Участие в закупке аффилированных лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие в закупке аффилированных лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 4 Закона N 223-ФЗНельзя запретить участвовать в закупке аффилированным лицам >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Участие в закупках аффилированных с заказчиком лиц Законом N 44-ФЗ прямо не запрещено. Однако необходимо учитывать, в частности, указанные выше ограничения, касающиеся состава комиссии, требования к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов.
(КонсультантПлюс, 2025)Участие в закупках аффилированных с заказчиком лиц Законом N 44-ФЗ прямо не запрещено. Однако необходимо учитывать, в частности, указанные выше ограничения, касающиеся состава комиссии, требования к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов.
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Могут ли аффилированные с заказчиком лица принимать участие в закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Могут ли аффилированные с заказчиком лица принимать участие в закупках по Закону N 223-ФЗ
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки. По смыслу указанных норм не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Аналогичный запрет установлен частью 1 статьи 1, частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки. По смыслу указанных норм не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Аналогичный запрет установлен частью 1 статьи 1, частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
Статья: Требование об отсутствии конфликта интересов между должностными лицами заказчика и участниками закупок
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Суды поддержали решение УФАС: по смыслу вышеуказанных норм Закона N 135-ФЗ не допускаются к участию в закупке лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению конкуренции и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников <13>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Суды поддержали решение УФАС: по смыслу вышеуказанных норм Закона N 135-ФЗ не допускаются к участию в закупке лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению конкуренции и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников <13>.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по делам о признании недействительными государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Так, суды отмечают, что по смыслу указанных норм не допускаются к участию в закупках лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Из системного толкования положений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции следует, что представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению конкуренции и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников. В частности, если лицо, являясь в силу своего должностного положения представителем интересов заказчика, также является представителем учредителя участника закупки и членом органа управления данного участника (наблюдательного совета), то такая ситуация свидетельствует о возникновении конфликта интересов и может привести к ограничению конкуренции (включая создание необоснованных преимуществ этому участнику торгов) (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.09.2018 по делу N А33-32422/2017). В судебной практике также встречаются примеры признания недействительными торгов и заключенных по их результатам публичных контрактов при обнаружении подобного конфликта интересов и в том случае, когда участник закупки является родственником контрактного управляющего заказчика (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А19-2680/2019).
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Так, суды отмечают, что по смыслу указанных норм не допускаются к участию в закупках лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Из системного толкования положений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции следует, что представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению конкуренции и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников. В частности, если лицо, являясь в силу своего должностного положения представителем интересов заказчика, также является представителем учредителя участника закупки и членом органа управления данного участника (наблюдательного совета), то такая ситуация свидетельствует о возникновении конфликта интересов и может привести к ограничению конкуренции (включая создание необоснованных преимуществ этому участнику торгов) (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.09.2018 по делу N А33-32422/2017). В судебной практике также встречаются примеры признания недействительными торгов и заключенных по их результатам публичных контрактов при обнаружении подобного конфликта интересов и в том случае, когда участник закупки является родственником контрактного управляющего заказчика (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А19-2680/2019).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Суды поддержали решение УФАС: по смыслу вышеуказанных норм Закона N 135-ФЗ не допускаются к участию в закупке лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению конкуренции и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников <19>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Суды поддержали решение УФАС: по смыслу вышеуказанных норм Закона N 135-ФЗ не допускаются к участию в закупке лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению конкуренции и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников <19>.
Вопрос: Об участии аффилированного с заказчиком лица в закупке товаров, работ, услуг.
(Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2015 N ОГ-Д28-13720)Вопрос: Об участии аффилированного с заказчиком лица в закупке товаров, работ, услуг.
(Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2015 N ОГ-Д28-13720)Вопрос: Об участии аффилированного с заказчиком лица в закупке товаров, работ, услуг.