Участие в избирательной комиссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие в избирательной комиссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23 "Исключительная подсудность" КАС РФ"Порядок рассмотрения административного дела о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования определен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. В соответствии с его положениями избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд по месту нахождения комиссии с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах (часть 6 статьи 23 и часть 5 статьи 239)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие гарантии и компенсации предусмотрены в случае исполнения работником государственных или общественных обязанностей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (члены избирательных комиссий, присяжные заседатели, доноры, участники коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора, соглашения, работники, избранные в профсоюзные органы и не освобожденные от исполнения трудовых обязанностей, члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора, работники, вызванные в качестве свидетелей в налоговый орган или в контрольный (надзорный) орган, и другие), если такие обязанности должны исполняться работником в рабочее время.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (члены избирательных комиссий, присяжные заседатели, доноры, участники коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора, соглашения, работники, избранные в профсоюзные органы и не освобожденные от исполнения трудовых обязанностей, члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора, работники, вызванные в качестве свидетелей в налоговый орган или в контрольный (надзорный) орган, и другие), если такие обязанности должны исполняться работником в рабочее время.
Готовое решение: Как рассчитать средний заработок
(КонсультантПлюс, 2025)Обязан ли работодатель выплачивать средний заработок работнику - члену избирательной комиссии в период его участия в подготовке и проведении выборов
(КонсультантПлюс, 2025)Обязан ли работодатель выплачивать средний заработок работнику - члену избирательной комиссии в период его участия в подготовке и проведении выборов
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
(ред. от 29.09.2025)Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"17. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"17. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
Статья: Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодные основные оплачиваемые отпуска в 2024 году
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)- участие в работе избирательных комиссий;
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)- участие в работе избирательных комиссий;
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- работнику, привлеченному к участию в судебном заседании (присяжный заседатель, эксперт, переводчик, свидетель) или к участию в работе избирательной комиссии, все полагающиеся выплаты производят соответствующие государственные органы или общественные объединения, которые привлекли работника к исполнению указанных обязанностей (ст. 170 ТК РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"; ч. 3 ст. 70, ч. 2 ст. 95 ГПК РФ и др.). То есть работодатель вынужден освободить работника от исполнения трудовых обязанностей, но никакие начисления он не производит;
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- работнику, привлеченному к участию в судебном заседании (присяжный заседатель, эксперт, переводчик, свидетель) или к участию в работе избирательной комиссии, все полагающиеся выплаты производят соответствующие государственные органы или общественные объединения, которые привлекли работника к исполнению указанных обязанностей (ст. 170 ТК РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"; ч. 3 ст. 70, ч. 2 ст. 95 ГПК РФ и др.). То есть работодатель вынужден освободить работника от исполнения трудовых обязанностей, но никакие начисления он не производит;
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)9. Служащий не получил разрешение представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) при фактическом участии в управлении такой организацией, при этом иные ограничения и запреты служащим не нарушены.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)9. Служащий не получил разрешение представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) при фактическом участии в управлении такой организацией, при этом иные ограничения и запреты служащим не нарушены.
Статья: Участие органов, организаций и лиц в административном деле для дачи по нему заключения
(Михайлов С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)Реформирование цивилистического процессуального законодательства, в том числе в целях его унификации, затронуло положения КАС РФ, посвященные участию в административном судопроизводстве различных органов, организаций и лиц (далее также - органы и лица). Так, Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> дополнил п. 4 ст. 37 КАС РФ указанием на возможность привлечения обозначенных выше субъектов к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу. Следует отметить, что и до внесения этого дополнения суд был наделен правом привлечь представителя Центральной избирательной комиссии к участию в деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ для дачи по нему заключения, кроме случаев, когда ЦИК России участвовала в этом деле как административный ответчик или заинтересованное лицо (ч. 7 ст. 243 КАС РФ). Новая редакция п. 4 ст. 37 КАС РФ предоставила суду возможность привлекать в указанной выше форме для участия в деле и иных субъектов: уполномоченного по правам человека в РФ, уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (ч. 3 ст. 265.8 КАС РФ) (далее вместе - уполномоченные по правам человека), уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ (ч. 2 ст. 285.8, ч. 2 ст. 285.15 КАС РФ) (далее - уполномоченный по правам ребенка).
(Михайлов С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)Реформирование цивилистического процессуального законодательства, в том числе в целях его унификации, затронуло положения КАС РФ, посвященные участию в административном судопроизводстве различных органов, организаций и лиц (далее также - органы и лица). Так, Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> дополнил п. 4 ст. 37 КАС РФ указанием на возможность привлечения обозначенных выше субъектов к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу. Следует отметить, что и до внесения этого дополнения суд был наделен правом привлечь представителя Центральной избирательной комиссии к участию в деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ для дачи по нему заключения, кроме случаев, когда ЦИК России участвовала в этом деле как административный ответчик или заинтересованное лицо (ч. 7 ст. 243 КАС РФ). Новая редакция п. 4 ст. 37 КАС РФ предоставила суду возможность привлекать в указанной выше форме для участия в деле и иных субъектов: уполномоченного по правам человека в РФ, уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (ч. 3 ст. 265.8 КАС РФ) (далее вместе - уполномоченные по правам человека), уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ (ч. 2 ст. 285.8, ч. 2 ст. 285.15 КАС РФ) (далее - уполномоченный по правам ребенка).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В п. 7 ст. 243 КАС РФ, по сути, воспроизводится вышеуказанное положение Федерального закона, где указывается, что ЦИК России в лице своего представителя может быть привлечена судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации для дачи заключения по этому делу, за исключением случаев участия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в административном деле в качестве административного ответчика или заинтересованного лица.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В п. 7 ст. 243 КАС РФ, по сути, воспроизводится вышеуказанное положение Федерального закона, где указывается, что ЦИК России в лице своего представителя может быть привлечена судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации для дачи заключения по этому делу, за исключением случаев участия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в административном деле в качестве административного ответчика или заинтересованного лица.
Статья: Субъекты наблюдения на выборах: вопросы совершенствования российского избирательного законодательства
(Босова Е.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 1)1. Остается неопределенность в том, в каких заседаниях комиссии субъекты наблюдения могут участвовать, а в каких нет. В 2019 г. имел место электоральный спор по недопуску к участию члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в заседании рабочей группы по проверке подписей избирателей. Суд постановил, что проверка подписей избирателей осуществляется рабочей группой, сформированной из ограниченного числа членов, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов; член избирательной комиссии с правом совещательного голоса, не входящий в состав рабочей группы, не имеет права присутствовать при проведении проверки <12>.
(Босова Е.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 1)1. Остается неопределенность в том, в каких заседаниях комиссии субъекты наблюдения могут участвовать, а в каких нет. В 2019 г. имел место электоральный спор по недопуску к участию члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в заседании рабочей группы по проверке подписей избирателей. Суд постановил, что проверка подписей избирателей осуществляется рабочей группой, сформированной из ограниченного числа членов, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов; член избирательной комиссии с правом совещательного голоса, не входящий в состав рабочей группы, не имеет права присутствовать при проведении проверки <12>.
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом заявление о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования подается исключительно в суд по месту нахождения комиссии (ч. 6 ст. 23 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом заявление о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования подается исключительно в суд по месту нахождения комиссии (ч. 6 ст. 23 КАС РФ).
Статья: Избирательные комиссии муниципальных образований: проблемы и нарушения
(Макаров И.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Однако масштаб проблем, возникавших с реализацией полномочий муниципальных избирательных комиссий, многократно превосходил любые позитивные эффекты их деятельности. Основная причина такого положения, очевидная многим практикам, состояла в персональной зависимости состава и руководства муниципальной избирательной комиссии от руководителей представительного органа местного самоуправления, выражающих мнение большинства органа и управляющих мнением этого большинства. Решение представительного органа о формировании состава избирательной комиссии муниципального образования было единосубъектным, монопольным, оно не требовало каких-либо согласований или выработки компромиссных позиций с другими участниками политического процесса, как это, например, имеет место в России при формировании региональных избирательных комиссий. Участие различных политических сил в формировании муниципальных избирательных комиссий, предусмотренное законом в виде квотирования мест для представителей парламентских партий, к сожалению, вопреки мнению отдельных исследователей <25>, не гарантировало формирования беспристрастного и сбалансированного состава. Сформированный таким образом состав не обеспечивал реализацию принципа независимости в деятельности избирательной комиссии муниципального образования.
(Макаров И.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Однако масштаб проблем, возникавших с реализацией полномочий муниципальных избирательных комиссий, многократно превосходил любые позитивные эффекты их деятельности. Основная причина такого положения, очевидная многим практикам, состояла в персональной зависимости состава и руководства муниципальной избирательной комиссии от руководителей представительного органа местного самоуправления, выражающих мнение большинства органа и управляющих мнением этого большинства. Решение представительного органа о формировании состава избирательной комиссии муниципального образования было единосубъектным, монопольным, оно не требовало каких-либо согласований или выработки компромиссных позиций с другими участниками политического процесса, как это, например, имеет место в России при формировании региональных избирательных комиссий. Участие различных политических сил в формировании муниципальных избирательных комиссий, предусмотренное законом в виде квотирования мест для представителей парламентских партий, к сожалению, вопреки мнению отдельных исследователей <25>, не гарантировало формирования беспристрастного и сбалансированного состава. Сформированный таким образом состав не обеспечивал реализацию принципа независимости в деятельности избирательной комиссии муниципального образования.
Статья: Рискогенные факторы избирательного процесса в современной России
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Рискогенные факторы проведения выборов содержатся в законодательстве, акцент на которые еще больше усилился с началом проведения специальной военной операции. 14 июля 2022 г. был принят Федеральный закон N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", повлекший за собой внесение поправок в значительное число нормативных правовых актов, включая избирательное законодательство. Однако, до мая 2024 г. избирательное законодательство допускало участие в выборах иностранных агентов. Кандидату, являющемуся иностранным агентом или кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, достаточно было подать сведения об этом в заявлении на регистрацию в соответствующую избирательную комиссию для участия в выборах любого уровня, вплоть до Президента Российской Федерации. Федеральным законом от 15 мая 2024 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены поправки в 22 статьи Закона N 67-ФЗ и Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в том числе о том, что при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, прекратить статус иностранного агента <24>.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Рискогенные факторы проведения выборов содержатся в законодательстве, акцент на которые еще больше усилился с началом проведения специальной военной операции. 14 июля 2022 г. был принят Федеральный закон N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", повлекший за собой внесение поправок в значительное число нормативных правовых актов, включая избирательное законодательство. Однако, до мая 2024 г. избирательное законодательство допускало участие в выборах иностранных агентов. Кандидату, являющемуся иностранным агентом или кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, достаточно было подать сведения об этом в заявлении на регистрацию в соответствующую избирательную комиссию для участия в выборах любого уровня, вплоть до Президента Российской Федерации. Федеральным законом от 15 мая 2024 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены поправки в 22 статьи Закона N 67-ФЗ и Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в том числе о том, что при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, прекратить статус иностранного агента <24>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Избирательная комиссия, комиссия референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации и действуют в интересах всех граждан как носителей активного и пассивного избирательного права, права на участие в референдуме. Как следствие, обращение избирательных комиссий в суд может быть обусловлено либо вопросами их ведения, что связано с невозможностью надлежащей организации работы и деятельности комиссии, например с требованием об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах, либо необходимостью обеспечения соблюдения законодательства о выборах и защитой прав избирателей и участников референдума в целом, например с требованием об отмене регистрации кандидата.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Избирательная комиссия, комиссия референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации и действуют в интересах всех граждан как носителей активного и пассивного избирательного права, права на участие в референдуме. Как следствие, обращение избирательных комиссий в суд может быть обусловлено либо вопросами их ведения, что связано с невозможностью надлежащей организации работы и деятельности комиссии, например с требованием об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах, либо необходимостью обеспечения соблюдения законодательства о выборах и защитой прав избирателей и участников референдума в целом, например с требованием об отмене регистрации кандидата.