Участие работника в избирательной комиссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие работника в избирательной комиссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие гарантии и компенсации предусмотрены в случае исполнения работником государственных или общественных обязанностей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (члены избирательных комиссий, присяжные заседатели, доноры, участники коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора, соглашения, работники, избранные в профсоюзные органы и не освобожденные от исполнения трудовых обязанностей, члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора, работники, вызванные в качестве свидетелей в налоговый орган или в контрольный (надзорный) орган, и другие), если такие обязанности должны исполняться работником в рабочее время.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (члены избирательных комиссий, присяжные заседатели, доноры, участники коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора, соглашения, работники, избранные в профсоюзные органы и не освобожденные от исполнения трудовых обязанностей, члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора, работники, вызванные в качестве свидетелей в налоговый орган или в контрольный (надзорный) орган, и другие), если такие обязанности должны исполняться работником в рабочее время.
Готовое решение: Как рассчитать средний заработок
(КонсультантПлюс, 2025)Обязан ли работодатель выплачивать средний заработок работнику - члену избирательной комиссии в период его участия в подготовке и проведении выборов
(КонсультантПлюс, 2025)Обязан ли работодатель выплачивать средний заработок работнику - члену избирательной комиссии в период его участия в подготовке и проведении выборов
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
(ред. от 29.09.2025)Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"17. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"17. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
Статья: Новости от 20.09.2024
("Главная книга", 2024, N 19)- зарегистрированным кандидатом для участия в выборах;
("Главная книга", 2024, N 19)- зарегистрированным кандидатом для участия в выборах;
Статья: "Скорость нужна, а поспешность вредна": конституционность механизма отстранения члена участковой избирательной комиссии
(Чирнинов А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)В статье исследуются темпоральные аспекты процедуры отстранения члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе. Как известно, федеральный законодатель установил сокращенные сроки рассмотрения соответствующего административного искового заявления - не позднее дня, следующего за днем его поступления в суд. Однако в правоприменительной практике сложилось такое истолкование этой нормы, которое позволяет извещать члена участковой избирательной комиссии о времени рассмотрения дела в чрезвычайно сжатые сроки. Кроме того, суды склонны назначать судебное заседание на время, когда на избирательном участке идет процедура подсчета голосов, без учета реальной необходимости в незамедлительном отстранении члена участковой избирательной комиссии. По мнению автора, сложившийся подход не отвечает конституционным требованиям, поскольку лишает административного ответчика возможности подготовиться к рассмотрению дела, обратиться за получением квалифицированной юридической помощи и вовремя собрать доказательства.
(Чирнинов А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)В статье исследуются темпоральные аспекты процедуры отстранения члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе. Как известно, федеральный законодатель установил сокращенные сроки рассмотрения соответствующего административного искового заявления - не позднее дня, следующего за днем его поступления в суд. Однако в правоприменительной практике сложилось такое истолкование этой нормы, которое позволяет извещать члена участковой избирательной комиссии о времени рассмотрения дела в чрезвычайно сжатые сроки. Кроме того, суды склонны назначать судебное заседание на время, когда на избирательном участке идет процедура подсчета голосов, без учета реальной необходимости в незамедлительном отстранении члена участковой избирательной комиссии. По мнению автора, сложившийся подход не отвечает конституционным требованиям, поскольку лишает административного ответчика возможности подготовиться к рассмотрению дела, обратиться за получением квалифицированной юридической помощи и вовремя собрать доказательства.
Статья: Совершенствование нормативного правового регулирования охраны общественного порядка в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации
(Соколов В.А., Овсепян Г.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)Отметим, что в настоящее время нужно особо обратить внимание на форму взаимодействия органов внутренних дел с участковыми избирательными комиссиями в части соблюдения, охраны и защиты прав и свобод избирателей, участвующих в муниципальных выборах, путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка <7>.
(Соколов В.А., Овсепян Г.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)Отметим, что в настоящее время нужно особо обратить внимание на форму взаимодействия органов внутренних дел с участковыми избирательными комиссиями в части соблюдения, охраны и защиты прав и свобод избирателей, участвующих в муниципальных выборах, путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка <7>.
Статья: Комментарии к Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.04.2023 N 14-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина К.В. Матюшова"
(Добрачев Д.В., Кудрявцева Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)Отмечена благодарностью Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае С.В. Машак 24 мая 2018 г. за оказание содействия в проведении конкурса научных студенческих работ в области соблюдения и защиты прав человека "Права человека в современном мире"; благодарностью председателя избирательной комиссии Краснодарского края за научное руководство и подготовку студентов для участия в краевом конкурсе студенческих научных работ по вопросам теории и практики избирательного законодательства.
(Добрачев Д.В., Кудрявцева Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)Отмечена благодарностью Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае С.В. Машак 24 мая 2018 г. за оказание содействия в проведении конкурса научных студенческих работ в области соблюдения и защиты прав человека "Права человека в современном мире"; благодарностью председателя избирательной комиссии Краснодарского края за научное руководство и подготовку студентов для участия в краевом конкурсе студенческих научных работ по вопросам теории и практики избирательного законодательства.
Вопрос: Работница трудится по срочному трудовому договору, заключенному на период отпуска по уходу за ребенком основной работницы, которая решила выйти на работу досрочно. Как уволить временную работницу, если она является членом участковой избирательной комиссии?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Кировской обл., 2024)Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу (ч. 3 ст. 79 ТК РФ).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Кировской обл., 2024)Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу (ч. 3 ст. 79 ТК РФ).
Статья: Развитие дистанционного электронного голосования в России: конституционно-правовой аспект
(Ларичев А.А., Ржановский В.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Традиционно принцип открытых и гласных выборов означает открытое голосование, возможность наблюдения за голосованием, открытый подсчет голосов и установление итогов голосования (п. 5 ст. 3, п. 1 ст. 68 Федерального закона N 67-ФЗ). Наиболее полно этот принцип находит воплощение при голосовании в помещении для голосования. Избиратели открыто приходят на избирательные участки, получают избирательные бюллетени при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и осуществляют волеизъявление. Члены избирательной комиссии, наблюдатели имеют возможность следить за тем, указан ли избиратель в списке избирателей, предъявил ли паспорт для получения бюллетеня, сколько бюллетеней он получил, не оказывается ли на него давление третьими лицами на данном избирательном участке. Процедурой ДЭГ многие эти элементы скрыты от непосредственного наблюдения и опосредованы компьютерными технологиями. Например, в уполномоченных избирательных комиссиях, организующих ДЭГ, наблюдатели в лучшем случае смогут увидеть только материальные носители и сотрудников, обеспечивающих сопровождение ДЭГ, а также некоторые сведения, отображающиеся на экранах мониторов.
(Ларичев А.А., Ржановский В.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Традиционно принцип открытых и гласных выборов означает открытое голосование, возможность наблюдения за голосованием, открытый подсчет голосов и установление итогов голосования (п. 5 ст. 3, п. 1 ст. 68 Федерального закона N 67-ФЗ). Наиболее полно этот принцип находит воплощение при голосовании в помещении для голосования. Избиратели открыто приходят на избирательные участки, получают избирательные бюллетени при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и осуществляют волеизъявление. Члены избирательной комиссии, наблюдатели имеют возможность следить за тем, указан ли избиратель в списке избирателей, предъявил ли паспорт для получения бюллетеня, сколько бюллетеней он получил, не оказывается ли на него давление третьими лицами на данном избирательном участке. Процедурой ДЭГ многие эти элементы скрыты от непосредственного наблюдения и опосредованы компьютерными технологиями. Например, в уполномоченных избирательных комиссиях, организующих ДЭГ, наблюдатели в лучшем случае смогут увидеть только материальные носители и сотрудников, обеспечивающих сопровождение ДЭГ, а также некоторые сведения, отображающиеся на экранах мониторов.
Статья: Отказ работодателя от реализации полномочий по управлению трудом в актах социального партнерства: конституционно-правовой анализ
(Ситников А.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Однако при обращении к решениям Конституционного Суда РФ может сложиться впечатление, что определение в актах социального партнерства категорий работников, не подлежащих сокращению, является правомерным. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. N 840-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Городское поселение "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 19 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" было указано, что установленный оспариваемым положением запрет на увольнение работника, на которого в установленном порядке возложены полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, посредством сокращения численности и штата работников в период избирательной кампании не нарушает право работодателя на принятие кадровых решений. А в Определении Конституционного Суда РФ от 4 ноября 2004 г. N 343-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Красноярска о проверке конституционности части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации" был сделан такой же вывод в отношении установленного ч. 1 ст. 261 ТК РФ запрета на увольнение беременных женщин по инициативе работодателя, в том числе в связи с сокращением численности или штата.
(Ситников А.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Однако при обращении к решениям Конституционного Суда РФ может сложиться впечатление, что определение в актах социального партнерства категорий работников, не подлежащих сокращению, является правомерным. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. N 840-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Городское поселение "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 19 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" было указано, что установленный оспариваемым положением запрет на увольнение работника, на которого в установленном порядке возложены полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, посредством сокращения численности и штата работников в период избирательной кампании не нарушает право работодателя на принятие кадровых решений. А в Определении Конституционного Суда РФ от 4 ноября 2004 г. N 343-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Красноярска о проверке конституционности части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации" был сделан такой же вывод в отношении установленного ч. 1 ст. 261 ТК РФ запрета на увольнение беременных женщин по инициативе работодателя, в том числе в связи с сокращением численности или штата.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- работнику, привлеченному к участию в судебном заседании (присяжный заседатель, эксперт, переводчик, свидетель) или к участию в работе избирательной комиссии, все полагающиеся выплаты производят соответствующие государственные органы или общественные объединения, которые привлекли работника к исполнению указанных обязанностей (ст. 170 ТК РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"; ч. 3 ст. 70, ч. 2 ст. 95 ГПК РФ и др.). То есть работодатель вынужден освободить работника от исполнения трудовых обязанностей, но никакие начисления он не производит;
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- работнику, привлеченному к участию в судебном заседании (присяжный заседатель, эксперт, переводчик, свидетель) или к участию в работе избирательной комиссии, все полагающиеся выплаты производят соответствующие государственные органы или общественные объединения, которые привлекли работника к исполнению указанных обязанностей (ст. 170 ТК РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"; ч. 3 ст. 70, ч. 2 ст. 95 ГПК РФ и др.). То есть работодатель вынужден освободить работника от исполнения трудовых обязанностей, но никакие начисления он не производит;
Статья: Конституционализация дополнительных представительных органов в странах СНГ - фактор усиления влияния главы государства в системе разделения властей
(Нечкин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)ВНС обладает довольно широкой компетенцией: утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития Республики Беларусь; заслушивает премьер-министра о выполнении программ социально-экономического развития; предлагает изменения и дополнения в Конституцию; предлагает проведение республиканских референдумов; вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов; принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления; вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам; по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом Всебелорусского народного собрания: избирает председателя, заместителя председателя и судей Конституционного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; избирает председателя, заместителей председателя и судей Верховного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; избирает председателя и членов Центральной избирательной комиссии и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; по предложению Президента принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности; устанавливает государственные праздники и праздничные дни; награждает Президента государственными наградами, а также предлагает лиц для награждения государственными наградами; дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам, получает информацию от государственных органов и должностных лиц, осуществляет иные установленные Конституцией и законом полномочия, необходимые для реализации возложенных на него конституционных функций <11>.
(Нечкин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)ВНС обладает довольно широкой компетенцией: утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития Республики Беларусь; заслушивает премьер-министра о выполнении программ социально-экономического развития; предлагает изменения и дополнения в Конституцию; предлагает проведение республиканских референдумов; вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов; принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления; вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам; по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом Всебелорусского народного собрания: избирает председателя, заместителя председателя и судей Конституционного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; избирает председателя, заместителей председателя и судей Верховного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; избирает председателя и членов Центральной избирательной комиссии и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; по предложению Президента принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности; устанавливает государственные праздники и праздничные дни; награждает Президента государственными наградами, а также предлагает лиц для награждения государственными наградами; дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам, получает информацию от государственных органов и должностных лиц, осуществляет иные установленные Конституцией и законом полномочия, необходимые для реализации возложенных на него конституционных функций <11>.
Статья: Электронное голосование в России и за рубежом
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Во-первых, встает проблема ответственности членов избирательных комиссий и их сотрудников; во-вторых, в связи с привлечением, как правило, множества частных организаций, неизбежно участвующих в демократических процедурах, возникает проблема определения степени и меры их ответственности в случае выявления неполадок в системе. Это тем более важно, что отношения, в которых эти организации участвуют, складываются вокруг выборов - одной из важнейших и, без сомнения, фундаментальных демократических процедур в государстве.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Во-первых, встает проблема ответственности членов избирательных комиссий и их сотрудников; во-вторых, в связи с привлечением, как правило, множества частных организаций, неизбежно участвующих в демократических процедурах, возникает проблема определения степени и меры их ответственности в случае выявления неполадок в системе. Это тем более важно, что отношения, в которых эти организации участвуют, складываются вокруг выборов - одной из важнейших и, без сомнения, фундаментальных демократических процедур в государстве.