Участники земельных отношений
Подборка наиболее важных документов по запросу Участники земельных отношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 5 "Участники земельных отношений" ЗК РФСТАТЬЯ 5 "УЧАСТНИКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ" ЗК РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Земли промышленности - категория земель в РФ, сформированная на основании целевого назначения (п. 1 ст. 7 ЗК РФ). Эти земли располагаются за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, а права на них возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ (п. 1 ст. 87, п. 1 ст. 88 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Земли промышленности - категория земель в РФ, сформированная на основании целевого назначения (п. 1 ст. 7 ЗК РФ). Эти земли располагаются за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, а права на них возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ (п. 1 ст. 87, п. 1 ст. 88 ЗК РФ).
Статья: Особенности субъектов и использования специальных познаний в судебном процессе по защите прав участников управления земельными ресурсами
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)В данной статье рассматриваются особенности субъектов судебного процесса процессе по защите прав участников управления земельными ресурсами, а также специфика использования специальных познаний при рассмотрении соответствующих споров. На конкретных примерах из судебной практики определяется круг субъектов, которые не могут выступать участниками земельных отношений и в качестве таковых участвовать в судебном процессе, а также случаи, когда одни лица становятся участниками судопроизводства, а другие, наоборот, таковыми не признаются, хотя должны. И это зависит от фактических обстоятельств конкретного дела, как и то, что правовая оценка земельному спору будет зависеть и от правильного определения субъектов судебного процесса, и от характера конкретного спора, и от специальных знаний, к которым апеллируют и которыми оперируют участники судопроизводства.
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)В данной статье рассматриваются особенности субъектов судебного процесса процессе по защите прав участников управления земельными ресурсами, а также специфика использования специальных познаний при рассмотрении соответствующих споров. На конкретных примерах из судебной практики определяется круг субъектов, которые не могут выступать участниками земельных отношений и в качестве таковых участвовать в судебном процессе, а также случаи, когда одни лица становятся участниками судопроизводства, а другие, наоборот, таковыми не признаются, хотя должны. И это зависит от фактических обстоятельств конкретного дела, как и то, что правовая оценка земельному спору будет зависеть и от правильного определения субъектов судебного процесса, и от характера конкретного спора, и от специальных знаний, к которым апеллируют и которыми оперируют участники судопроизводства.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 5. Участники земельных отношений
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 5. Участники земельных отношений
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)В соответствии с п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)В соответствии с п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами.
Статья: Совершенствование процессуального законодательства и проблема формирования единообразной судебной практики как основы повышения эффективности рассмотрения земельных споров
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Можно предложить следующее определение: земельный спор - это разногласие (противоречие интересов), возникшее между участниками земельных отношений вследствие нарушения либо оспаривания их прав на землю в широком понимании, обусловившее необходимость обращения за их защитой в судебном порядке, разрешаемое на основе норм земельного и иных отраслей законодательства <4>.
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Можно предложить следующее определение: земельный спор - это разногласие (противоречие интересов), возникшее между участниками земельных отношений вследствие нарушения либо оспаривания их прав на землю в широком понимании, обусловившее необходимость обращения за их защитой в судебном порядке, разрешаемое на основе норм земельного и иных отраслей законодательства <4>.
Статья: О взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием земельных участков, находящихся в публичной собственности, в отсутствие правовых оснований
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)<3> Подробнее см.: Тоточенко Д.А. Споры, связанные с неосновательным обогащением при незаконном использовании земельных участков // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. N 3. С. 86 - 92; Умеренко Ю.А. Фактический землепользователь как нелегальный участник земельных отношений // Современное право. 2013. N 4. С. 72 - 78.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)<3> Подробнее см.: Тоточенко Д.А. Споры, связанные с неосновательным обогащением при незаконном использовании земельных участков // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. N 3. С. 86 - 92; Умеренко Ю.А. Фактический землепользователь как нелегальный участник земельных отношений // Современное право. 2013. N 4. С. 72 - 78.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Указанное положение было предметом рассмотрения КС РФ. По мнению заявительницы В.Н. Кинаревой, оспариваемое законоположение нарушает ее права, закрепленные в ст. ст. 8 (ч. 2), 9 (ч. 2) и 35 Конституции Российской Федерации, поскольку оно позволяет использовать при уточнении местоположения земельного участка лишь координаты поворотных точек без учета иных заслуживающих внимания данных, устанавливает приоритет сведений о границах земельных участков, сформированных без согласования со смежными землепользователями. Однако в Определении КС РФ от 27.06.2023 N 1588-О было отмечено, что предусмотренная частью 1.1 ст. 43 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (а ранее - положениями утратившей в настоящее время силу ч. 10 ст. 22 этого же Федерального закона) возможность установления местоположения земельного участка исходя из его границ, существующих на местности пятнадцать лет и более, в случае отсутствия соответствующих сведений в документах, подтверждающих право на земельный участок или определявших местоположение его границ при образовании, призвана восполнить отсутствие таких сведений в данных документах и направлена на исключение неопределенности в реализации прав участников земельных и гражданских отношений.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Указанное положение было предметом рассмотрения КС РФ. По мнению заявительницы В.Н. Кинаревой, оспариваемое законоположение нарушает ее права, закрепленные в ст. ст. 8 (ч. 2), 9 (ч. 2) и 35 Конституции Российской Федерации, поскольку оно позволяет использовать при уточнении местоположения земельного участка лишь координаты поворотных точек без учета иных заслуживающих внимания данных, устанавливает приоритет сведений о границах земельных участков, сформированных без согласования со смежными землепользователями. Однако в Определении КС РФ от 27.06.2023 N 1588-О было отмечено, что предусмотренная частью 1.1 ст. 43 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (а ранее - положениями утратившей в настоящее время силу ч. 10 ст. 22 этого же Федерального закона) возможность установления местоположения земельного участка исходя из его границ, существующих на местности пятнадцать лет и более, в случае отсутствия соответствующих сведений в документах, подтверждающих право на земельный участок или определявших местоположение его границ при образовании, призвана восполнить отсутствие таких сведений в данных документах и направлена на исключение неопределенности в реализации прав участников земельных и гражданских отношений.
Статья: Применение налоговых льгот КФХ - участником СЭЗ
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)На основании пп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ от уплаты земельного налога освобождены организации - участники СЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, сроком на три года с месяца возникновения права собственности <4> на каждый земельный участок.
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)На основании пп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ от уплаты земельного налога освобождены организации - участники СЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, сроком на три года с месяца возникновения права собственности <4> на каждый земельный участок.
Статья: Правовое регулирование земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации: проблемы понятийного аппарата
(Карпухин М.Ю., Хомякова М.А.)
("Современное право", 2022, N 12)Полагаем, что землями сельскохозяйственного назначения могут пользоваться не только крестьянские (фермерские) хозяйства, но и иные юридические лица и даже публичные образования. В частности, Министерство сельского хозяйства РФ, представляя интересы государства, пользуется землями сельхозназначения. Аграрные вузы России проводят испытания, опыты, научные и практические работы на территории земель сельхозназначения, являясь при этом образовательными учреждениями, а не крестьянскими (фермерскими) хозяйствами [8]. В связи с этим некорректно говорить в законе о том, что землями такой категории могут пользоваться лишь крестьянские (фермерские) хозяйства, тем более что это противоречит п. 1 ст. 5 ЗК РФ, согласно которому участниками земельных отношений все же являются не только крестьянские (фермерские) хозяйства, но и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
(Карпухин М.Ю., Хомякова М.А.)
("Современное право", 2022, N 12)Полагаем, что землями сельскохозяйственного назначения могут пользоваться не только крестьянские (фермерские) хозяйства, но и иные юридические лица и даже публичные образования. В частности, Министерство сельского хозяйства РФ, представляя интересы государства, пользуется землями сельхозназначения. Аграрные вузы России проводят испытания, опыты, научные и практические работы на территории земель сельхозназначения, являясь при этом образовательными учреждениями, а не крестьянскими (фермерскими) хозяйствами [8]. В связи с этим некорректно говорить в законе о том, что землями такой категории могут пользоваться лишь крестьянские (фермерские) хозяйства, тем более что это противоречит п. 1 ст. 5 ЗК РФ, согласно которому участниками земельных отношений все же являются не только крестьянские (фермерские) хозяйства, но и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Статья: Особенности банкротства застройщиков
("Арбитражный управляющий", 2023, N 5)При передаче приобретателю имущества застройщика залоговые права кредиторов, не являющихся участниками строительства, в отношении земельного участка и его неотделимых улучшений прекращаются. Такие кредиторы имеют право требовать у приобретателя компенсацию за прекращение их залоговых прав.
("Арбитражный управляющий", 2023, N 5)При передаче приобретателю имущества застройщика залоговые права кредиторов, не являющихся участниками строительства, в отношении земельного участка и его неотделимых улучшений прекращаются. Такие кредиторы имеют право требовать у приобретателя компенсацию за прекращение их залоговых прав.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)КС России неоднократно отказывал в принятии к рассмотрению жалоб на положения ч. 9 ст. 38 Закона 2007 г. о кадастре, которые воспроизведены в ч. 10 комментируемой статьи. В очередной раз в Определении КС России от 28 февраля 2017 г. N 370-О <245> отмечено следующее: как неоднократно указывал КС России, положения ч. 9 ст. 38 Закона 2007 г. о кадастре направлены на идентификацию земельного участка как объекта гражданских и земельных отношений, предусматривая при этом необходимые гарантии для защиты имущественных и иных прав участников земельных отношений, которые не имеют документов, подтверждающих местоположение границ земельных участков (Определения от 25 сентября 2014 г. N 2114-О, от 29 сентября 2015 г. N 2130-О и от 28 января 2016 г. N 171-О); соответственно, эти положения не нарушают конституционные права граждан.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)КС России неоднократно отказывал в принятии к рассмотрению жалоб на положения ч. 9 ст. 38 Закона 2007 г. о кадастре, которые воспроизведены в ч. 10 комментируемой статьи. В очередной раз в Определении КС России от 28 февраля 2017 г. N 370-О <245> отмечено следующее: как неоднократно указывал КС России, положения ч. 9 ст. 38 Закона 2007 г. о кадастре направлены на идентификацию земельного участка как объекта гражданских и земельных отношений, предусматривая при этом необходимые гарантии для защиты имущественных и иных прав участников земельных отношений, которые не имеют документов, подтверждающих местоположение границ земельных участков (Определения от 25 сентября 2014 г. N 2114-О, от 29 сентября 2015 г. N 2130-О и от 28 января 2016 г. N 171-О); соответственно, эти положения не нарушают конституционные права граждан.
Статья: Земельное законодательство в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из положений ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. При этом субъекты земельных правоотношений подразделяются на категории: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута, правообладатели земельных участков, обладатели публичного сервитута.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из положений ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. При этом субъекты земельных правоотношений подразделяются на категории: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута, правообладатели земельных участков, обладатели публичного сервитута.
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования хозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Актуальной проблемой является неиспользование земель по целевому назначению. Для определения такого состояния важным, на наш взгляд, является разработка соответствующих признаков этого процесса. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" к ним относят, например, зарастание участка сорняком и кустарником на 50% и более, неиспользование по назначению свыше 25% площади и т.д. Анализ правоприменительной практики показывает, что установление факта использования земельного участка по его целевому назначению является обязательным условием, которое предшествует заключению договора. Категория и разрешенное использование участка указываются в правоустанавливающих документах. В то же время неоднозначность в трактовках нецелевого использования участков приводит к некачественным результатам судебных разбирательств, о чем свидетельствуют акты высших судебных инстанций РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.В. Гламоздиновой" <9> КС РФ указал на недопустимость привлечения собственников к административной ответственности за надлежащее использование участка. Как видится, действующее законодательство недостаточно четко формулирует признаки нецелевого использования, что усугубляется правовой безграмотностью участников земельных отношений и должностных лиц. Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2024 г. N 56-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Карьер Приморский", где указывалось на обязательный перевод земли сельскохозяйственного назначения в менее ценную категорию для дальнейшего использования в целях недропользования <10>. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2024 г. N 50-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан А.В. Баевой и И.В. Филькова" <11> указано на то, что основание привлечения к ответственности за нецелевое использование участка должно быть прямым, ясным и недвусмысленным. Данные примеры указывают на необходимость более четкого определения признаков использования земли в нарушение целевого назначения, чтобы устранить неточность правовых норм.
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Актуальной проблемой является неиспользование земель по целевому назначению. Для определения такого состояния важным, на наш взгляд, является разработка соответствующих признаков этого процесса. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" к ним относят, например, зарастание участка сорняком и кустарником на 50% и более, неиспользование по назначению свыше 25% площади и т.д. Анализ правоприменительной практики показывает, что установление факта использования земельного участка по его целевому назначению является обязательным условием, которое предшествует заключению договора. Категория и разрешенное использование участка указываются в правоустанавливающих документах. В то же время неоднозначность в трактовках нецелевого использования участков приводит к некачественным результатам судебных разбирательств, о чем свидетельствуют акты высших судебных инстанций РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.В. Гламоздиновой" <9> КС РФ указал на недопустимость привлечения собственников к административной ответственности за надлежащее использование участка. Как видится, действующее законодательство недостаточно четко формулирует признаки нецелевого использования, что усугубляется правовой безграмотностью участников земельных отношений и должностных лиц. Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2024 г. N 56-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Карьер Приморский", где указывалось на обязательный перевод земли сельскохозяйственного назначения в менее ценную категорию для дальнейшего использования в целях недропользования <10>. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2024 г. N 50-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан А.В. Баевой и И.В. Филькова" <11> указано на то, что основание привлечения к ответственности за нецелевое использование участка должно быть прямым, ясным и недвусмысленным. Данные примеры указывают на необходимость более четкого определения признаков использования земли в нарушение целевого назначения, чтобы устранить неточность правовых норм.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, которыми согласно п. 1 ст. 88 ЗК РФ являются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель связывает наличие таких условий, как непревышение среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу) и отсутствие иных вариантов размещения промышленных объектов. Таким образом, даже превышение среднерайонной кадастровой стоимости земельного участка будет являться препятствием для его перевода в земли промышленности (например, п. 3.2 Положения о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, утв. Решением Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района МО от 28.06.2007 N 60/6).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, которыми согласно п. 1 ст. 88 ЗК РФ являются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель связывает наличие таких условий, как непревышение среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу) и отсутствие иных вариантов размещения промышленных объектов. Таким образом, даже превышение среднерайонной кадастровой стоимости земельного участка будет являться препятствием для его перевода в земли промышленности (например, п. 3.2 Положения о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, утв. Решением Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района МО от 28.06.2007 N 60/6).