Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности
Подборка наиболее важных документов по запросу Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 24.4 "Ходатайства" КоАП РФ"По смыслу статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворение заявленного участником производства по делу об административном правонарушении является правом, а не обязанностью суда."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 29.7 "Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении" КоАП РФ"После проверки полномочий законного представителя юридического лица и защитника Общества, что предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицам, участвующим в рассмотрении дела, в частности, Климиной И.В., были разъяснены права, предусмотренные статьями 24.2, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявлений о том, что предусмотренные статьями 24.2, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях права непонятны или неясны, от Климиной И.В. не поступало. При этом действующими нормами законодательства об административных правонарушениях не предусмотрена процедура и/или обязанность должностного лица, рассматривающего дела об административных правонарушениях, письменно фиксировать о разъяснении участникам производства их прав и обязанностей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оптимизация статусов участников производства по делам об административных правонарушениях
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Указанные лица определены в гл. 25 "Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <1> (далее - КоАП РФ).
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Указанные лица определены в гл. 25 "Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <1> (далее - КоАП РФ).
Статья: Субъектно-ориентированный подход в правовом регулировании (на примере производства по делам об административных правонарушениях)
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Применение такого подхода к правовому регулированию производства по делам об административных правонарушениях упрощается с учетом наличия гл. 25 "Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <7> (далее - КоАП РФ).
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Применение такого подхода к правовому регулированию производства по делам об административных правонарушениях упрощается с учетом наличия гл. 25 "Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <7> (далее - КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 25. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ
(ред. от 04.11.2025)Глава 25. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2021 N 6
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей"Ввиду сокращенных сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории материалы, поступившие в суд, должны содержать исчерпывающие и непротиворечивые сведения, относящиеся к событию административного правонарушения, в частности, позволяющие отграничить его от деяния, содержащего признаки преступления, а также информацию о возбуждении исполнительного производства и об отсутствии уважительных причин неуплаты алиментов, данные о лице, в отношении которого возбуждено дело, в том числе характеризующие его личность и необходимые для назначения конкретного вида административного наказания с учетом требований закона (статьи 3.5, 3.9, 3.13, 4.1 - 4.3 КоАП РФ), сведения о потерпевшем и о разъяснении участникам производства по делу об административном правонарушении их прав и обязанностей (части 2, 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей"Ввиду сокращенных сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории материалы, поступившие в суд, должны содержать исчерпывающие и непротиворечивые сведения, относящиеся к событию административного правонарушения, в частности, позволяющие отграничить его от деяния, содержащего признаки преступления, а также информацию о возбуждении исполнительного производства и об отсутствии уважительных причин неуплаты алиментов, данные о лице, в отношении которого возбуждено дело, в том числе характеризующие его личность и необходимые для назначения конкретного вида административного наказания с учетом требований закона (статьи 3.5, 3.9, 3.13, 4.1 - 4.3 КоАП РФ), сведения о потерпевшем и о разъяснении участникам производства по делу об административном правонарушении их прав и обязанностей (части 2, 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Однако в содержание функциональной компетенции судьи в административно-деликтном процессе мы также включаем группу организационно-руководящих процессуальных полномочий. Надо сказать, что в литературе по административному праву и процессу они, как правило, не выделяются и не исследуются. По-видимому, данная ситуация обусловлена тем, что в ныне действующем КоАП РФ организационно-руководящие процессуальные полномочия субъектов административной юрисдикции, в том числе судей, практически не упоминаются. Исключения составляют лишь подп. 4 и 7 ст. 29.7 и п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, в которых предусмотрено право органа, должностного лица и судьи, рассматривающих дело об административном правонарушении, отложить его рассмотрение. И это вряд ли правильно, поскольку в условиях действия принципа состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях судья, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, не может не осуществлять подобные полномочия. Он делает это, несмотря на отсутствие соответствующих норм в КоАП РФ. В частности, судья руководит судебным процессом, разъясняет участникам производства по делу об административном правонарушении их права и обязанности, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Однако в содержание функциональной компетенции судьи в административно-деликтном процессе мы также включаем группу организационно-руководящих процессуальных полномочий. Надо сказать, что в литературе по административному праву и процессу они, как правило, не выделяются и не исследуются. По-видимому, данная ситуация обусловлена тем, что в ныне действующем КоАП РФ организационно-руководящие процессуальные полномочия субъектов административной юрисдикции, в том числе судей, практически не упоминаются. Исключения составляют лишь подп. 4 и 7 ст. 29.7 и п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, в которых предусмотрено право органа, должностного лица и судьи, рассматривающих дело об административном правонарушении, отложить его рассмотрение. И это вряд ли правильно, поскольку в условиях действия принципа состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях судья, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, не может не осуществлять подобные полномочия. Он делает это, несмотря на отсутствие соответствующих норм в КоАП РФ. В частности, судья руководит судебным процессом, разъясняет участникам производства по делу об административном правонарушении их права и обязанности, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В гл. 25 КоАП РФ "Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности" названы следующие субъекты: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшие, законный представитель физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В гл. 25 КоАП РФ "Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности" названы следующие субъекты: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшие, законный представитель физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор.
Статья: Функциональная компетенция судьи в производстве по делам об административных правонарушениях
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)Однако в содержание функциональной компетенции судьи в административно-деликтном процессе мы также включаем группу организационно-руководящих процессуальных полномочий. Надо сказать, что в литературе по административному праву и процессу они, как правило, не выделяются и не исследуются. По-видимому, данная ситуация обусловлена тем, что в ныне действующем КоАП РФ организационно-руководящие полномочия субъектов административной юрисдикции, в том числе судей, вообще не упоминаются. И это вряд ли правильно, поскольку в условиях действия принципа состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях судья, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, не может не осуществлять подобные полномочия. Он делает это, несмотря на отсутствие соответствующих норм в КоАП РФ. В частности, судья руководит судебным процессом, разъясняет участникам производства по делу об административном правонарушении их права и обязанности, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)Однако в содержание функциональной компетенции судьи в административно-деликтном процессе мы также включаем группу организационно-руководящих процессуальных полномочий. Надо сказать, что в литературе по административному праву и процессу они, как правило, не выделяются и не исследуются. По-видимому, данная ситуация обусловлена тем, что в ныне действующем КоАП РФ организационно-руководящие полномочия субъектов административной юрисдикции, в том числе судей, вообще не упоминаются. И это вряд ли правильно, поскольку в условиях действия принципа состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях судья, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, не может не осуществлять подобные полномочия. Он делает это, несмотря на отсутствие соответствующих норм в КоАП РФ. В частности, судья руководит судебным процессом, разъясняет участникам производства по делу об административном правонарушении их права и обязанности, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств.