Трудовые отношения педагогических работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудовые отношения педагогических работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Трудовые отношения профессорско-преподавательского состава: вопрос соотношения интересов
(Мушков А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)В статье дается определение согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства применительно к педагогическим работникам, относящимся к профессорско-преподавательскому составу. В работе рассматриваются изменения, внесенные в ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации, в части установления минимального и максимального сроков заключения срочного трудового договора с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в соотношении с задачей трудового законодательства по достижению оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. Автором приводятся примеры реализации интересов работников, работодателей, государства посредством внесенных изменений. Предлагаются другие способы достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства применительно к анализируемой категории работников.
(Мушков А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)В статье дается определение согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства применительно к педагогическим работникам, относящимся к профессорско-преподавательскому составу. В работе рассматриваются изменения, внесенные в ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации, в части установления минимального и максимального сроков заключения срочного трудового договора с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в соотношении с задачей трудового законодательства по достижению оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. Автором приводятся примеры реализации интересов работников, работодателей, государства посредством внесенных изменений. Предлагаются другие способы достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства применительно к анализируемой категории работников.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2022 года"При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, новый трудовой договор может не заключаться, а действие заключенного с таким работником срочного трудового договора продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не менее трех лет или на неопределенный срок, за исключением случаев предстоящего сокращения объема планируемой учебной нагрузки конкретного педагогического работника, обусловленного уменьшением общего количества реализуемых данной образовательной организацией образовательных программ, изменениями учебных планов по этим программам или прочими объективными обстоятельствами, при отсутствии иных учебных дисциплин (модулей), к преподаванию которых этот работник мог бы быть привлечен без прекращения трудовых отношений с другими педагогическими работниками; в таких случаях допускается продление трудового договора с педагогическим работником на срок менее трех лет, но не менее чем на один год.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)7. Право педагогических работников, состоящих в трудовых отношениях с организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациями социального обслуживания, на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и сокращенную продолжительность рабочего времени зависит от наличия у такой организации лицензии на осуществление образовательной деятельности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)7. Право педагогических работников, состоящих в трудовых отношениях с организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациями социального обслуживания, на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и сокращенную продолжительность рабочего времени зависит от наличия у такой организации лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Готовое решение: Каковы особенности оформления трудовых договоров с педагогами
(КонсультантПлюс, 2025)Организации отдыха детей и их оздоровления могут принимать по совместительству педагогических работников образовательных организаций в период их отпусков. При оформлении трудовых отношений в таком случае руководствуйтесь разъяснениями Минпросвещения России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Организации отдыха детей и их оздоровления могут принимать по совместительству педагогических работников образовательных организаций в период их отпусков. При оформлении трудовых отношений в таком случае руководствуйтесь разъяснениями Минпросвещения России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Статья: К вопросу о сроке заключения трудового договора с педагогическими работниками в образовательных учреждениях высшего образования
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ) 15 июля 2022 г. за N 32-П принял Постановление "По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова" (далее - Постановление Конституционного Суда РФ N 32-П). Важнейшей целью указанного судебного акта является обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, справедливого согласования законных интересов работников, защиты от необоснованного заключения краткосрочных трудовых договоров и произвольного определения работодателем сроков их действия, а также срока, на который продлевается действие срочного трудового договора при избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой должности. Конституционный Суд РФ признал ч. 1 и 8 ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) не соответствующими Конституции Российской Федерации и предложил федеральному законодателю внести в действующее правовое регулирование трудовых отношений с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, соответствующие изменения. Конституционный Суд РФ постановил: установить минимальный срок избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; предусмотреть обязанность работодателя заключить с лицом, избранным по конкурсу, трудовой договор (продлить ранее заключенный трудовой договор при избрании по конкурсу на замещение той же должности), срок которого должен быть не менее срока избрания, определяемого в соответствии с локальными актами образовательной организации коллегиальным органом управления, который непосредственно проводит конкурс.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ) 15 июля 2022 г. за N 32-П принял Постановление "По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова" (далее - Постановление Конституционного Суда РФ N 32-П). Важнейшей целью указанного судебного акта является обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, справедливого согласования законных интересов работников, защиты от необоснованного заключения краткосрочных трудовых договоров и произвольного определения работодателем сроков их действия, а также срока, на который продлевается действие срочного трудового договора при избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой должности. Конституционный Суд РФ признал ч. 1 и 8 ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) не соответствующими Конституции Российской Федерации и предложил федеральному законодателю внести в действующее правовое регулирование трудовых отношений с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, соответствующие изменения. Конституционный Суд РФ постановил: установить минимальный срок избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; предусмотреть обязанность работодателя заключить с лицом, избранным по конкурсу, трудовой договор (продлить ранее заключенный трудовой договор при избрании по конкурсу на замещение той же должности), срок которого должен быть не менее срока избрания, определяемого в соответствии с локальными актами образовательной организации коллегиальным органом управления, который непосредственно проводит конкурс.
Статья: Нормативное регулирование труда преподавателей: проблемы реализации и пути их решения
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)В контексте изложенного, с учетом сложившейся судебной и правоприменительной практики, можно резюмировать, что в настоящее время существуют следующие основания для возникновения трудовых отношений между педагогом и образовательной организацией:
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)В контексте изложенного, с учетом сложившейся судебной и правоприменительной практики, можно резюмировать, что в настоящее время существуют следующие основания для возникновения трудовых отношений между педагогом и образовательной организацией:
Статья: Ценностные основы в правовом статусе педагога: позиции Конституционного Суда Российской Федерации
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)Профессия педагога сама по себе имеет конкретные ценностные основы, которые при этом находятся в контексте правового статуса личности. Изначально заявленный в статье тезис о том, что правовые и ценностные основы могут входить в противоречие, подтвердился. Конституционный Суд РФ как высший орган конституционного контроля трижды признавал отдельные подходы правоприменительной практики к регулированию трудовых отношений с педагогами противоречащими Конституции РФ. Эти противоречия касались вопросов исчисления заработной платы (жалоба Е.Н. Харюшевой), обеспечения стабильности выполнения трудовой функции (жалобы А.А. Подакова, И.А. Алебастровой).
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)Профессия педагога сама по себе имеет конкретные ценностные основы, которые при этом находятся в контексте правового статуса личности. Изначально заявленный в статье тезис о том, что правовые и ценностные основы могут входить в противоречие, подтвердился. Конституционный Суд РФ как высший орган конституционного контроля трижды признавал отдельные подходы правоприменительной практики к регулированию трудовых отношений с педагогами противоречащими Конституции РФ. Эти противоречия касались вопросов исчисления заработной платы (жалоба Е.Н. Харюшевой), обеспечения стабильности выполнения трудовой функции (жалобы А.А. Подакова, И.А. Алебастровой).
Готовое решение: Какие квалификационные требования предъявляются к педагогическим работникам
(КонсультантПлюс, 2025)Понятие "педагогическая деятельность" законом не определено. Под педагогической деятельностью обычно понимается деятельность лиц с особым статусом - педагогических работников, имеющих определенное образование и стаж, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с образовательной организацией и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации деятельности по реализации образовательных программ. Это следует из ст. 331 ТК РФ, п. п. 17, 18, 21 ч. 1 ст. 2, ст. 46, ч. 2 ст. 47 Закона об образовании.
(КонсультантПлюс, 2025)Понятие "педагогическая деятельность" законом не определено. Под педагогической деятельностью обычно понимается деятельность лиц с особым статусом - педагогических работников, имеющих определенное образование и стаж, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с образовательной организацией и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации деятельности по реализации образовательных программ. Это следует из ст. 331 ТК РФ, п. п. 17, 18, 21 ч. 1 ст. 2, ст. 46, ч. 2 ст. 47 Закона об образовании.
Готовое решение: Какие виды отпусков полагаются педагогическим работникам
(КонсультантПлюс, 2025)Нормативно это прямо не урегулировано. Полагаем, что руководствоваться ст. 291 ТК РФ и предоставлять отпуск из расчета два рабочих дня за месяц работы в данном случае рискованно. Это ухудшит положение педагога. Труд педагогических работников регулируется в особом порядке. В том числе им полагается более длительный, чем у обычных работников, ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Его продолжительность устанавливается Правительством РФ. При этом исключений в отношении педагогов со срочным трудовым договором, заключенным на срок до двух месяцев, нормативно не предусмотрено. В связи с этим, на наш взгляд, менее рискованно определять продолжительность отпуска педагога с таким трудовым договором так же, как и другим педагогическим работникам, - исходя из 42 или 56 календарных дней за рабочий год в зависимости в том числе от должности, вида образовательной организации. Это следует, в частности, из ст. ст. 251, 291, 334 ТК РФ, п. 3 ч. 5 ст. 47 Закона об образовании, Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2024 N 415.
(КонсультантПлюс, 2025)Нормативно это прямо не урегулировано. Полагаем, что руководствоваться ст. 291 ТК РФ и предоставлять отпуск из расчета два рабочих дня за месяц работы в данном случае рискованно. Это ухудшит положение педагога. Труд педагогических работников регулируется в особом порядке. В том числе им полагается более длительный, чем у обычных работников, ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Его продолжительность устанавливается Правительством РФ. При этом исключений в отношении педагогов со срочным трудовым договором, заключенным на срок до двух месяцев, нормативно не предусмотрено. В связи с этим, на наш взгляд, менее рискованно определять продолжительность отпуска педагога с таким трудовым договором так же, как и другим педагогическим работникам, - исходя из 42 или 56 календарных дней за рабочий год в зависимости в том числе от должности, вида образовательной организации. Это следует, в частности, из ст. ст. 251, 291, 334 ТК РФ, п. 3 ч. 5 ст. 47 Закона об образовании, Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2024 N 415.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Комментируемая статья является lex specialis по отношению к общим нормам трудового права в отношении педагогических работников. Статья 331 ТК отсылает, в частности, именно к комментируемой статье. Вместе с тем ст. 331 ТК устанавливает критерии лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности. К ним относятся лица:
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Комментируемая статья является lex specialis по отношению к общим нормам трудового права в отношении педагогических работников. Статья 331 ТК отсылает, в частности, именно к комментируемой статье. Вместе с тем ст. 331 ТК устанавливает критерии лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности. К ним относятся лица:
Статья: Дефекты законодательства о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу
(Жильцов М.А., Белозерова К.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)К сожалению, не нашел решения в Положении 2023 г. вопрос о действии трудового договора, заключенного в нарушение требования о прохождении конкурса. Возникновение трудовых отношений с педагогическими работниками предполагает наличие юридического состава, включающего избрание по конкурсу и заключение по результатам такого избрания трудового договора. Нормативными актами определены последствия незавершенного юридического состава, когда конкурс пройден, а договор не заключен. В этом случае трудовые отношения не возникают. Однако ответа на вопрос о возникновении отношений в случае непрохождения предшествующего конкурса нормативные акты не содержат. Получается, что трудовой договор заключен, но порядок его заключения нарушен. При этом ст. 84 ТК РФ к данной ситуации применить сложно, так как отсутствует условие об исключении возможности продолжения работы. В результате отношения формально нужно признавать возникшими, хоть и с нарушением установленных правил.
(Жильцов М.А., Белозерова К.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)К сожалению, не нашел решения в Положении 2023 г. вопрос о действии трудового договора, заключенного в нарушение требования о прохождении конкурса. Возникновение трудовых отношений с педагогическими работниками предполагает наличие юридического состава, включающего избрание по конкурсу и заключение по результатам такого избрания трудового договора. Нормативными актами определены последствия незавершенного юридического состава, когда конкурс пройден, а договор не заключен. В этом случае трудовые отношения не возникают. Однако ответа на вопрос о возникновении отношений в случае непрохождения предшествующего конкурса нормативные акты не содержат. Получается, что трудовой договор заключен, но порядок его заключения нарушен. При этом ст. 84 ТК РФ к данной ситуации применить сложно, так как отсутствует условие об исключении возможности продолжения работы. В результате отношения формально нужно признавать возникшими, хоть и с нарушением установленных правил.
Статья: Трудовой договор с педагогическим работником: актуальные проблемы заключения и содержания сопровождающих документов
(Шония Г.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)7) сделан акцент на длящихся трудовых отношениях с педагогическими работниками. Так, рекомендуемые сроки действия трудового договора с педагогическим работником составляют три и пять лет. Также допускается заключение трудового договора на неопределенный срок;
(Шония Г.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)7) сделан акцент на длящихся трудовых отношениях с педагогическими работниками. Так, рекомендуемые сроки действия трудового договора с педагогическим работником составляют три и пять лет. Также допускается заключение трудового договора на неопределенный срок;