Участие адвоката при допросе в налоговой
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие адвоката при допросе в налоговой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)2.2. Об участии адвоката в допросе свидетеля
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)2.2. Об участии адвоката в допросе свидетеля
Статья: Допрос руководителя компании в налоговом органе. Что нужно знать?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)Выше мы уже отметили, что руководитель может пригласить с собой на опрос налогового юриста или адвоката. "Возможность участия в допросе представителя свидетеля в статье 90 НК РФ прямо не предусмотрена. Однако и запрета на этот счет налоговыми нормами не установлено. Поскольку НК РФ не определяет исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе", - отмечает Роман Нетужилов. Названный подход ранее подтверждал и Минфин России, например в Письме от 18.12.2020 N 03-02-08/111223. "Порядок получения показаний свидетелей регламентирован статьей 90 (Налогового) Кодекса. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (пункт 1 статьи 90 (Налогового) Кодекса). Указанной статьей не ограничен круг лиц, имеющих право присутствовать при допросе свидетеля, а также не ограничены права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного на допрос", - отметили в финансовом ведомстве в вышеназванном Письме.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)Выше мы уже отметили, что руководитель может пригласить с собой на опрос налогового юриста или адвоката. "Возможность участия в допросе представителя свидетеля в статье 90 НК РФ прямо не предусмотрена. Однако и запрета на этот счет налоговыми нормами не установлено. Поскольку НК РФ не определяет исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе", - отмечает Роман Нетужилов. Названный подход ранее подтверждал и Минфин России, например в Письме от 18.12.2020 N 03-02-08/111223. "Порядок получения показаний свидетелей регламентирован статьей 90 (Налогового) Кодекса. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (пункт 1 статьи 90 (Налогового) Кодекса). Указанной статьей не ограничен круг лиц, имеющих право присутствовать при допросе свидетеля, а также не ограничены права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного на допрос", - отметили в финансовом ведомстве в вышеназванном Письме.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел по корпоративным спорам, связанным с применением статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2025)Как следовало из материалов дела, услуги юриста оказывались руководителю общества и ряду его работников для представления их интересов как должностных лиц по делам об административных правонарушениях, при допросе работников общества как свидетелей в рамках мероприятий налогового контроля и в иных подобных ситуациях, в связи с предполагаемыми нарушениями, выявленными в деятельности общества.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2025)Как следовало из материалов дела, услуги юриста оказывались руководителю общества и ряду его работников для представления их интересов как должностных лиц по делам об административных правонарушениях, при допросе работников общества как свидетелей в рамках мероприятий налогового контроля и в иных подобных ситуациях, в связи с предполагаемыми нарушениями, выявленными в деятельности общества.
<Письмо> ФНС России от 31.10.2012 N АС-4-2/18381@
"О доведении информации до налоговых органов"Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 31 Кодекса и пункту 1 статьи 90 Кодекса налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
"О доведении информации до налоговых органов"Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 31 Кодекса и пункту 1 статьи 90 Кодекса налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Статья: Когда можно взыскать убытки с директора организации?
(Серебрякова А.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 3)Как следовало из материалов дела, услуги юриста оказывались руководителю общества и ряду его работников для представления их интересов как должностных лиц по делам об административных правонарушениях, при допросе работников общества как свидетелей в рамках мероприятий налогового контроля и в иных подобных ситуациях, в связи с предполагаемыми нарушениями, выявленными в деятельности общества.
(Серебрякова А.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 3)Как следовало из материалов дела, услуги юриста оказывались руководителю общества и ряду его работников для представления их интересов как должностных лиц по делам об административных правонарушениях, при допросе работников общества как свидетелей в рамках мероприятий налогового контроля и в иных подобных ситуациях, в связи с предполагаемыми нарушениями, выявленными в деятельности общества.
Статья: Освобождение от обязанности давать свидетельские показания в современной уголовно-процессуальной регламентации
(Дикарев И.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)На фоне магистральных направлений совершенствования уголовно-процессуального законодательства, предполагающих развитие дифференцированных форм судопроизводства, расширение круга оснований прекращения уголовного преследования и др., изменения, касающиеся регламентации получения в уголовном процессе свидетельских показаний, не так заметны. Однако, обратившись к части 3 ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) <1>, перечисляющей категории лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетеля, можно ясно увидеть, что институты свидетельского иммунитета и устранения от свидетельствования находятся в постоянном развитии. За прошедшее со дня принятия УПК РФ в 2001 году время законодатель не только расширил содержащийся в названной норме перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей, включив в него должностных лиц налоговых органов, арбитров (третейских судей) и уполномоченных по правам человека, но и конкретизировал содержание некоторых ее пунктов, в том числе принципиально изменив условия допроса отдельных субъектов. В частности, первоначальная редакция УПК РФ категорически запрещала допрашивать защитников об обстоятельствах, ставших им известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, а адвокатов - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с оказанием юридической помощи. По сути, такой подход означал полное устранение указанных лиц от свидетельствования по уголовным делам, что в ряде случаев могло идти вразрез с интересами их подзащитных и доверителей. В целях защиты последних в юридической литературе предлагались различные способы минимизировать негативные последствия указанного запрета. Одни авторы рекомендовали поставить допрос адвокатов в исключительную зависимость от усмотрения доверителя <2>, другие настаивали на том, что, помимо доверителя, допрос адвоката должен зависеть и от его собственного усмотрения <3>. Законодатель в итоге выбрал второй вариант, предусмотрев в пунктах 2 и 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ положения, согласно которым защитники и адвокаты подлежат допросу в качестве свидетелей только по их ходатайству при согласии на это соответственно подзащитного или доверителя <4>. Таким образом, регламентация допроса указанных субъектов претерпела значительные изменения: вместо устранения защитников и адвокатов от свидетельствования для них был установлен свидетельский иммунитет, но - в конструкции, которая явно не укладывается в легальное определение, даваемое в пункте 40 ст. 5 УПК РФ. По смыслу названного пункта свидетельский иммунитет предполагает "право лица не давать показания", т.е. возможность самого допрашиваемого решать, давать показания или нет, тогда как по смыслу пунктов 2 и 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ этот вопрос решается одновременно и подлежащим допросу защитником (адвокатом), и его подзащитным (доверителем).
(Дикарев И.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)На фоне магистральных направлений совершенствования уголовно-процессуального законодательства, предполагающих развитие дифференцированных форм судопроизводства, расширение круга оснований прекращения уголовного преследования и др., изменения, касающиеся регламентации получения в уголовном процессе свидетельских показаний, не так заметны. Однако, обратившись к части 3 ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) <1>, перечисляющей категории лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетеля, можно ясно увидеть, что институты свидетельского иммунитета и устранения от свидетельствования находятся в постоянном развитии. За прошедшее со дня принятия УПК РФ в 2001 году время законодатель не только расширил содержащийся в названной норме перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей, включив в него должностных лиц налоговых органов, арбитров (третейских судей) и уполномоченных по правам человека, но и конкретизировал содержание некоторых ее пунктов, в том числе принципиально изменив условия допроса отдельных субъектов. В частности, первоначальная редакция УПК РФ категорически запрещала допрашивать защитников об обстоятельствах, ставших им известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, а адвокатов - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с оказанием юридической помощи. По сути, такой подход означал полное устранение указанных лиц от свидетельствования по уголовным делам, что в ряде случаев могло идти вразрез с интересами их подзащитных и доверителей. В целях защиты последних в юридической литературе предлагались различные способы минимизировать негативные последствия указанного запрета. Одни авторы рекомендовали поставить допрос адвокатов в исключительную зависимость от усмотрения доверителя <2>, другие настаивали на том, что, помимо доверителя, допрос адвоката должен зависеть и от его собственного усмотрения <3>. Законодатель в итоге выбрал второй вариант, предусмотрев в пунктах 2 и 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ положения, согласно которым защитники и адвокаты подлежат допросу в качестве свидетелей только по их ходатайству при согласии на это соответственно подзащитного или доверителя <4>. Таким образом, регламентация допроса указанных субъектов претерпела значительные изменения: вместо устранения защитников и адвокатов от свидетельствования для них был установлен свидетельский иммунитет, но - в конструкции, которая явно не укладывается в легальное определение, даваемое в пункте 40 ст. 5 УПК РФ. По смыслу названного пункта свидетельский иммунитет предполагает "право лица не давать показания", т.е. возможность самого допрашиваемого решать, давать показания или нет, тогда как по смыслу пунктов 2 и 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ этот вопрос решается одновременно и подлежащим допросу защитником (адвокатом), и его подзащитным (доверителем).
Статья: Допрос свидетеля в налоговой инспекции
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)Скорее всего, вызываемое лицо не имеет опыта взаимодействия с ИФНС и может опасаться нарушения своих прав. Поэтому желательно, чтобы его подготовил юрист или адвокат. Он может как проконсультировать до похода в налоговую, так и сопровождать и оказывать юридическую помощь на самом допросе. Также участие профессионального юриста, адвоката ставит инспектора в определенные рамки и не позволяет оказать психологическое давление.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)Скорее всего, вызываемое лицо не имеет опыта взаимодействия с ИФНС и может опасаться нарушения своих прав. Поэтому желательно, чтобы его подготовил юрист или адвокат. Он может как проконсультировать до похода в налоговую, так и сопровождать и оказывать юридическую помощь на самом допросе. Также участие профессионального юриста, адвоката ставит инспектора в определенные рамки и не позволяет оказать психологическое давление.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамИногда свидетеля сопровождает на допрос его представитель (адвокат). Минфин России и ФНС России против этого не возражают. Так, в Письме Минфина России от 18.12.2020 N 03-02-08/111223 и Письмах ФНС России от 17.08.2020 N ЕА-4-15/13203@, от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@ указано, что в Налоговом кодексе РФ нет исчерпывающего перечня лиц, которые могут участвовать в допросе или присутствовать при его проведении. Кроме того, из разъяснений следует, что при допросе каждый гражданин имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ. В некоторых из приведенных писем отмечается, что адвокат свидетеля вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. При этом ответы на вопросы при проведении допроса свидетель дает самостоятельно. Допрос адвоката (поверенного) вместо свидетеля недопустим.
Статья: Что нужно учесть учреждению, если в рамках проверки налоговики проводят допрос свидетелей?
(Петренко Д.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Возможность участия в допросе представителя (адвоката) свидетеля в ст. 90 НК РФ не предусмотрена. Между тем прямого запрета на такое участие налоговыми нормами также не установлено.
(Петренко Д.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Возможность участия в допросе представителя (адвоката) свидетеля в ст. 90 НК РФ не предусмотрена. Между тем прямого запрета на такое участие налоговыми нормами также не установлено.
Статья: О привлечении к ответственности номинального и фактического руководителей
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В Обзоре указано: многие следственные органы обращают внимание на сложность доказывания причастности бенефициарных владельцев к принятию решений по финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, к организации и распределению денежных потоков и прибыли, а также к прямой заинтересованности в уменьшении налоговой нагрузки и получении материальной выгоды. Эти сложности обусловлены:
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В Обзоре указано: многие следственные органы обращают внимание на сложность доказывания причастности бенефициарных владельцев к принятию решений по финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, к организации и распределению денежных потоков и прибыли, а также к прямой заинтересованности в уменьшении налоговой нагрузки и получении материальной выгоды. Эти сложности обусловлены:
Статья: Как своевременно выявить и снизить риски доначисления налогов: практические рекомендации
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)10. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ.
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)10. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ.
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Примечание. Что из себя представляют налоговые комиссии, как составить просьбу в ИФНС перенести заседание, что будет, если компания доплатит налоги, как поможет участие юриста или адвоката при допросе директора, читайте в статьях "Комиссии по легализации налоговой базы: что делать, если получили приглашение" в N 4, 2020, на стр. 11 и "Налоговая комиссия по НДС: как защитить свои права?" в N 11, 2021, на стр. 32.
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Примечание. Что из себя представляют налоговые комиссии, как составить просьбу в ИФНС перенести заседание, что будет, если компания доплатит налоги, как поможет участие юриста или адвоката при допросе директора, читайте в статьях "Комиссии по легализации налоговой базы: что делать, если получили приглашение" в N 4, 2020, на стр. 11 и "Налоговая комиссия по НДС: как защитить свои права?" в N 11, 2021, на стр. 32.
Статья: Вызов в инспекцию для дачи пояснений и допрос - не одно и то же
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)Протокол должны прочитать все, кто участвовал в допросе свидетеля или присутствовал на нем. И подписать его. Протокол также подписывает составившее его должностное лицо налогового органа <19>. В случае отказа подписать протокол об этом делают отметку.
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)Протокол должны прочитать все, кто участвовал в допросе свидетеля или присутствовал на нем. И подписать его. Протокол также подписывает составившее его должностное лицо налогового органа <19>. В случае отказа подписать протокол об этом делают отметку.
Статья: Процедура допроса свидетеля в делах о налоговых правонарушениях требует корректировки со стороны законодателя
(Цыганков В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Не редки случаи, когда свидетеля сопровождает на допрос его представитель (адвокат). Минфин России и Центральный аппарат ФНС России против этого не возражают. Так, в письме Минфина России от 18.12.2020 N 03-02-08/111223 и письмах ФНС России от 17.08.2020 N ЕА-4-15/13203@, от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@ указано, что в Налоговом кодексе РФ нет исчерпывающего перечня лиц, которые могут участвовать в допросе или присутствовать при его проведении. Кроме того, из разъяснений следует, что при допросе каждый гражданин имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ. Адвокат свидетеля вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. При этом ответы на вопросы при проведении допроса свидетель дает самостоятельно. Допрос адвоката (поверенного) вместо свидетеля недопустим.
(Цыганков В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Не редки случаи, когда свидетеля сопровождает на допрос его представитель (адвокат). Минфин России и Центральный аппарат ФНС России против этого не возражают. Так, в письме Минфина России от 18.12.2020 N 03-02-08/111223 и письмах ФНС России от 17.08.2020 N ЕА-4-15/13203@, от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@ указано, что в Налоговом кодексе РФ нет исчерпывающего перечня лиц, которые могут участвовать в допросе или присутствовать при его проведении. Кроме того, из разъяснений следует, что при допросе каждый гражданин имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ. Адвокат свидетеля вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. При этом ответы на вопросы при проведении допроса свидетель дает самостоятельно. Допрос адвоката (поверенного) вместо свидетеля недопустим.