Участие в составлении протокола об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие в составлении протокола об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 55 ГК РФ "Представительства и филиалы юридического лица"3.1.1. Руководитель филиала (представительства) юрлица вправе участвовать в составлении протокола об административном правонарушении при наличии соответствующих полномочий (позиция ВС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Полномочия представителя (защитника) по делам об административных правонарушениях
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем явившийся... для участия в составлении протокола об административном правонарушении представитель ООО... по доверенности Г. не была допущена государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС... к участию в составлении протокола об административном правонарушении.
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем явившийся... для участия в составлении протокола об административном правонарушении представитель ООО... по доверенности Г. не была допущена государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС... к участию в составлении протокола об административном правонарушении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по порядку составления протокола об административном правонарушении
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Аналогичная норма также применима к законному представителю юридического лица. Так, Верховный Суд РФ выявил нарушение требований законодательства, а именно ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ, касающихся необходимости выяснения всех обстоятельств, необходимых для правильного разрешения дела, и необеспечение возможности защиты прав и законных интересов юридического лица, а также его непосредственного участия при составлении протокола об административном правонарушении, которое выразилось в том, что при рассмотрении дела не была проверена законность составления протокола об административном правонарушении и соблюдение при этом процессуальных требований. Несмотря на наличие в материалах дела бланка извещения юридического лица о необходимости явиться для составления протокола, отсутствовала отметка о получении данного извещения адресатом или о возвращении уведомления отправителю, а также отсутствовали другие доказательства об извещении законного представителя юридического лица. Верховный Суд РФ признал это существенным нарушением процессуальных норм, которое влияет на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также на законность принятых по делу решений <6>.
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Аналогичная норма также применима к законному представителю юридического лица. Так, Верховный Суд РФ выявил нарушение требований законодательства, а именно ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ, касающихся необходимости выяснения всех обстоятельств, необходимых для правильного разрешения дела, и необеспечение возможности защиты прав и законных интересов юридического лица, а также его непосредственного участия при составлении протокола об административном правонарушении, которое выразилось в том, что при рассмотрении дела не была проверена законность составления протокола об административном правонарушении и соблюдение при этом процессуальных требований. Несмотря на наличие в материалах дела бланка извещения юридического лица о необходимости явиться для составления протокола, отсутствовала отметка о получении данного извещения адресатом или о возвращении уведомления отправителю, а также отсутствовали другие доказательства об извещении законного представителя юридического лица. Верховный Суд РФ признал это существенным нарушением процессуальных норм, которое влияет на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также на законность принятых по делу решений <6>.
Готовое решение: Как составить доверенность на представление интересов организации, ее должностных лиц по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Есть разные подходы к тому, как это сделать. Иногда оформляют доверенность, где содержатся лишь общие полномочия представителя (защитника) на участие в административных делах. Представитель (защитник) по такой доверенности должен быть допущен к участию в деле, в том числе на стадии составления протокола об административном правонарушении (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Однако если формулировка слишком общая, на практике могут возникать споры об объеме полномочий представителя и к каким-то процессуальным действиям вашего представителя могут не допустить.
(КонсультантПлюс, 2025)Есть разные подходы к тому, как это сделать. Иногда оформляют доверенность, где содержатся лишь общие полномочия представителя (защитника) на участие в административных делах. Представитель (защитник) по такой доверенности должен быть допущен к участию в деле, в том числе на стадии составления протокола об административном правонарушении (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Однако если формулировка слишком общая, на практике могут возникать споры об объеме полномочий представителя и к каким-то процессуальным действиям вашего представителя могут не допустить.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009)
(Извлечение)Вопрос 8. Можно ли признать надлежащим извещением законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещение, направленное в адрес руководителя филиала или представительства юридического лица при условии, что правонарушение связано с деятельностью филиала или представительства? Может ли руководитель филиала или представительства юридического лица участвовать в составлении протокола об административном правонарушении?
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009)
(Извлечение)Вопрос 8. Можно ли признать надлежащим извещением законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещение, направленное в адрес руководителя филиала или представительства юридического лица при условии, что правонарушение связано с деятельностью филиала или представительства? Может ли руководитель филиала или представительства юридического лица участвовать в составлении протокола об административном правонарушении?
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)Вопрос 19: Обязательно ли при рассмотрении дела об административном правонарушении участие секретаря и составление протокола?
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)Вопрос 19: Обязательно ли при рассмотрении дела об административном правонарушении участие секретаря и составление протокола?
Ситуация: Кто несет ответственность в случае фото-, видеофиксации нарушения ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При фиксации правонарушения техническими средствами протокол об административном правонарушении не составляется, постановление выносится без участия собственника (владельца) автомобиля (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При фиксации правонарушения техническими средствами протокол об административном правонарушении не составляется, постановление выносится без участия собственника (владельца) автомобиля (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).
Статья: Характер взаимосвязи материальных и процессуальных норм института административной ответственности
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Кроме того, обусловленный указанным выше поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и предусмотренный процессуальной нормой, содержащейся в ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, порядок назначения административного наказания за правонарушение, зафиксированное специальными техническими средствами (без составления протокола об административном правонарушении и без участия лица, в отношении которого возбуждено дело), фактически изменил санкции соответствующих статей Особенной части Кодекса. Согласно части 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ в случаях назначения административных наказаний в порядке ч. 3 ст. 28.6 Кодекса из числа предусмотренных альтернативными или относительно определенными санкциями норм Особенной части КоАП РФ наказаний применению подлежит только административный штраф (в наименьших пределах санкции применяемой нормы). Он же назначается, если санкцией предусмотрено наказание только в виде административного ареста или лишения специального права. То есть вид и размер наказания обуславливаются не характером совершенного правонарушения, не личностью субъекта административной ответственности, не иными обстоятельствами, предусмотренными общими правилами назначения административного наказания, установленными ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, а исключительно способом фиксации нарушения и процессуальным порядком рассмотрения дела.
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Кроме того, обусловленный указанным выше поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и предусмотренный процессуальной нормой, содержащейся в ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, порядок назначения административного наказания за правонарушение, зафиксированное специальными техническими средствами (без составления протокола об административном правонарушении и без участия лица, в отношении которого возбуждено дело), фактически изменил санкции соответствующих статей Особенной части Кодекса. Согласно части 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ в случаях назначения административных наказаний в порядке ч. 3 ст. 28.6 Кодекса из числа предусмотренных альтернативными или относительно определенными санкциями норм Особенной части КоАП РФ наказаний применению подлежит только административный штраф (в наименьших пределах санкции применяемой нормы). Он же назначается, если санкцией предусмотрено наказание только в виде административного ареста или лишения специального права. То есть вид и размер наказания обуславливаются не характером совершенного правонарушения, не личностью субъекта административной ответственности, не иными обстоятельствами, предусмотренными общими правилами назначения административного наказания, установленными ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, а исключительно способом фиксации нарушения и процессуальным порядком рассмотрения дела.