Трудоустройство осужденных к лишению свободы
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудоустройство осужденных к лишению свободы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Освобождение от уплаты госпошлины осужденного в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 13 июня 2006 года N 272-О, суд по ходатайству физического лица может принять решение об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию. В частности, это касается заявителей, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют денежных средств на лицевом счете.
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 13 июня 2006 года N 272-О, суд по ходатайству физического лица может принять решение об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию. В частности, это касается заявителей, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют денежных средств на лицевом счете.
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01.08.2024 N 77-2022/2024 (УИД 77RS0006-02-2023-008075-77)
Приговор: По ч. 2 ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Трудоустройство осужденного в исправительном учреждении и заключение им брака в местах лишения свободы, не могут являться основаниями для изменения обжалованных судебных решений и смягчения назначенного осужденному наказания, так как указанные обстоятельства произошли после вынесения приговора суда и апелляционного определения, в связи с чем, оснований для признания указанных обстоятельств в качестве смягчающих наказание, в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ, на момент вынесения приговора и апелляционного определения, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
Приговор: По ч. 2 ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Трудоустройство осужденного в исправительном учреждении и заключение им брака в местах лишения свободы, не могут являться основаниями для изменения обжалованных судебных решений и смягчения назначенного осужденному наказания, так как указанные обстоятельства произошли после вынесения приговора суда и апелляционного определения, в связи с чем, оснований для признания указанных обстоятельств в качестве смягчающих наказание, в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ, на момент вынесения приговора и апелляционного определения, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовно-исполнительная характеристика осужденных к пожизненному лишению свободы
(Кряжева С.Г.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования в части, касающейся уголовно-исполнительной характеристики осужденных к пожизненному лишению свободы. Анализируются вопросы трудоустройства осужденных, их отношение к труду, к установленному порядку отбывания наказания, условиям отбывания наказания, а также особенности их социальных отношений с родственниками, членами семьи, друзьями и др.
(Кряжева С.Г.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования в части, касающейся уголовно-исполнительной характеристики осужденных к пожизненному лишению свободы. Анализируются вопросы трудоустройства осужденных, их отношение к труду, к установленному порядку отбывания наказания, условиям отбывания наказания, а также особенности их социальных отношений с родственниками, членами семьи, друзьями и др.
Статья: Место органов местного самоуправления в механизме организации содействия в трудоустройстве осужденных к исправительным работам, не имеющих основного места работы
(Кашкина Е.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)<11> Указание ФСЗ от 3 февраля 1994 г. N П-10-8-3 "О трудоустройстве лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы". URL: https://base.garant.ru/10100678/.
(Кашкина Е.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)<11> Указание ФСЗ от 3 февраля 1994 г. N П-10-8-3 "О трудоустройстве лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы". URL: https://base.garant.ru/10100678/.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания"В случае если уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты оказываются недостаточными для обеспечения беспрепятственного доступа лишенного свободы лица к правосудию, например, когда речь идет о находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют достаточных денежных средств на лицевом счете, суд в силу пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из имущественного положения такого лица, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины на основании заявленного им ходатайства.
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания"В случае если уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты оказываются недостаточными для обеспечения беспрепятственного доступа лишенного свободы лица к правосудию, например, когда речь идет о находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют достаточных денежных средств на лицевом счете, суд в силу пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из имущественного положения такого лица, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины на основании заявленного им ходатайства.
"Обзор судебной практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)Постановлением Советского районного суда г. Омска от 2 апреля 2013 года удовлетворено ходатайство об УДО осужденного к 1 году лишения свободы М., который взысканий и поощрений не имел. Суд установил, что поведение М. за весь период отбывания наказания в целом положительное, осужденный трудоустроен, добросовестно относится к труду, уважительно - к администрации исправительного учреждения, удовлетворительно реагирует на воспитательную работу, признал вину и раскаялся в содеянном. Каких-либо данных, негативно характеризующих осужденного, суду представлено не было. Исходя из этого суд пришел к выводу, что М. не нуждается для своего исправления в дальнейшем отбывании наказания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)Постановлением Советского районного суда г. Омска от 2 апреля 2013 года удовлетворено ходатайство об УДО осужденного к 1 году лишения свободы М., который взысканий и поощрений не имел. Суд установил, что поведение М. за весь период отбывания наказания в целом положительное, осужденный трудоустроен, добросовестно относится к труду, уважительно - к администрации исправительного учреждения, удовлетворительно реагирует на воспитательную работу, признал вину и раскаялся в содеянном. Каких-либо данных, негативно характеризующих осужденного, суду представлено не было. Исходя из этого суд пришел к выводу, что М. не нуждается для своего исправления в дальнейшем отбывании наказания.
Статья: Уголовно-исполнительная характеристика осужденных женщин
(Дугенец А.С., Тищенко Ю.Ю., Самойлова А.А.)
("Российский следователь", 2020, N 12)Состояние дисциплины и правопорядка в ИК для осужденных женщин значительно лучше, чем в ИУ для осужденных мужчин. Полагаем, что прежде всего данное обстоятельство связано с тем, что, во-первых, женщинам в меньшей степени свойственны асоциальные установки, у них нет устойчивых преступных убеждений, социально-психологическая адаптация больших дефектов не имеет (исключением являются осужденные, неоднократно отбывающие наказание в виде лишения свободы), поэтому они проявляют более адекватное отношение к правилам внутреннего распорядка. Во-вторых, 90% осужденных женщин трудоустроены на производственных предприятиях исправительных колоний, что отвлекает их от противоправных намерений. В-третьих, культурно-массовая жизнь в исправительных учреждениях для осужденных женщин развита на достаточно высоком уровне, женщины, стремясь повысить чувство собственной значимости, стараются проявить и показать себя в сфере артистизма и участия в организации досуга.
(Дугенец А.С., Тищенко Ю.Ю., Самойлова А.А.)
("Российский следователь", 2020, N 12)Состояние дисциплины и правопорядка в ИК для осужденных женщин значительно лучше, чем в ИУ для осужденных мужчин. Полагаем, что прежде всего данное обстоятельство связано с тем, что, во-первых, женщинам в меньшей степени свойственны асоциальные установки, у них нет устойчивых преступных убеждений, социально-психологическая адаптация больших дефектов не имеет (исключением являются осужденные, неоднократно отбывающие наказание в виде лишения свободы), поэтому они проявляют более адекватное отношение к правилам внутреннего распорядка. Во-вторых, 90% осужденных женщин трудоустроены на производственных предприятиях исправительных колоний, что отвлекает их от противоправных намерений. В-третьих, культурно-массовая жизнь в исправительных учреждениях для осужденных женщин развита на достаточно высоком уровне, женщины, стремясь повысить чувство собственной значимости, стараются проявить и показать себя в сфере артистизма и участия в организации досуга.
Статья: Занятость в новом формате
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)- отказался в течение 10 дней со дня регистрации в органе службы занятости в целях поиска подходящей работы от предложений трудоустройства по 2 вариантам подходящей работы по результатам переговоров с работодателями;
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)- отказался в течение 10 дней со дня регистрации в органе службы занятости в целях поиска подходящей работы от предложений трудоустройства по 2 вариантам подходящей работы по результатам переговоров с работодателями;
Статья: Федеральный закон "О пробации в Российской Федерации" и его реализация
(Громов В.Г., Шошин С.В.)
("Современное право", 2024, N 9)Более того, правительства субъектов, "помогая профилактике рецидива преступлений", ссылаются на то, что правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения регулируются Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Согласно ч. 3 ст. 3 этого Закона безработными не могут быть признаны граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. Создание рабочих мест для осужденных к принудительным работам не влияет на текущий уровень занятости населения, а трудоустройство названных лиц не регулируется Законом.
(Громов В.Г., Шошин С.В.)
("Современное право", 2024, N 9)Более того, правительства субъектов, "помогая профилактике рецидива преступлений", ссылаются на то, что правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения регулируются Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Согласно ч. 3 ст. 3 этого Закона безработными не могут быть признаны граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. Создание рабочих мест для осужденных к принудительным работам не влияет на текущий уровень занятости населения, а трудоустройство названных лиц не регулируется Законом.
Статья: Органы местного самоуправления в системе субъектов профилактики правонарушений
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Нельзя не отметить и роль органов местного самоуправления в решении проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. По данным ФСИН, в исправительных учреждениях России по состоянию на 1 января 2023 г. отбывали наказание 433 066 мужчин и женщин. Тысячи осужденных ежегодно освобождаются из исправительных учреждений. Многие из освободившихся нуждаются в медицинской помощи, обеспечении жильем, социальном обслуживании, трудоустройстве, восстановлении коммуникативных связей с членами семьи и другими гражданами. Игнорирование, нерешенность этих проблем влекут за собой рост рецидивной преступности. Риск рецидива особенно велик у лиц, не имеющих социальных связей в обществе, а также навыков и возможностей для их установления.
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Нельзя не отметить и роль органов местного самоуправления в решении проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. По данным ФСИН, в исправительных учреждениях России по состоянию на 1 января 2023 г. отбывали наказание 433 066 мужчин и женщин. Тысячи осужденных ежегодно освобождаются из исправительных учреждений. Многие из освободившихся нуждаются в медицинской помощи, обеспечении жильем, социальном обслуживании, трудоустройстве, восстановлении коммуникативных связей с членами семьи и другими гражданами. Игнорирование, нерешенность этих проблем влекут за собой рост рецидивной преступности. Риск рецидива особенно велик у лиц, не имеющих социальных связей в обществе, а также навыков и возможностей для их установления.
Статья: Гарантии реализации права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного преступлением, закрепленные в уголовном законодательстве стран СНГ
(Карабанова Е.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)Конституционные гарантии прав потерпевшего от преступления на доступ к правосудию и на возмещение причиненного ему ущерба <1> реализуются посредством различных правовых институтов. Однозначно нельзя сказать: экономические причины или личностные факторы тому виной, но, несмотря на принимаемые усилия, проблема невозмещения вреда, причиненного преступлением, по-прежнему далека от окончательного разрешения. Этому есть множество объяснений. Прежде всего - отсутствие материальных возможностей у осужденных, что обусловлено их безработицей или низким уровнем дохода. Не секрет, что исправительные учреждения не способны обеспечивать осужденных полноценной трудовой занятостью ввиду отсутствия или недостаточного количества рабочих мест. К оплачиваемому труду сегодня в России привлечено лишь 56,8% лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы <2>. К сожалению, в современных экономических условиях труд осужденных в исправительных учреждениях неконкурентоспособен и низкооплачиваем. Это во многом объясняет крайне низкий уровень выплат, производимых по предъявленным к ним исковым требованиям. Осужденные, отбывающие наказания, не связанные с лишением свободы, тоже испытывают сложности с трудоустройством.
(Карабанова Е.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)Конституционные гарантии прав потерпевшего от преступления на доступ к правосудию и на возмещение причиненного ему ущерба <1> реализуются посредством различных правовых институтов. Однозначно нельзя сказать: экономические причины или личностные факторы тому виной, но, несмотря на принимаемые усилия, проблема невозмещения вреда, причиненного преступлением, по-прежнему далека от окончательного разрешения. Этому есть множество объяснений. Прежде всего - отсутствие материальных возможностей у осужденных, что обусловлено их безработицей или низким уровнем дохода. Не секрет, что исправительные учреждения не способны обеспечивать осужденных полноценной трудовой занятостью ввиду отсутствия или недостаточного количества рабочих мест. К оплачиваемому труду сегодня в России привлечено лишь 56,8% лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы <2>. К сожалению, в современных экономических условиях труд осужденных в исправительных учреждениях неконкурентоспособен и низкооплачиваем. Это во многом объясняет крайне низкий уровень выплат, производимых по предъявленным к ним исковым требованиям. Осужденные, отбывающие наказания, не связанные с лишением свободы, тоже испытывают сложности с трудоустройством.
Статья: Формирование законодательства и уголовно-исполнительной системы Донецкой Народной Республики (изучение опыта)
(Артамонов А.Н., Веретеха А.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 2)Несмотря на то что норма ч. 1 ст. 49 настоящего Кодекса определяла: "Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его", при рассмотрении вопроса о замене неотбытой части наказания неотъемлемым критерием является наличие паспорта у осужденного лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы. Поскольку данный вид наказания заключается в проведении удержаний из заработной платы осужденного к исправительным работам в размере, установленном судом, в пределах от пяти до двадцати процентов, которые перечисляются в доход государства, и предусматривает официальное трудоустройство с фиксированной заработной платой.
(Артамонов А.Н., Веретеха А.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 2)Несмотря на то что норма ч. 1 ст. 49 настоящего Кодекса определяла: "Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его", при рассмотрении вопроса о замене неотбытой части наказания неотъемлемым критерием является наличие паспорта у осужденного лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы. Поскольку данный вид наказания заключается в проведении удержаний из заработной платы осужденного к исправительным работам в размере, установленном судом, в пределах от пяти до двадцати процентов, которые перечисляются в доход государства, и предусматривает официальное трудоустройство с фиксированной заработной платой.
Статья: Прогноз развития института принудительных работ в среднесрочной перспективе
(Лебешев И.С., Шульц Е.В., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 6)Проводимая политика законодателя относительно принудительных работ является беспрецедентным примером гуманизации УИС, в рамках которой отсрочка реализации данного вида наказания позволила разработать и внедрить исправительные центры, эволюционирующие за последнее время до принципа их создания и функционирования на базе собственного имущества организации, трудоустраивающей осужденных к принудительным работам. Именно развитие системы исправительных центров позволяет активно заменять лишение свободы на альтернативные виды наказаний, влияние которых на численность осужденных будет нами исследовано в последующих работах.
(Лебешев И.С., Шульц Е.В., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 6)Проводимая политика законодателя относительно принудительных работ является беспрецедентным примером гуманизации УИС, в рамках которой отсрочка реализации данного вида наказания позволила разработать и внедрить исправительные центры, эволюционирующие за последнее время до принципа их создания и функционирования на базе собственного имущества организации, трудоустраивающей осужденных к принудительным работам. Именно развитие системы исправительных центров позволяет активно заменять лишение свободы на альтернативные виды наказаний, влияние которых на численность осужденных будет нами исследовано в последующих работах.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В целях оказания содействия в трудоустройстве граждан, приговоренных судом к обязательным или исправительным работам без лишения свободы, администрацией муниципального района "Хилокский район" Забайкальского края принято Постановление от 6 февраля 2015 г. N 125 "О квотировании рабочих мест для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ осужденными без изоляции от общества", которым утвержден перечень организаций и количество квотируемых рабочих мест для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ осужденными без изоляции от общества. В указанный перечень было включено ООО "ТеплоВодоСнаб" с установлением ему двух квотируемых рабочих мест: одно место - для отбывания наказаний в виде обязательных работ и одно место - для отбывания наказаний в виде исправительных работ.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В целях оказания содействия в трудоустройстве граждан, приговоренных судом к обязательным или исправительным работам без лишения свободы, администрацией муниципального района "Хилокский район" Забайкальского края принято Постановление от 6 февраля 2015 г. N 125 "О квотировании рабочих мест для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ осужденными без изоляции от общества", которым утвержден перечень организаций и количество квотируемых рабочих мест для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ осужденными без изоляции от общества. В указанный перечень было включено ООО "ТеплоВодоСнаб" с установлением ему двух квотируемых рабочих мест: одно место - для отбывания наказаний в виде обязательных работ и одно место - для отбывания наказаний в виде исправительных работ.
Статья: Проблемы рассмотрения судом вопросов исполнения приговоров в уголовном процессе
(Коновалов В.А.)
("Законность", 2025, N 7)В связи с этим представляется весьма целесообразным закрепить в уголовном законе в числе критериев, учитываемых судом, оценку возможности полного возмещения ущерба при замене наказания более мягким (с учетом того, что заработная плата при отбытии более мягкого наказания будет выше, чем, например, в местах лишения свободы), а также при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (с установлением перспектив трудоустройства на свободе). Также целесообразно закрепить в уголовном законе необходимость оценки участия осужденных в пробации в рамках вступившего в силу Федерального закона от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации", что также способствовало бы достижению целей наказания в полном объеме.
(Коновалов В.А.)
("Законность", 2025, N 7)В связи с этим представляется весьма целесообразным закрепить в уголовном законе в числе критериев, учитываемых судом, оценку возможности полного возмещения ущерба при замене наказания более мягким (с учетом того, что заработная плата при отбытии более мягкого наказания будет выше, чем, например, в местах лишения свободы), а также при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (с установлением перспектив трудоустройства на свободе). Также целесообразно закрепить в уголовном законе необходимость оценки участия осужденных в пробации в рамках вступившего в силу Федерального закона от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации", что также способствовало бы достижению целей наказания в полном объеме.
Статья: Лечение осужденных от алкоголизма как направление профилактики рецидива
(Филиппова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)Как показали результаты опроса осужденных, совершивших новое преступление после освобождения из мест лишения свободы, основной причиной рецидива стало в том числе злоупотребление алкоголем: данное обстоятельство отметили 43,9% опрошенных. Среди других причин совершения повторного преступления осужденные назвали: отсутствие постоянной работы - 53,8%, конфликты в семье - 23,7%, употребление наркотических средств, психотропных веществ - 21,8%, влияние друзей - 21,0%. Наиболее трудными в жизни на свободе осужденные назвали проблемы трудоустройства (85,3%) и отказ от злоупотребления алкоголем и наркотическими средствами, в том числе совместно со старыми друзьями (58,3%).
(Филиппова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)Как показали результаты опроса осужденных, совершивших новое преступление после освобождения из мест лишения свободы, основной причиной рецидива стало в том числе злоупотребление алкоголем: данное обстоятельство отметили 43,9% опрошенных. Среди других причин совершения повторного преступления осужденные назвали: отсутствие постоянной работы - 53,8%, конфликты в семье - 23,7%, употребление наркотических средств, психотропных веществ - 21,8%, влияние друзей - 21,0%. Наиболее трудными в жизни на свободе осужденные назвали проблемы трудоустройства (85,3%) и отказ от злоупотребления алкоголем и наркотическими средствами, в том числе совместно со старыми друзьями (58,3%).