Трудовой стаж приемным родителям
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудовой стаж приемным родителям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.07.2024 N 88-19576/2024 (УИД 36MS0029-01-2023-002210-45)
Категория спора: Компенсации.
Требования уполномоченного органа государственной власти, лиц: О взыскании перечисленной суммы компенсации, выплаты компенсационного характера.
Обстоятельства: Фонд ссылается на необоснованное получение компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом.
Решение: Отказано.Доводы кассационной жалобы о том, что время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов, в связи с чем Н. была обязана сообщить истцу о заключении договора о приемной семье как об обстоятельстве, влекущем прекращение ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, не свидетельствуют о необоснованности выводов судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Категория спора: Компенсации.
Требования уполномоченного органа государственной власти, лиц: О взыскании перечисленной суммы компенсации, выплаты компенсационного характера.
Обстоятельства: Фонд ссылается на необоснованное получение компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом.
Решение: Отказано.Доводы кассационной жалобы о том, что время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов, в связи с чем Н. была обязана сообщить истцу о заключении договора о приемной семье как об обстоятельстве, влекущем прекращение ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, не свидетельствуют о необоснованности выводов судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Подборка судебных решений за 2013 год: Статья 20 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения до их переселения в другие районы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")Удовлетворяя иск гражданина к казенному учреждению - отделу социальной защиты населения муниципального образования о признании права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 3 статьи 20 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, суд указал, что граждане, которые трудятся на территории зоны радиационного загрязнения, оформляя при этом возмездные договора гражданско-правового характера, не могут быть признаны неработающими гражданами. Учитывая, что на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которого является оказание услуг или выполнение работ, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а время ухода за приемными детьми учитывается в трудовой стаж приемного родителя, судебная коллегия посчитала правильным вывод суда о том, что на такого рода правоотношения распространяются положения пункта 3 статьи 20 Закона N 1244-1, при этом государственным органом, производящим выплаты, указанные в данном пункте, является территориальный отдел социальной защиты населения, а следовательно, и взыскание требуемых истцом выплат подлежит производить именно органу социальной защиты населения.
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")Удовлетворяя иск гражданина к казенному учреждению - отделу социальной защиты населения муниципального образования о признании права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 3 статьи 20 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, суд указал, что граждане, которые трудятся на территории зоны радиационного загрязнения, оформляя при этом возмездные договора гражданско-правового характера, не могут быть признаны неработающими гражданами. Учитывая, что на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которого является оказание услуг или выполнение работ, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а время ухода за приемными детьми учитывается в трудовой стаж приемного родителя, судебная коллегия посчитала правильным вывод суда о том, что на такого рода правоотношения распространяются положения пункта 3 статьи 20 Закона N 1244-1, при этом государственным органом, производящим выплаты, указанные в данном пункте, является территориальный отдел социальной защиты населения, а следовательно, и взыскание требуемых истцом выплат подлежит производить именно органу социальной защиты населения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Закону РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
(постатейный)
(Бондарева Э.С., Шавин В.А., Чершинцева Е.А., Зенков М.Ю., Бирюкова Т.А., Богатырева Н.В., Слесарев С.А., Тишин Р.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Пример: кассационная инстанция установила, что выводы суда об отсутствии у ответчицы права на досрочную пенсию ввиду наличия оплачиваемой работы были сделаны судом без установления по делу юридически значимых обстоятельств. Судом должны были быть установлены условия п. 3 ст. 32 комментируемого Закона, запрещающие назначение и выплату досрочной трудовой пенсии лицу при поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая включается в страховой стаж. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, суду следовало установить, уплачивались ли страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по заключенному с ответчицей договору о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, являющийся договором возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ), к которому применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг. Согласно действовавшему на момент рассмотрения спора законодательству время ухода за приемными детьми могло включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Указанная правовая позиция поддержана также в письме Минобразования РФ от 29 октября 2001 г. N 1293/28-5 "Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями". Вместе с тем обстоятельства уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ судом не устанавливались, не определялись в качестве юридически значимых, соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют. В отсутствие сведений об уплате страховых взносов по договору невозможно сделать вывод о включении периода выполнения обязанностей по договору в страховой стаж, а следовательно, о наличии у ответчицы оплачиваемой работы и об отсутствии у нее права на установление пенсии в соответствии со ст. 32 комментируемого Закона (см. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда УР от 20 июня 2011 г. по делу N 33-2129).
(постатейный)
(Бондарева Э.С., Шавин В.А., Чершинцева Е.А., Зенков М.Ю., Бирюкова Т.А., Богатырева Н.В., Слесарев С.А., Тишин Р.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Пример: кассационная инстанция установила, что выводы суда об отсутствии у ответчицы права на досрочную пенсию ввиду наличия оплачиваемой работы были сделаны судом без установления по делу юридически значимых обстоятельств. Судом должны были быть установлены условия п. 3 ст. 32 комментируемого Закона, запрещающие назначение и выплату досрочной трудовой пенсии лицу при поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая включается в страховой стаж. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, суду следовало установить, уплачивались ли страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по заключенному с ответчицей договору о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, являющийся договором возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ), к которому применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг. Согласно действовавшему на момент рассмотрения спора законодательству время ухода за приемными детьми могло включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Указанная правовая позиция поддержана также в письме Минобразования РФ от 29 октября 2001 г. N 1293/28-5 "Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями". Вместе с тем обстоятельства уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ судом не устанавливались, не определялись в качестве юридически значимых, соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют. В отсутствие сведений об уплате страховых взносов по договору невозможно сделать вывод о включении периода выполнения обязанностей по договору в страховой стаж, а следовательно, о наличии у ответчицы оплачиваемой работы и об отсутствии у нее права на установление пенсии в соответствии со ст. 32 комментируемого Закона (см. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда УР от 20 июня 2011 г. по делу N 33-2129).
"Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография"
(Азарова Е.Г.)
("КОНТРАКТ", 2012)Согласно письму Министерства образования РФ от 29 октября 2001 г. N 1293/28-5 об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями, согласованному с Министерством труда и социального развития РФ, приемная семья образуется на основании договора, который является договором возмездного оказания услуг (ст. 783 Гражданского кодекса РФ), и к нему применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг. Поскольку на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в ПФР, время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в ПФР. При этом основаниями для исчисления стажа указанной категории граждан являются договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью с отметкой о его исполнении и справка об уплате страховых взносов.
(Азарова Е.Г.)
("КОНТРАКТ", 2012)Согласно письму Министерства образования РФ от 29 октября 2001 г. N 1293/28-5 об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями, согласованному с Министерством труда и социального развития РФ, приемная семья образуется на основании договора, который является договором возмездного оказания услуг (ст. 783 Гражданского кодекса РФ), и к нему применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг. Поскольку на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в ПФР, время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в ПФР. При этом основаниями для исчисления стажа указанной категории граждан являются договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью с отметкой о его исполнении и справка об уплате страховых взносов.
Нормативные акты
Письмо Минобразования РФ от 29.10.2001 N 1293/28-5
"Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями"Поскольку на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом основанием для исчисления стажа указанной категории граждан является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью с отметкой о его исполнении и справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а с 1 января 2001 г. - об уплате единого социального налога (взноса).
"Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями"Поскольку на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом основанием для исчисления стажа указанной категории граждан является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью с отметкой о его исполнении и справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а с 1 января 2001 г. - об уплате единого социального налога (взноса).
Постановление ГД ФС РФ от 10.04.2002 N 2634-III ГД
"Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову о назначении педагогическим работникам образовательных учреждений досрочной трудовой пенсии по старости"Предлагалось также восстановить право на пенсию за выслугу лет медицинским работникам школ, школ - интернатов, детских домов и других учреждений для детей и включить в трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, время преподавательской работы, осуществлявшейся помимо основной работы в том же учреждении для детей, время исполнения обязанностей по воспитанию детей приемными родителями приемных семей, а также время работы за границей по профессиям и на должностях, дававших право на указанную пенсию, в том числе время работы в союзных республиках, входивших в состав СССР, время работы в государствах, ранее являвшихся союзными республиками СССР, а также время преподавательской работы:
"Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову о назначении педагогическим работникам образовательных учреждений досрочной трудовой пенсии по старости"Предлагалось также восстановить право на пенсию за выслугу лет медицинским работникам школ, школ - интернатов, детских домов и других учреждений для детей и включить в трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, время преподавательской работы, осуществлявшейся помимо основной работы в том же учреждении для детей, время исполнения обязанностей по воспитанию детей приемными родителями приемных семей, а также время работы за границей по профессиям и на должностях, дававших право на указанную пенсию, в том числе время работы в союзных республиках, входивших в состав СССР, время работы в государствах, ранее являвшихся союзными республиками СССР, а также время преподавательской работы:
"Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: Научно-практическое пособие"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ", 2015)До 2005 г. гарантии и компенсации, предусмотренные лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставлялись всем работникам на общих основаниях вне зависимости от места работы и иных факторов. После принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок предоставления отдельных гарантий и компенсаций работающим на Крайнем Севере и в приравненных местностях был поставлен в зависимость от вида организации и источника ее финансирования. Так, в настоящее время государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренные ст. ст. 315 - 321 ТК РФ, то есть применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, предоставление государственных гарантий работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, ежемесячное предоставление дополнительного выходного дня одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), предоставление работникам Севера ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков, порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, и порядок обеспечения пенсиями и пособиями, распространяются на всех работников организаций, расположенных на северных территориях, вне зависимости от источников финансирования, а также форм собственности и организационно-правовых форм. В то же время установление отдельных видов государственных гарантий и компенсаций работникам северных территорий, а именно гарантий медицинского обслуживания (ст. 323 ТК РФ), компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (ст. 325 ТК РФ), компенсаций расходов, связанных с переездом (ст. 326 ТК РФ), а также некоторых других, дифференцировано в зависимости от вида конкретной организации и источника ее финансирования и должно осуществляться на различных уровнях. Так, для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, указанные гарантии и компенсации должны устанавливаться нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти; для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации; государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, - нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ", 2015)До 2005 г. гарантии и компенсации, предусмотренные лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставлялись всем работникам на общих основаниях вне зависимости от места работы и иных факторов. После принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок предоставления отдельных гарантий и компенсаций работающим на Крайнем Севере и в приравненных местностях был поставлен в зависимость от вида организации и источника ее финансирования. Так, в настоящее время государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренные ст. ст. 315 - 321 ТК РФ, то есть применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, предоставление государственных гарантий работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, ежемесячное предоставление дополнительного выходного дня одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), предоставление работникам Севера ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков, порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, и порядок обеспечения пенсиями и пособиями, распространяются на всех работников организаций, расположенных на северных территориях, вне зависимости от источников финансирования, а также форм собственности и организационно-правовых форм. В то же время установление отдельных видов государственных гарантий и компенсаций работникам северных территорий, а именно гарантий медицинского обслуживания (ст. 323 ТК РФ), компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (ст. 325 ТК РФ), компенсаций расходов, связанных с переездом (ст. 326 ТК РФ), а также некоторых других, дифференцировано в зависимости от вида конкретной организации и источника ее финансирования и должно осуществляться на различных уровнях. Так, для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, указанные гарантии и компенсации должны устанавливаться нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти; для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации; государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, - нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
"Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: Научно-практическое пособие"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("ИЗиСП", 2015)До 2005 г. гарантии и компенсации, предусмотренные лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставлялись всем работникам на общих основаниях вне зависимости от места работы и иных факторов. После принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок предоставления отдельных гарантий и компенсаций работающим на Крайнем Севере и в приравненных местностях был поставлен в зависимость от вида организации и источника ее финансирования. Так, в настоящее время государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренные ст. ст. 315 - 321 ТК РФ, то есть применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, предоставление государственных гарантий работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, ежемесячное предоставление дополнительного выходного дня одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), предоставление работникам Севера ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков, порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, и порядок обеспечения пенсиями и пособиями, распространяются на всех работников организаций, расположенных на северных территориях, вне зависимости от источников финансирования, а также форм собственности и организационно-правовых форм. В то же время установление отдельных видов государственных гарантий и компенсаций работникам северных территорий, а именно гарантий медицинского обслуживания (ст. 323 ТК РФ), компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (ст. 325 ТК РФ), компенсаций расходов, связанных с переездом (ст. 326 ТК РФ), а также некоторых других, дифференцировано в зависимости от вида конкретной организации и источника ее финансирования и должно осуществляться на различных уровнях. Так, для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, указанные гарантии и компенсации должны устанавливаться нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти; для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации; государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, - нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("ИЗиСП", 2015)До 2005 г. гарантии и компенсации, предусмотренные лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставлялись всем работникам на общих основаниях вне зависимости от места работы и иных факторов. После принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок предоставления отдельных гарантий и компенсаций работающим на Крайнем Севере и в приравненных местностях был поставлен в зависимость от вида организации и источника ее финансирования. Так, в настоящее время государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренные ст. ст. 315 - 321 ТК РФ, то есть применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, предоставление государственных гарантий работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, ежемесячное предоставление дополнительного выходного дня одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), предоставление работникам Севера ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков, порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, и порядок обеспечения пенсиями и пособиями, распространяются на всех работников организаций, расположенных на северных территориях, вне зависимости от источников финансирования, а также форм собственности и организационно-правовых форм. В то же время установление отдельных видов государственных гарантий и компенсаций работникам северных территорий, а именно гарантий медицинского обслуживания (ст. 323 ТК РФ), компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (ст. 325 ТК РФ), компенсаций расходов, связанных с переездом (ст. 326 ТК РФ), а также некоторых других, дифференцировано в зависимости от вида конкретной организации и источника ее финансирования и должно осуществляться на различных уровнях. Так, для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, указанные гарантии и компенсации должны устанавливаться нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти; для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации; государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, - нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Статья: Юридическая природа договора о передаче ребенка в приемную семью в Российской Федерации
(Банников И.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2007, N 4)Личный характер исполнения обязанностей родителя-воспитателя в приемной семье исключает возможность его замены другим лицом, но и не позволяет органу опеки и попечительства заменить приемного родителя другим работником. Более того, по смыслу действующего законодательства о приемной семье родители-воспитатели не имеют трудового отпуска, приемный родитель не может воспользоваться правом на предоставление отпуска по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ) в случае принятия на воспитание ребенка в возрасте до трех лет. Несмотря на то что деятельность по воспитанию приемных детей зачисляется в их трудовой стаж, в перечне документов, предусмотренных п. 7 Положения о приемной семье, не говорится о необходимости предоставления трудовой книжки, тогда как в силу ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предоставить работодателю помимо иных документов также и трудовую книжку. Работнику при приеме на работу может быть назначен испытательный срок в порядке ст. 70 ТК РФ, а для приемного родителя он не предусмотрен.
(Банников И.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2007, N 4)Личный характер исполнения обязанностей родителя-воспитателя в приемной семье исключает возможность его замены другим лицом, но и не позволяет органу опеки и попечительства заменить приемного родителя другим работником. Более того, по смыслу действующего законодательства о приемной семье родители-воспитатели не имеют трудового отпуска, приемный родитель не может воспользоваться правом на предоставление отпуска по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ) в случае принятия на воспитание ребенка в возрасте до трех лет. Несмотря на то что деятельность по воспитанию приемных детей зачисляется в их трудовой стаж, в перечне документов, предусмотренных п. 7 Положения о приемной семье, не говорится о необходимости предоставления трудовой книжки, тогда как в силу ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предоставить работодателю помимо иных документов также и трудовую книжку. Работнику при приеме на работу может быть назначен испытательный срок в порядке ст. 70 ТК РФ, а для приемного родителя он не предусмотрен.
"Договор как средство правового регулирования рынка социальных услуг: Монография"
(Барков А.В.)
("Юрист", 2008)Личный характер исполнения обязанностей родителя-воспитателя в приемной семье исключает возможность его замены другим лицом и не позволяет органу опеки и попечительства заменить "приемного родителя" другим "работником". Более того, по смыслу действующего законодательства о приемной семье родители-воспитатели не имеют трудового отпуска. Приемный родитель не может воспользоваться правом на предоставление отпуска по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ) в случае принятия на воспитание ребенка в возрасте до трех лет. Несмотря на то что деятельность по воспитанию приемных детей зачисляется в их трудовой стаж, в перечне документов, предусмотренных п. 7 Положения о приемной семье, не говорится о необходимости предоставления трудовой книжки. Между тем в силу ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предоставить работодателю, помимо иных документов, также и трудовую книжку. Работнику при приеме на работу может быть назначен испытательный срок в соответствии со ст. 70 ТК РФ. Для приемного родителя он не предусмотрен.
(Барков А.В.)
("Юрист", 2008)Личный характер исполнения обязанностей родителя-воспитателя в приемной семье исключает возможность его замены другим лицом и не позволяет органу опеки и попечительства заменить "приемного родителя" другим "работником". Более того, по смыслу действующего законодательства о приемной семье родители-воспитатели не имеют трудового отпуска. Приемный родитель не может воспользоваться правом на предоставление отпуска по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ) в случае принятия на воспитание ребенка в возрасте до трех лет. Несмотря на то что деятельность по воспитанию приемных детей зачисляется в их трудовой стаж, в перечне документов, предусмотренных п. 7 Положения о приемной семье, не говорится о необходимости предоставления трудовой книжки. Между тем в силу ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предоставить работодателю, помимо иных документов, также и трудовую книжку. Работнику при приеме на работу может быть назначен испытательный срок в соответствии со ст. 70 ТК РФ. Для приемного родителя он не предусмотрен.
Статья: Если в компании работает сотрудник с ребенком-инвалидом...
(Косульникова М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2012, N 9)Речь здесь идет о следующих лицах, на обеспечении которых находится ребенок: родителях (их супругах), усыновителях, приемных родителях, опекунах и попечителях (их супругах) (абз. 1 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
(Косульникова М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2012, N 9)Речь здесь идет о следующих лицах, на обеспечении которых находится ребенок: родителях (их супругах), усыновителях, приемных родителях, опекунах и попечителях (их супругах) (абз. 1 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
"Семейное право на рубеже XX - XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: Материалы Международной научно-практической конференции"
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Статут", 2011)В последние годы стабильную тенденцию к росту в Российской Федерации получила такая форма семейного устройства детей, как приемная семья, которая является разновидностью опеки и попечительства. Однако, как подчеркивает А.М. Нечаева, приемная семья и опека (попечительство) совпадают не во всем. У них разные основания возникновения, прекращения. И если труд опекуна (попечителя) над несовершеннолетним не оплачивается, не засчитывается в трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, то родитель-воспитатель в приемной семье получает за свой труд вознаграждение в виде заработной платы. Количество детей в приемной семье ограничено, а при опеке (попечительстве) ограничений нет и т.д. <1>.
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Статут", 2011)В последние годы стабильную тенденцию к росту в Российской Федерации получила такая форма семейного устройства детей, как приемная семья, которая является разновидностью опеки и попечительства. Однако, как подчеркивает А.М. Нечаева, приемная семья и опека (попечительство) совпадают не во всем. У них разные основания возникновения, прекращения. И если труд опекуна (попечителя) над несовершеннолетним не оплачивается, не засчитывается в трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, то родитель-воспитатель в приемной семье получает за свой труд вознаграждение в виде заработной платы. Количество детей в приемной семье ограничено, а при опеке (попечительстве) ограничений нет и т.д. <1>.
Статья: Юридические особенности и правовая природа приемной семьи в Российской Федерации
(Левушкин А.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2011, N 6)В п. 4 ст. 154 СК РФ установлено, что ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации. Так, Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации <10> предусмотрено, что на детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе переданных в приемную семью), может быть назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца или при полном отсутствии у умершего кормильца трудового стажа или в случае наступления его смерти вследствие совершенного им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, социальная пенсия в связи со смертью кормильца.
(Левушкин А.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2011, N 6)В п. 4 ст. 154 СК РФ установлено, что ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации. Так, Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации <10> предусмотрено, что на детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе переданных в приемную семью), может быть назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца или при полном отсутствии у умершего кормильца трудового стажа или в случае наступления его смерти вследствие совершенного им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, социальная пенсия в связи со смертью кормильца.
Вопрос: Включается ли в страховой и в общий стаж период ухода за приемными детьми?
("Финансы", 2004, N 1)При этом учитываются усыновленные дети, а не приемные.
("Финансы", 2004, N 1)При этом учитываются усыновленные дети, а не приемные.
Статья: Новые размеры больничных, декретных и детских пособий в 2019 году
(Данилов С.)
("Практическая бухгалтерия", 2019, N 2)За время нахождения в отпуске по уходу за ребенком трудовой стаж работника, а также стаж работы по специальности не прерывается.
(Данилов С.)
("Практическая бухгалтерия", 2019, N 2)За время нахождения в отпуске по уходу за ребенком трудовой стаж работника, а также стаж работы по специальности не прерывается.
Статья: Проблемы правового регулирования устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях
(Александров И.Ф.)
("Юрист", 2008, N 3)В Самарской области существуют различные формы помещения детей в семью: опекунская, приемная и патронатная семья. Однако наиболее развит институт приемной семьи. По состоянию на 1 ноября 2007 г. в 2342 приемных семьях находятся 3435 приемных детей. За период с 1 января по 1 ноября 2007 г. в семьи граждан переданы 610 детей. Под опекой находятся около 6,5 тысячи, в банке данных на детей, оставшихся без попечения родителей, 2200 детей. Воспитание детей в приемной семье выгодно всем: для приемных родителей это своеобразная форма трудоустройства, им начисляются трудовой стаж и заработная плата (около 2500 рублей на каждого ребенка), увеличенная в 1,5 раза тем, кто взял на воспитание детей с отклонениями в развитии, и в 2 раза - детей-инвалидов. Эта форма дает возможность экономить государственные средства. Так, на содержание каждого ребенка приемная семья получает около 4 тысяч рублей (по закону 3,5 размера МРОТ), в то время как содержание одного воспитанника в государственных учреждениях обходится областному бюджету до 20 тысяч в месяц. И это только поверхностная оценка.
(Александров И.Ф.)
("Юрист", 2008, N 3)В Самарской области существуют различные формы помещения детей в семью: опекунская, приемная и патронатная семья. Однако наиболее развит институт приемной семьи. По состоянию на 1 ноября 2007 г. в 2342 приемных семьях находятся 3435 приемных детей. За период с 1 января по 1 ноября 2007 г. в семьи граждан переданы 610 детей. Под опекой находятся около 6,5 тысячи, в банке данных на детей, оставшихся без попечения родителей, 2200 детей. Воспитание детей в приемной семье выгодно всем: для приемных родителей это своеобразная форма трудоустройства, им начисляются трудовой стаж и заработная плата (около 2500 рублей на каждого ребенка), увеличенная в 1,5 раза тем, кто взял на воспитание детей с отклонениями в развитии, и в 2 раза - детей-инвалидов. Эта форма дает возможность экономить государственные средства. Так, на содержание каждого ребенка приемная семья получает около 4 тысяч рублей (по закону 3,5 размера МРОТ), в то время как содержание одного воспитанника в государственных учреждениях обходится областному бюджету до 20 тысяч в месяц. И это только поверхностная оценка.