УЧАСТНИКи СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Подборка наиболее важных документов по запросу УЧАСТНИКи СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11 "Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж" Федерального закона "О страховых пенсиях""Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" действие Соглашения от 13 марта 1992 года для Российской Федерации денонсировано.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 30 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях"Денонсация Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного в г. Москве 13 марта 1992 года, означает отказ Российской Федерации от данного международного договора. То есть, при денонсации Соглашения от 13 марта 1992 года и прекращении его действия для Российской Федерации с 01 января 2023 года на будущее время пенсионное обеспечение граждан государств - участников Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с новыми заключенными международными договорами (соглашениями) либо в соответствии с национальным законодательством (при отсутствии заключенных международных договоров (соглашений), что обоснованно учтено судом апелляционной инстанции."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)После денонсации Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и прекращения его действия для Российской Федерации с 01.01.2023 в отсутствие международного договора между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения периоды работы и (или) иной деятельности на территории Республики Узбекистан граждан РФ, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", включаются в их страховой стаж в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования РФ.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)После денонсации Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и прекращения его действия для Российской Федерации с 01.01.2023 в отсутствие международного договора между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения периоды работы и (или) иной деятельности на территории Республики Узбекистан граждан РФ, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", включаются в их страховой стаж в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования РФ.
Статья: Современное правовое регулирование пенсионного обеспечения в рамках ЕАЭС
(Бекяшев Д.К., Умрихина Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)В ходе исследования проводится анализ Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (далее - Соглашение ЕАЭС) как основополагающего акта, регламентирующего механизмы пенсионного обеспечения на евразийском пространстве. Авторами определены объект и цель договора, очерчен круг субъектов, на который распространяются его положения, а также раскрыто основное содержание территориально-пропорциональной пенсионной модели, которая легла в основу Соглашения ЕАЭС. Дополнительно выявлена тесная зависимость эффективного претворения в жизнь Соглашения ЕАЭС от норм Соглашения от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение СНГ), посвященных проблематике приобретения соответствующими лицами пенсионных прав. Наряду с этим было обнаружено, что новаторский подход Соглашения ЕАЭС был по-разному воспринят государствами объединения в части нормы об учете приобретенных постоянно проживающими в иных государствах - членах ЕАЭС российскими гражданами пенсионных прав до прекращения действия для Российской Федерации Соглашения СНГ. Все перечисленное в комплексе стало причиной ущемления базового права указанных граждан на социальное обеспечение. Авторами были внесены предложения об исправлении ситуации либо через двустороннее сотрудничество, косвенное указание на потенциал которого усматривается в Договоре о ЕАЭС, либо при помощи подачи запроса в Суд ЕАЭС о вынесении консультативного заключения с разъяснением норм Соглашения ЕАЭС.
(Бекяшев Д.К., Умрихина Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)В ходе исследования проводится анализ Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (далее - Соглашение ЕАЭС) как основополагающего акта, регламентирующего механизмы пенсионного обеспечения на евразийском пространстве. Авторами определены объект и цель договора, очерчен круг субъектов, на который распространяются его положения, а также раскрыто основное содержание территориально-пропорциональной пенсионной модели, которая легла в основу Соглашения ЕАЭС. Дополнительно выявлена тесная зависимость эффективного претворения в жизнь Соглашения ЕАЭС от норм Соглашения от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение СНГ), посвященных проблематике приобретения соответствующими лицами пенсионных прав. Наряду с этим было обнаружено, что новаторский подход Соглашения ЕАЭС был по-разному воспринят государствами объединения в части нормы об учете приобретенных постоянно проживающими в иных государствах - членах ЕАЭС российскими гражданами пенсионных прав до прекращения действия для Российской Федерации Соглашения СНГ. Все перечисленное в комплексе стало причиной ущемления базового права указанных граждан на социальное обеспечение. Авторами были внесены предложения об исправлении ситуации либо через двустороннее сотрудничество, косвенное указание на потенциал которого усматривается в Договоре о ЕАЭС, либо при помощи подачи запроса в Суд ЕАЭС о вынесении консультативного заключения с разъяснением норм Соглашения ЕАЭС.
Нормативные акты
Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Территориальная модель сохранения пенсионных прав основывается на коллизионной привязке "закон места жительства", означающей, что пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству того государства, на территории которого гражданин постоянно проживает. Соглашения такого типа связывают Российскую Федерацию с Монголией, Румынией, Словацкой Республикой, а также Грузией, Республикой Молдова и Литовской Республикой. Кроме того, несмотря на денонсацию <3> Россией Соглашения от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение СНГ), его положения продолжают применяться в отношении стажа работы, который приобретен до 1 января 2021 г. гражданами государств, входящих в Евразийский экономический союз (далее также - ЕАЭС) <4>. Таким образом, государства - участники ЕАЭС легитимировали возможность применения норм Соглашения СНГ, основанного на принципе территориальности, ретроспективно, т.е. в отношении тех фактов и обстоятельств, которые имели место в период его действия <5>.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Территориальная модель сохранения пенсионных прав основывается на коллизионной привязке "закон места жительства", означающей, что пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству того государства, на территории которого гражданин постоянно проживает. Соглашения такого типа связывают Российскую Федерацию с Монголией, Румынией, Словацкой Республикой, а также Грузией, Республикой Молдова и Литовской Республикой. Кроме того, несмотря на денонсацию <3> Россией Соглашения от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение СНГ), его положения продолжают применяться в отношении стажа работы, который приобретен до 1 января 2021 г. гражданами государств, входящих в Евразийский экономический союз (далее также - ЕАЭС) <4>. Таким образом, государства - участники ЕАЭС легитимировали возможность применения норм Соглашения СНГ, основанного на принципе территориальности, ретроспективно, т.е. в отношении тех фактов и обстоятельств, которые имели место в период его действия <5>.
Статья: Международное право в российских судах: современные реалии
(Марочкин С.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Изучение и анализ судебной практики показали, что в условиях сужения сферы международного общения и стагнации развития универсального МП суды обращаются прежде всего к региональным международным договорам и решениям региональных межгосударственных органов. Это главным образом договоры в рамках союзных отношений ЕАЭС <16>, Таможенного союза <17>. Актуальными в транснациональных отношениях перевозки остаются заключенные еще в середине прошлого столетия межведомственное Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 г. <18>, Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 г. <19>, Соглашение о международном пассажирском сообщении 1951 г. <20> Здесь же следует упомянуть договоры и соглашения в рамках СНГ, в частности Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. <21>, Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства 1991 г. <22>.
(Марочкин С.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Изучение и анализ судебной практики показали, что в условиях сужения сферы международного общения и стагнации развития универсального МП суды обращаются прежде всего к региональным международным договорам и решениям региональных межгосударственных органов. Это главным образом договоры в рамках союзных отношений ЕАЭС <16>, Таможенного союза <17>. Актуальными в транснациональных отношениях перевозки остаются заключенные еще в середине прошлого столетия межведомственное Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 г. <18>, Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 г. <19>, Соглашение о международном пассажирском сообщении 1951 г. <20> Здесь же следует упомянуть договоры и соглашения в рамках СНГ, в частности Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. <21>, Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства 1991 г. <22>.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пример 2. Суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении требований о включении в страховой стаж определенного периода работы. Отменяя решение в указанной части, суд апелляционной инстанции указал, что основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с Конституцией и ст. 1 комментируемого Закона. При этом суд апелляционной инстанции сослался на положения п. 2 ст. 6, ст. 11 Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", согласно которым пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства России (см. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.07.2021 по делу N 88-16830/2021);
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пример 2. Суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении требований о включении в страховой стаж определенного периода работы. Отменяя решение в указанной части, суд апелляционной инстанции указал, что основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с Конституцией и ст. 1 комментируемого Закона. При этом суд апелляционной инстанции сослался на положения п. 2 ст. 6, ст. 11 Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", согласно которым пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства России (см. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.07.2021 по делу N 88-16830/2021);