкций, их учета и обеспечения поступлений. По уровню поступления неналоговых доходов можно судить об исполнении возложенных на орган государственной власти функций, также возможно оценить исполнение различных полномочий, в том числе главного администратора (администратора) доходов и полномочий собственника имущества.
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Шестая функция, характерная только для неналоговых платежей, - это административная функция. Поступление неналоговых доходов во многом зависит от грамотного использования имущества органа государственной власти, от информированности потребителя об оказываемых государственных услугах, от организации вынесения штрафных санкций, их учета и обеспечения поступлений. По уровню поступления неналоговых доходов можно судить об исполнении возложенных на орган государственной власти функций, также возможно оценить исполнение различных полномочий, в том числе главного администратора (администратора) доходов и полномочий собственника имущества.