Ученик оскорбил учителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Ученик оскорбил учителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Устав средней общеобразовательной организации (школы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- на охрану чести и достоинства, сочетающуюся с защитой авторитета учителя;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- на охрану чести и достоинства, сочетающуюся с защитой авторитета учителя;
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с прекращением трудового договора: Педагогический работник оспаривает увольнение из-за судимости, за аморальный проступок или насильственные методы воспитания
(КонсультантПлюс, 2025)Работник, выполняющий воспитательные функции (воспитатель в детсаду, школьный учитель, преподаватель), совершил аморальный проступок (разместил в соцсети фотографии с нацистской символикой, грубо разговаривал с родителем воспитанника при несовершеннолетних, оскорблял и унижал учащихся и т.д.)
(КонсультантПлюс, 2025)Работник, выполняющий воспитательные функции (воспитатель в детсаду, школьный учитель, преподаватель), совершил аморальный проступок (разместил в соцсети фотографии с нацистской символикой, грубо разговаривал с родителем воспитанника при несовершеннолетних, оскорблял и унижал учащихся и т.д.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современные формы насилия в молодежной среде: степень распространения и меры профилактики
(Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)Относительно случаев буллинга 63% учащихся заявили, что им доводилось видеть, как другого ученика на систематической основе обижали, оскорбляли, пугали сверстники. При этом 17% указали, что их травля осуществлялась в киберпространстве, а 20% опрошенных никому не сообщили бы о регулярных издевательствах над своим одноклассником со стороны других учащихся. Об имевших место случаях буллинга в молодежной среде осведомлены и 66% опрошенных учителей. Кроме того, 75% педагогов считают, что случаи психического давления, бойкотирования, оскорблений и т.п. среди учеников происходят преимущественно в сети Интернет.
(Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)Относительно случаев буллинга 63% учащихся заявили, что им доводилось видеть, как другого ученика на систематической основе обижали, оскорбляли, пугали сверстники. При этом 17% указали, что их травля осуществлялась в киберпространстве, а 20% опрошенных никому не сообщили бы о регулярных издевательствах над своим одноклассником со стороны других учащихся. Об имевших место случаях буллинга в молодежной среде осведомлены и 66% опрошенных учителей. Кроме того, 75% педагогов считают, что случаи психического давления, бойкотирования, оскорблений и т.п. среди учеников происходят преимущественно в сети Интернет.
Статья: Социально-психологический портрет осужденных в исправительных учреждениях
(Андруник А.П.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)16% обследуемых осужденных заявили, что учителя в средней школе регулярно унижали, оскорбляли и даже иногда применяли по отношению к ним физическую силу. После посещения занятий, проводимых учителями, допускающими негативные, унижающие достоинство человека высказывания, наши обследуемые чувствовали себя дискомфортно, многие испытывали желание ответить таким учителям и не всегда вербально, были и желающие применить физическую агрессию. Многие пытались выплеснуть свою обиду на более слабых (в физическом плане) учеников. Именно присутствие в школах таких учителей способствовало формированию и закреплению агрессивного поведения у учащихся как способа самозащиты от насмешек.
(Андруник А.П.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)16% обследуемых осужденных заявили, что учителя в средней школе регулярно унижали, оскорбляли и даже иногда применяли по отношению к ним физическую силу. После посещения занятий, проводимых учителями, допускающими негативные, унижающие достоинство человека высказывания, наши обследуемые чувствовали себя дискомфортно, многие испытывали желание ответить таким учителям и не всегда вербально, были и желающие применить физическую агрессию. Многие пытались выплеснуть свою обиду на более слабых (в физическом плане) учеников. Именно присутствие в школах таких учителей способствовало формированию и закреплению агрессивного поведения у учащихся как способа самозащиты от насмешек.
Нормативные акты
Постановление ЕСПЧ от 19.10.2012
"Дело "Катан и другие (Catan and Others) против Молдавии и Российской Федерации" (жалобы N 43370/04, 8252/05 и 18454/06) [рус., англ.]
(Вместе с "Перечнем заявителей")61. Столкнувшись с занятием здания режимом ПМР, Министерство образования Молдавии решило, что школа должна быть временно переведена в здание в селе Дороцкое, расположенном в 20 км от Григориополя, которое находится под молдавским контролем. Каждый день ученики и учителя доставлялись в Дороцкое на автобусах властями Молдавии. У них осматривали вещи и проверяли документы должностные лица ПМР, и предположительно ученики и учителя подвергались актам запугивания, таким как свист и словесные оскорбления.
"Дело "Катан и другие (Catan and Others) против Молдавии и Российской Федерации" (жалобы N 43370/04, 8252/05 и 18454/06) [рус., англ.]
(Вместе с "Перечнем заявителей")61. Столкнувшись с занятием здания режимом ПМР, Министерство образования Молдавии решило, что школа должна быть временно переведена в здание в селе Дороцкое, расположенном в 20 км от Григориополя, которое находится под молдавским контролем. Каждый день ученики и учителя доставлялись в Дороцкое на автобусах властями Молдавии. У них осматривали вещи и проверяли документы должностные лица ПМР, и предположительно ученики и учителя подвергались актам запугивания, таким как свист и словесные оскорбления.
Постановление ЕСПЧ от 04.12.2018
"Дело "Компания "Мадьяр Йети Зрт" (Magyar Jeti Zrt) против Венгрии" (жалоба N 11257/16) [рус., англ.]По нашей информации и согласно показаниям свидетелей, автобус приехал в деревню в четверг утром. Болельщики находились в состоянии алкогольного опьянения. Они начали выкрикивать оскорбления в адрес цыган и угрожать школьникам. Учителя, работавшие в здании, заперли двери и сказали младшим школьникам спрятаться под партами. Й.Д.., председатель местного цыганского () органа самоуправления, рассказал нам о случившемся. Запись разговора с Й.Д. и с родителем одного из учащихся по телефону уже загружена на YouTube".
"Дело "Компания "Мадьяр Йети Зрт" (Magyar Jeti Zrt) против Венгрии" (жалоба N 11257/16) [рус., англ.]По нашей информации и согласно показаниям свидетелей, автобус приехал в деревню в четверг утром. Болельщики находились в состоянии алкогольного опьянения. Они начали выкрикивать оскорбления в адрес цыган и угрожать школьникам. Учителя, работавшие в здании, заперли двери и сказали младшим школьникам спрятаться под партами. Й.Д.., председатель местного цыганского () органа самоуправления, рассказал нам о случившемся. Запись разговора с Й.Д. и с родителем одного из учащихся по телефону уже загружена на YouTube".
Статья: Буллинг в российских школах: правовые проблемы профилактики
(Курбенков В.А., Новосельцев А.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 3)Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" запрещает применение учителем физического или психического насилия по отношению к обучающимся, но при этом не называет субъектов, правомочных применять силу в учебном учреждении. За наведение элементарного порядка в классе в случае жалобы родителей учитель может лишиться работы. Особую угрозу представляет антиобщественное поведение старшеклассников, с которыми учителя самостоятельно справиться уже не в состоянии. Отметим, что обязательным условием лицензирования средней школы должен быть договор с частным охранным предприятием, которое может взять на себя функции по поддержанию общественного порядка в учебном заведении. А необходимым пунктом трудового договора с учителем - обязанность работодателя обеспечить условия для учебного процесса и оградить учителя от оскорблений хулиганов.
(Курбенков В.А., Новосельцев А.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 3)Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" запрещает применение учителем физического или психического насилия по отношению к обучающимся, но при этом не называет субъектов, правомочных применять силу в учебном учреждении. За наведение элементарного порядка в классе в случае жалобы родителей учитель может лишиться работы. Особую угрозу представляет антиобщественное поведение старшеклассников, с которыми учителя самостоятельно справиться уже не в состоянии. Отметим, что обязательным условием лицензирования средней школы должен быть договор с частным охранным предприятием, которое может взять на себя функции по поддержанию общественного порядка в учебном заведении. А необходимым пунктом трудового договора с учителем - обязанность работодателя обеспечить условия для учебного процесса и оградить учителя от оскорблений хулиганов.
Статья: Как уличить преступника и избежать дискриминации
(Енютина Г.)
("Кадровик.ру", 2011, N 9)Подобные случаи могут стать поводом для обращения работника в Конституционный Суд РФ с целью выяснения, насколько тот или иной запрет обоснован с точки зрения ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При этом аргумент о том, что школа или иное учреждение, оказывающее услуги несовершеннолетним, должны быть царством нравственности и морали, вряд ли может быть принят во внимание. Ведь УК РФ содержит множество статей, рисующих далеко не привлекательный облик лиц, по ним осужденных, и эти люди с учетом поправок в ТК РФ вполне могут работать воспитателями в детских садах и учителями в школах. Например, контрабандисты, экстремисты или лица, вербующие наемников... Любопытно, что из перечня статей УК РФ, предусматривающих для осужденных по ним лиц запрет на работу с детьми, исключены клевета и оскорбления. Соответственно, можно не стесняться в выражениях при учениках - без всякого страха навсегда потерять работу.
(Енютина Г.)
("Кадровик.ру", 2011, N 9)Подобные случаи могут стать поводом для обращения работника в Конституционный Суд РФ с целью выяснения, насколько тот или иной запрет обоснован с точки зрения ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При этом аргумент о том, что школа или иное учреждение, оказывающее услуги несовершеннолетним, должны быть царством нравственности и морали, вряд ли может быть принят во внимание. Ведь УК РФ содержит множество статей, рисующих далеко не привлекательный облик лиц, по ним осужденных, и эти люди с учетом поправок в ТК РФ вполне могут работать воспитателями в детских садах и учителями в школах. Например, контрабандисты, экстремисты или лица, вербующие наемников... Любопытно, что из перечня статей УК РФ, предусматривающих для осужденных по ним лиц запрет на работу с детьми, исключены клевета и оскорбления. Соответственно, можно не стесняться в выражениях при учениках - без всякого страха навсегда потерять работу.
Статья: Увольнение неугодного учителя
(Пластинина Н.)
("Кадровик.ру", 2012, N 11)На практике. З. обратилась с иском к МОУ "*** СОШ" о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. В обоснование иска З. указала, что была уволена с должности учителя английского языка 01.11.2011 по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением работы. С увольнением не согласна, поскольку не считает конфликт с другим учителем аморальным проступком. Из акта о расследовании факта совершения аморального проступка усматривается, что 18.10.2011 после третьего урока на перемене между учителями З. и Е. произошел конфликт на почве неприязни друг к другу, выразившейся во взаимном оскорблении и потасовке, что также подтверждается свидетельскими показаниями К.Н., К.В. Комиссия пришла к выводу о наличии аморального проступка в действиях учителей З. и Е., о наличии равной вины учителей в данном конфликте. Суд также изучил и должностную инструкцию учителя иностранного языка, согласно которой учитель обязан соблюдать этические нормы поведения, быть примером для учащихся. На основании изложенного суд пришел к выводу о доказанности совершения уволенными учителями аморального проступка, аналогично работодателю квалифицировав инцидент как аморальный проступок, то есть проступок, нарушающий принятые в обществе нормы морали и нравственности и не соответствующий морально-этическим требованиям, предъявляемым к занимаемой должности учителя. Учитывая, что ответчиком процедура увольнения, установленная нормами ТК РФ, была соблюдена, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции (Решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 11.01.2012; Апелляционное определение Московского областного суда от 03.04.2012 по делу N 33-6057/2012).
(Пластинина Н.)
("Кадровик.ру", 2012, N 11)На практике. З. обратилась с иском к МОУ "*** СОШ" о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. В обоснование иска З. указала, что была уволена с должности учителя английского языка 01.11.2011 по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением работы. С увольнением не согласна, поскольку не считает конфликт с другим учителем аморальным проступком. Из акта о расследовании факта совершения аморального проступка усматривается, что 18.10.2011 после третьего урока на перемене между учителями З. и Е. произошел конфликт на почве неприязни друг к другу, выразившейся во взаимном оскорблении и потасовке, что также подтверждается свидетельскими показаниями К.Н., К.В. Комиссия пришла к выводу о наличии аморального проступка в действиях учителей З. и Е., о наличии равной вины учителей в данном конфликте. Суд также изучил и должностную инструкцию учителя иностранного языка, согласно которой учитель обязан соблюдать этические нормы поведения, быть примером для учащихся. На основании изложенного суд пришел к выводу о доказанности совершения уволенными учителями аморального проступка, аналогично работодателю квалифицировав инцидент как аморальный проступок, то есть проступок, нарушающий принятые в обществе нормы морали и нравственности и не соответствующий морально-этическим требованиям, предъявляемым к занимаемой должности учителя. Учитывая, что ответчиком процедура увольнения, установленная нормами ТК РФ, была соблюдена, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции (Решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 11.01.2012; Апелляционное определение Московского областного суда от 03.04.2012 по делу N 33-6057/2012).
"Трудовой договор: заключение, изменение и прекращение. Практические рекомендации"
(Анисимов Л.Н.)
("Юстицинформ", 2005)Преподавательницу С. уволили из средней школы за аморальное поведение, несовместимое с продолжением педагогической деятельности. Суд признал увольнение правильным, поскольку в присутствии учащихся истица учинила скандал с другим учителем, нанесла оскорбление членам экзаменационной комиссии, оскорбила на педагогическом совете директора школы. Указанные факты аморального поведения С. были исследованы судом и подтверждены.
(Анисимов Л.Н.)
("Юстицинформ", 2005)Преподавательницу С. уволили из средней школы за аморальное поведение, несовместимое с продолжением педагогической деятельности. Суд признал увольнение правильным, поскольку в присутствии учащихся истица учинила скандал с другим учителем, нанесла оскорбление членам экзаменационной комиссии, оскорбила на педагогическом совете директора школы. Указанные факты аморального поведения С. были исследованы судом и подтверждены.
"Практический комментарий к законодательству о трудовых спорах"
(Куренной А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)Решением Кузьминского межмуниципального (районного) народного суда г. Москвы от 18 июня 1996 года в иске С. о восстановлении на работе отказано. При этом суд, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что действия администрации являются законными, поскольку С. действительно совершил аморальный проступок, несовместимый с продолжением работы учителя, нарушающий правила общественного поведения, которые не позволяют оскорблять честь и достоинство любого человека. Тем более недопустимо оскорбление учителем ученика, так как это нарушает основы профессиональной учительской этики. Суд признал слова, с которыми С. обращался к своему ученику, оскорбительными для несовершеннолетнего мальчика и факт аморальности данного проступка учителя. Решение суда было оставлено в силе <*>.
(Куренной А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)Решением Кузьминского межмуниципального (районного) народного суда г. Москвы от 18 июня 1996 года в иске С. о восстановлении на работе отказано. При этом суд, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что действия администрации являются законными, поскольку С. действительно совершил аморальный проступок, несовместимый с продолжением работы учителя, нарушающий правила общественного поведения, которые не позволяют оскорблять честь и достоинство любого человека. Тем более недопустимо оскорбление учителем ученика, так как это нарушает основы профессиональной учительской этики. Суд признал слова, с которыми С. обращался к своему ученику, оскорбительными для несовершеннолетнего мальчика и факт аморальности данного проступка учителя. Решение суда было оставлено в силе <*>.
Статья: Защита индивидуальных трудовых прав работников на локальном уровне
(Еремина С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2013, N 4)По какому поводу может состояться данное обращение? Например, в случаях, когда недобросовестные обучающиеся своим поведением мешают учителям или преподавателям вести учебные занятия <19>. В процессе обучения могут иметь место нарушения чести и достоинства преподавателя (оскорбление и т.п.) обучающимися, которые совершают такие действия непосредственно при выполнении преподавателем своих профессиональных обязанностей. При этом профессиональные обязанности педагогов не могут быть ничем иным, как трудовыми обязанностями.
(Еремина С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2013, N 4)По какому поводу может состояться данное обращение? Например, в случаях, когда недобросовестные обучающиеся своим поведением мешают учителям или преподавателям вести учебные занятия <19>. В процессе обучения могут иметь место нарушения чести и достоинства преподавателя (оскорбление и т.п.) обучающимися, которые совершают такие действия непосредственно при выполнении преподавателем своих профессиональных обязанностей. При этом профессиональные обязанности педагогов не могут быть ничем иным, как трудовыми обязанностями.
Статья: Защита прав ребенка дома и в школе
(Киселев А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)В апелляционном Определении Верховного суда Республики Башкортостан от 03.05.2012 по делу N 33-4949/2012 установлен факт рукоприкладства учителя в отношении ученика. Особенно интересно апелляционное Определение Иркутского областного суда от 25.04.2012 по делу N 33-3374/12, в котором суд подтвердил правильность увольнения педагога за то, что он применял непедагогическое воздействие, методы психического насилия над личностью обучающихся в форме оскорбления и унижения достоинства обучающихся, постоянной негативной характеристики и необоснованной критики обучающегося, давления на обучающихся, настраивания ученического коллектива против ребенка.
(Киселев А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)В апелляционном Определении Верховного суда Республики Башкортостан от 03.05.2012 по делу N 33-4949/2012 установлен факт рукоприкладства учителя в отношении ученика. Особенно интересно апелляционное Определение Иркутского областного суда от 25.04.2012 по делу N 33-3374/12, в котором суд подтвердил правильность увольнения педагога за то, что он применял непедагогическое воздействие, методы психического насилия над личностью обучающихся в форме оскорбления и унижения достоинства обучающихся, постоянной негативной характеристики и необоснованной критики обучающегося, давления на обучающихся, настраивания ученического коллектива против ребенка.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. С.А. Панина)
("МЦФЭР", 2002)71. По указанному основанию могут быть уволены лишь те работники, для которых воспитательные функции являются основным содержанием выполняемой ими работы (например, учителя, преподаватели образовательных учреждений, мастера производственного обучения, воспитатели детских учреждений).
(постатейный)
(под ред. С.А. Панина)
("МЦФЭР", 2002)71. По указанному основанию могут быть уволены лишь те работники, для которых воспитательные функции являются основным содержанием выполняемой ими работы (например, учителя, преподаватели образовательных учреждений, мастера производственного обучения, воспитатели детских учреждений).
"Незаконное увольнение: Научно-практическое пособие"
(Андреева Л.А., Гусов К.Н., Медведев О.М.)
(под ред. К.Н. Гусова)
("Проспект", 2009)Недопустимо увольнение на основании общей оценки поведения того или иного лица на работе и в быту или на основании неконкретных или недостаточно проверенных фактов, слухов и т.д. В приказе (распоряжении) об увольнении должны быть приведены конкретные факты аморального поведения работника. Так, учитель Н. был уволен с формулировкой "за систематическое рукоприкладство по отношению к учащимся, постоянное оскорбление их личностей, нецензурную брань на уроках". В приказе не было приведено каких-либо фактов, подтверждающих обоснованность обвинения Н. в совершении аморальных проступков. В итоге его восстановили на работе.
(Андреева Л.А., Гусов К.Н., Медведев О.М.)
(под ред. К.Н. Гусова)
("Проспект", 2009)Недопустимо увольнение на основании общей оценки поведения того или иного лица на работе и в быту или на основании неконкретных или недостаточно проверенных фактов, слухов и т.д. В приказе (распоряжении) об увольнении должны быть приведены конкретные факты аморального поведения работника. Так, учитель Н. был уволен с формулировкой "за систематическое рукоприкладство по отношению к учащимся, постоянное оскорбление их личностей, нецензурную брань на уроках". В приказе не было приведено каких-либо фактов, подтверждающих обоснованность обвинения Н. в совершении аморальных проступков. В итоге его восстановили на работе.
Вопрос: Мне 14 лет, меня очень сильно оскорбили в школе, хотя я им ничего не делала. Это была девочка, она пустила плохие слухи на весь класс. И теперь я не могу там учиться, я перестала ходить в школу, и меня ругают учителя. Что делать? Научите, пожалуйста. И можно ли подать на эту одноклассницу в суд?
("Юрист спешит на помощь", 2014, N 5)Вопрос: Мне 14 лет, меня очень сильно оскорбили в школе, хотя я им ничего не делала. Это была девочка, она пустила плохие слухи на весь класс. И теперь я не могу там учиться, я перестала ходить в школу, и меня ругают учителя. Что делать? Научите, пожалуйста. И можно ли подать на эту одноклассницу в суд?
("Юрист спешит на помощь", 2014, N 5)Вопрос: Мне 14 лет, меня очень сильно оскорбили в школе, хотя я им ничего не делала. Это была девочка, она пустила плохие слухи на весь класс. И теперь я не могу там учиться, я перестала ходить в школу, и меня ругают учителя. Что делать? Научите, пожалуйста. И можно ли подать на эту одноклассницу в суд?