Трудоустройство предпенсионеров
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудоустройство предпенсионеров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.06.2024 N 33-11874/2024 (УИД 78RS0006-01-2022-006826-50)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, обязании предоставить государственную социальную помощь.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи как малоимущему, однако получил отказ, обоснованный предоставлением неполных сведений о доходах. Оспариваемое решение истец полагает незаконным, поскольку он и его супруга являются малоимущими, не работают, осуществляют уход за отдельно проживающими престарелыми родственниками, достигшими возраста 80 лет, при этом получаемый ими доход менее прожиточного минимума.
Решение: Удовлетворено.Судебная коллегия также полагает заслуживающими внимания доводы истца о том, что отказ от исполнения им социального контракта в апреле 2022 г. был связан с заболеванием истца - <...> и в силу серьезности заболевания и длительности его протекания, Д.И. был вынужден отказаться от исполнения указанного контракта, кроме того, длительность нахождения на учете в качестве безработного в Агентстве занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга была обусловлена, в том числе, возрастом истца, являющегося предпенсионером и неоднократным отказом ему в приеме на работу, что лишало истца возможности трудоустройства.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, обязании предоставить государственную социальную помощь.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи как малоимущему, однако получил отказ, обоснованный предоставлением неполных сведений о доходах. Оспариваемое решение истец полагает незаконным, поскольку он и его супруга являются малоимущими, не работают, осуществляют уход за отдельно проживающими престарелыми родственниками, достигшими возраста 80 лет, при этом получаемый ими доход менее прожиточного минимума.
Решение: Удовлетворено.Судебная коллегия также полагает заслуживающими внимания доводы истца о том, что отказ от исполнения им социального контракта в апреле 2022 г. был связан с заболеванием истца - <...> и в силу серьезности заболевания и длительности его протекания, Д.И. был вынужден отказаться от исполнения указанного контракта, кроме того, длительность нахождения на учете в качестве безработного в Агентстве занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга была обусловлена, в том числе, возрастом истца, являющегося предпенсионером и неоднократным отказом ему в приеме на работу, что лишало истца возможности трудоустройства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как встать на учет в органах службы занятости и получить пособие по безработице?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем для лиц предпенсионного возраста предусмотрены дополнительные меры поддержки в сфере занятости населения, а для некоторых категорий граждан предпенсионного возраста, признанных безработными, увеличен период выплаты пособия по безработице и его размер (см., например, ситуацию "Какие особенности имеет постановка на учет в службе занятости и трудоустройство лиц, достигших предпенсионного или пенсионного возраста?").
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем для лиц предпенсионного возраста предусмотрены дополнительные меры поддержки в сфере занятости населения, а для некоторых категорий граждан предпенсионного возраста, признанных безработными, увеличен период выплаты пособия по безработице и его размер (см., например, ситуацию "Какие особенности имеет постановка на учет в службе занятости и трудоустройство лиц, достигших предпенсионного или пенсионного возраста?").
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5) организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования работниками, находящимися под риском увольнения, работниками в возрасте 50 лет и старше, в том числе работниками предпенсионного возраста, а также иными категориями работников;
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5) организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования работниками, находящимися под риском увольнения, работниками в возрасте 50 лет и старше, в том числе работниками предпенсионного возраста, а также иными категориями работников;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)С. ссылался на то, что при обращении в центр социальной поддержки для назначения ему единовременной материальной помощи им были представлены все необходимые документы, подтверждающие его трудную жизненную ситуацию, нарушение условий жизнедеятельности, он является безработным предпенсионного возраста, состоит на учете в центре занятости населения, с 1 октября 2020 г. не получает минимального пособия по безработице, у него отсутствуют какой-либо доход и средства к существованию, а также имеются системные, возрастные, хронические заболевания, в связи с чем он периодически обращается за медицинской помощью, потенциальные работодатели отказывают ему в трудоустройстве или предлагают работу, которая не подходит ему по состоянию здоровья. Вступившим в законную силу решением суда С. отказано в иске к энергосбытовой компании о реструктуризации долга по оплате жилищно-коммунальных услуг, что лишило его права на оформление субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)С. ссылался на то, что при обращении в центр социальной поддержки для назначения ему единовременной материальной помощи им были представлены все необходимые документы, подтверждающие его трудную жизненную ситуацию, нарушение условий жизнедеятельности, он является безработным предпенсионного возраста, состоит на учете в центре занятости населения, с 1 октября 2020 г. не получает минимального пособия по безработице, у него отсутствуют какой-либо доход и средства к существованию, а также имеются системные, возрастные, хронические заболевания, в связи с чем он периодически обращается за медицинской помощью, потенциальные работодатели отказывают ему в трудоустройстве или предлагают работу, которая не подходит ему по состоянию здоровья. Вступившим в законную силу решением суда С. отказано в иске к энергосбытовой компании о реструктуризации долга по оплате жилищно-коммунальных услуг, что лишило его права на оформление субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Статья: Занятость в новом формате
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)- установлены гарантии занятости инвалидов, предпенсионеров, сирот, приоритетность в трудоустройстве отдается участникам СВО и членам их семей;
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)- установлены гарантии занятости инвалидов, предпенсионеров, сирот, приоритетность в трудоустройстве отдается участникам СВО и членам их семей;
Ситуация: Предусмотрена ли государственная помощь в трудоустройстве лицам, ищущим работу, и как ее получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)3. Организация временного трудоустройства
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)3. Организация временного трудоустройства
Вопрос: Имеют ли работники предпенсионного возраста преимущественное право оставления на работе при сокращении? Каков порядок сокращения таких работников?
(Консультация эксперта, 2025)В коллективном договоре или отраслевом соглашении может быть предусмотрено преимущественное право на оставление на работе или запрет на увольнение без последующего трудоустройства.
(Консультация эксперта, 2025)В коллективном договоре или отраслевом соглашении может быть предусмотрено преимущественное право на оставление на работе или запрет на увольнение без последующего трудоустройства.
Статья: Предлагается расширить перечень лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)По мнению разработчика, трудоспособные работники предпенсионного возраста являются социально незащищенной категорией граждан. Это обусловлено тем, что при потере работы они имеют мало шансов на последующее трудоустройство и при этом не имеют права на получение пенсии. Без работы, без возможности получать достойную заработную плату работники предпенсионного возраста обречены на низкий размер будущей пенсии, что делает их крайне уязвимыми, и не только на рынке труда. По сравнению с ними работники, имеющие пенсию по старости, государством социально защищены и имеют ежемесячную финансовую поддержку, определенную на законодательном уровне, и не признаются безработными. А предпенсионеры имеют право на пособие по безработице на протяжении 12 месяцев, и для отдельных категорий граждан - не более 24 месяцев, что накладывает на государство дополнительные финансовые затраты.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 5)По мнению разработчика, трудоспособные работники предпенсионного возраста являются социально незащищенной категорией граждан. Это обусловлено тем, что при потере работы они имеют мало шансов на последующее трудоустройство и при этом не имеют права на получение пенсии. Без работы, без возможности получать достойную заработную плату работники предпенсионного возраста обречены на низкий размер будущей пенсии, что делает их крайне уязвимыми, и не только на рынке труда. По сравнению с ними работники, имеющие пенсию по старости, государством социально защищены и имеют ежемесячную финансовую поддержку, определенную на законодательном уровне, и не признаются безработными. А предпенсионеры имеют право на пособие по безработице на протяжении 12 месяцев, и для отдельных категорий граждан - не более 24 месяцев, что накладывает на государство дополнительные финансовые затраты.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)На платформе "Работа в России" содержится информация: о ведущей международной организации WorldSkills, которая занимается повышением стандартов и статуса профессионального мастерства среди молодежи; о международном некоммерческом движении Абилимпикс, помогающем людям с инвалидностью получить профессиональное образование, зарекомендовать себя на рынке труда и найти работу; о создании и выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой; о создании инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; о возможности переезда или переселения в целях трудоустройства в рамках государственной программы повышения трудовой мобильности; о вакансиях для соискателей без опыта работы; о возможности трудоустройства граждан, имеющих большой опыт работы (людей старшего и предпенсионного возраста); о новом проекте "Атлас удаленных профессий"; о крупнейших работодателях России и компаниях высокотехнологичных и наукоемких отраслей; о вакансиях в научных центрах мирового уровня (НЦМУ), проводящих фундаментальные исследования и разработки, направленные на решение задач мирового уровня актуальности и значимости, созданных на базе образовательной или научной организации (международные математические центры; центры, выполняющие исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития); об упрощенной процедуре трудоустройства для иностранных IT-специалистов; о предоставляемых иностранным ученым возможностях участия в научных исследованиях и проектах по созданию продуктов, обеспечивающих прорыв в области знаний и технологий.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)На платформе "Работа в России" содержится информация: о ведущей международной организации WorldSkills, которая занимается повышением стандартов и статуса профессионального мастерства среди молодежи; о международном некоммерческом движении Абилимпикс, помогающем людям с инвалидностью получить профессиональное образование, зарекомендовать себя на рынке труда и найти работу; о создании и выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой; о создании инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; о возможности переезда или переселения в целях трудоустройства в рамках государственной программы повышения трудовой мобильности; о вакансиях для соискателей без опыта работы; о возможности трудоустройства граждан, имеющих большой опыт работы (людей старшего и предпенсионного возраста); о новом проекте "Атлас удаленных профессий"; о крупнейших работодателях России и компаниях высокотехнологичных и наукоемких отраслей; о вакансиях в научных центрах мирового уровня (НЦМУ), проводящих фундаментальные исследования и разработки, направленные на решение задач мирового уровня актуальности и значимости, созданных на базе образовательной или научной организации (международные математические центры; центры, выполняющие исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития); об упрощенной процедуре трудоустройства для иностранных IT-специалистов; о предоставляемых иностранным ученым возможностях участия в научных исследованиях и проектах по созданию продуктов, обеспечивающих прорыв в области знаний и технологий.
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Проведем ретроспективный анализ законодательства в части определения размеров пособий по безработице. В период с 1 июня 1992 г. до 2001 г. минимальный размер пособия по безработице устанавливался в размере МРОТ. С 1 января 2001 г. законодатель заменяет установленный федеральным законом МРОТ как минимальный стандарт пособия на 100 руб. в месяц <40>. С января 2005 г. законодательно вводится "потолок" - максимальная величина пособия по безработице. Длительный период (с 2009 по 2018 г.) минимум и максимум пособия не изменялись и составляли 850 руб. и 4 900 руб. соответственно. Правоведы отмечают, что результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России <41>. Серьезные корректировки условий обеспечения пособием по безработице произведены Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий": наряду с введением особых условий получения пособия предпенсионерами вдвое сокращена продолжительность выплаты пособия по безработице (до шести месяцев - для граждан, уволенных не по виновным основаниям, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, и до трех месяцев - для граждан, впервые ищущих работу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия). Вслед за изменениями продолжительности выплаты пособия по безработице увеличиваются и его размеры <42>. Таким образом, государство не решило проблему по существу, а только сконцентрировало объем денежной помощи в первые месяцы безработицы, сократив срок получения пособия.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Проведем ретроспективный анализ законодательства в части определения размеров пособий по безработице. В период с 1 июня 1992 г. до 2001 г. минимальный размер пособия по безработице устанавливался в размере МРОТ. С 1 января 2001 г. законодатель заменяет установленный федеральным законом МРОТ как минимальный стандарт пособия на 100 руб. в месяц <40>. С января 2005 г. законодательно вводится "потолок" - максимальная величина пособия по безработице. Длительный период (с 2009 по 2018 г.) минимум и максимум пособия не изменялись и составляли 850 руб. и 4 900 руб. соответственно. Правоведы отмечают, что результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России <41>. Серьезные корректировки условий обеспечения пособием по безработице произведены Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий": наряду с введением особых условий получения пособия предпенсионерами вдвое сокращена продолжительность выплаты пособия по безработице (до шести месяцев - для граждан, уволенных не по виновным основаниям, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, и до трех месяцев - для граждан, впервые ищущих работу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия). Вслед за изменениями продолжительности выплаты пособия по безработице увеличиваются и его размеры <42>. Таким образом, государство не решило проблему по существу, а только сконцентрировало объем денежной помощи в первые месяцы безработицы, сократив срок получения пособия.
Статья: Порядок соблюдения аптеками квоты для приема на работу
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Существует немало категорий граждан, которые испытывают трудности при приеме на работу, поскольку работодатели часто считают их менее производительными, чем обычные граждане, и в чем-то обременительными (прежде всего, к таковым относят инвалидов, а также молодежь, предпенсионеров, пенсионеров и т.п.).
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Существует немало категорий граждан, которые испытывают трудности при приеме на работу, поскольку работодатели часто считают их менее производительными, чем обычные граждане, и в чем-то обременительными (прежде всего, к таковым относят инвалидов, а также молодежь, предпенсионеров, пенсионеров и т.п.).
Статья: Защита от безработицы в рамках социального партнерства как один из критериев благополучия человека в сфере труда
(Скачкова Г.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)- реализацию возможностей трудоустройства и сохранения занятости для молодежи, женщин, одиноких родителей, а также родителей, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц с ограниченными физическими возможностями, лиц предпенсионного возраста <5>.
(Скачкова Г.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)- реализацию возможностей трудоустройства и сохранения занятости для молодежи, женщин, одиноких родителей, а также родителей, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц с ограниченными физическими возможностями, лиц предпенсионного возраста <5>.
Статья: Особенности и проблемы регионального нормотворчества по вопросам квотирования рабочих мест для лиц с инвалидностью
(Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В-пятых, отличаются региональные нормативные акты о квотировании также по кругу лиц, на которых распространяется их регулирующее воздействие. Так, в одних субъектах РФ квоты для трудоустройства инвалидов содержатся в специальных, посвященных квотированию труда исключительно данной категории граждан, актах (Калининградская и Саратовская области, Санкт-Петербург, Республика Коми). В других - они заключены в общих законах о квотировании, охватывающих своим регулированием порядок установления квот не только для инвалидов, но и для иных категорий граждан (несовершеннолетние, молодежь, предпенсионеры, освободившиеся из мест лишения свободы граждане) (Москва, Нижегородская область, Республика Адыгея и Дагестан <18> и др.).
(Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В-пятых, отличаются региональные нормативные акты о квотировании также по кругу лиц, на которых распространяется их регулирующее воздействие. Так, в одних субъектах РФ квоты для трудоустройства инвалидов содержатся в специальных, посвященных квотированию труда исключительно данной категории граждан, актах (Калининградская и Саратовская области, Санкт-Петербург, Республика Коми). В других - они заключены в общих законах о квотировании, охватывающих своим регулированием порядок установления квот не только для инвалидов, но и для иных категорий граждан (несовершеннолетние, молодежь, предпенсионеры, освободившиеся из мест лишения свободы граждане) (Москва, Нижегородская область, Республика Адыгея и Дагестан <18> и др.).
Статья: Увольнение по собственному желанию: на что обратить внимание
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)- работник имеет предпенсионный возраст, что делает затруднительным трудоустройство. В своем иске работник указал, что после увольнения не имел возможности трудоустроиться по этой причине;
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)- работник имеет предпенсионный возраст, что делает затруднительным трудоустройство. В своем иске работник указал, что после увольнения не имел возможности трудоустроиться по этой причине;