Трудоустройство осужденных иностранных граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудоустройство осужденных иностранных граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23.04.2024 N 77-1327/2024 (УИД 50RS0048-01-2022-007982-03)
Приговор: По п. "в" ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Вопреки доводам кассационной жалобы защитника осужденного ФИО8, привлечение ООО "СК Перспектива" ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности по факту нарушения миграционного законодательства при трудоустройстве одного из выявленных иностранных граждан до передачи денежных средств ФИО1, не свидетельствует о наличии оснований для переквалификации действий осужденного, поскольку судом достоверно установлено, что ФИО1 получил взятку в виде денежных средств именно за несоставление административных протоколов в отношении юридического лица по факту нарушения миграционного законодательства при трудоустройстве всех выявленных в ходе проверки иностранных граждан в связи с чем выполнил взятые на себя договоренности.
Приговор: По п. "в" ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Вопреки доводам кассационной жалобы защитника осужденного ФИО8, привлечение ООО "СК Перспектива" ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности по факту нарушения миграционного законодательства при трудоустройстве одного из выявленных иностранных граждан до передачи денежных средств ФИО1, не свидетельствует о наличии оснований для переквалификации действий осужденного, поскольку судом достоверно установлено, что ФИО1 получил взятку в виде денежных средств именно за несоставление административных протоколов в отношении юридического лица по факту нарушения миграционного законодательства при трудоустройстве всех выявленных в ходе проверки иностранных граждан в связи с чем выполнил взятые на себя договоренности.
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26.03.2025 N 88а-2527/2025 (УИД 14RS0002-01-2024-000157-76)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о запрете въезда в РФ.
Обстоятельства: По мнению заявителя, оспариваемое решение принято без учета норм международного права на уважение личной и семейной жизни, избыточно ограничило его семейные права, поскольку у него есть ребенок на территории Российской Федерации, он трудоустроен, уплачивает налоги, имеет в собственности транспортное средство.
Решение: Отказано.Удовлетворяя административные исковые требования Я., суд первой инстанции исходил из того, что у Я. сложились устойчивые социальные и семейные связи, административный истец является отцом несовершеннолетнего ребенка (ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), имеющего гражданство РФ, трудоустроен, оплачивает налоги, кроме того, у иностранного гражданина отсутствует возможность покинуть территорию Российской Федерации ранее срока, установленного приговором суда, по причине нахождения на учете в уголовно-исполнительной инспекции, как условно осужденного по приговору Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года по делу N, в связи с чем пришел к выводу о том, что данное решение является незаконным, представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни административного истца, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о запрете въезда в РФ.
Обстоятельства: По мнению заявителя, оспариваемое решение принято без учета норм международного права на уважение личной и семейной жизни, избыточно ограничило его семейные права, поскольку у него есть ребенок на территории Российской Федерации, он трудоустроен, уплачивает налоги, имеет в собственности транспортное средство.
Решение: Отказано.Удовлетворяя административные исковые требования Я., суд первой инстанции исходил из того, что у Я. сложились устойчивые социальные и семейные связи, административный истец является отцом несовершеннолетнего ребенка (ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), имеющего гражданство РФ, трудоустроен, оплачивает налоги, кроме того, у иностранного гражданина отсутствует возможность покинуть территорию Российской Федерации ранее срока, установленного приговором суда, по причине нахождения на учете в уголовно-исполнительной инспекции, как условно осужденного по приговору Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 года по делу N, в связи с чем пришел к выводу о том, что данное решение является незаконным, представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни административного истца, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые личностные характеристики осужденных иностранных граждан женского пола
(Лосева С.Н., Жиляев Р.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2018, N 3)Основными проблемами в трудоустройстве осужденных иностранных граждан женского пола остаются как общие для УИС (недостаточный объем или отсутствие государственных заказов на швейную продукцию для внутрисистемных нужд, нехватка или отсутствие дополнительных помещений для расширения производства, нехватка специалистов ИТР, отсутствие профессии у осужденных), так и специфические, присущие только осужденным женщинам. Сохраняются сложности с трудоустройством, связанные с наличием медицинских противопоказаний. Возможности применения труда в качестве даже одного из основных средств исправления сегодня весьма незначительные. Производственные мощности УИС растеряли свой потенциал, а преобразованные промышленные предприятия в мастерские различных видов не в состоянии решить задачи на должном уровне <8>. Значительно ограничены рамки погашения исков осужденными потерпевшим в результате преступлений из-за отсутствия работы и, как следствие, наличия большого числа безработных среди осужденных.
(Лосева С.Н., Жиляев Р.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2018, N 3)Основными проблемами в трудоустройстве осужденных иностранных граждан женского пола остаются как общие для УИС (недостаточный объем или отсутствие государственных заказов на швейную продукцию для внутрисистемных нужд, нехватка или отсутствие дополнительных помещений для расширения производства, нехватка специалистов ИТР, отсутствие профессии у осужденных), так и специфические, присущие только осужденным женщинам. Сохраняются сложности с трудоустройством, связанные с наличием медицинских противопоказаний. Возможности применения труда в качестве даже одного из основных средств исправления сегодня весьма незначительные. Производственные мощности УИС растеряли свой потенциал, а преобразованные промышленные предприятия в мастерские различных видов не в состоянии решить задачи на должном уровне <8>. Значительно ограничены рамки погашения исков осужденными потерпевшим в результате преступлений из-за отсутствия работы и, как следствие, наличия большого числа безработных среди осужденных.
Статья: Проблемы исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ
(Давыденко А.В.)
("Российская юстиция", 2018, N 10)Существуют проблемы при исполнении наказания в виде принудительных работ в отношении осужденных иностранных граждан. Назначение данного вида наказания иностранным гражданам предполагает обязательное трудоустройство в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о труде и миграционного законодательства Российской Федерации, предусматривающего оформление соответствующего разрешения на трудовую деятельность в Российской Федерации (патента).
(Давыденко А.В.)
("Российская юстиция", 2018, N 10)Существуют проблемы при исполнении наказания в виде принудительных работ в отношении осужденных иностранных граждан. Назначение данного вида наказания иностранным гражданам предполагает обязательное трудоустройство в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о труде и миграционного законодательства Российской Федерации, предусматривающего оформление соответствующего разрешения на трудовую деятельность в Российской Федерации (патента).
Нормативные акты
Постановление ЕСПЧ от 28.06.2011
"Дело "Нунес (Nunez) против Норвегии" (жалоба N 55597/09) [рус., англ.]"По мнению министерства, существенно иметь возможность реагировать высылкой на случаи повторных и/или грубых нарушений Закона об иммиграции. Хотя такие нарушения могут также влечь уголовную ответственность, с точки зрения процессуальной экономии представляется удобной возможность вынесения решения о высылке даже в отсутствие уголовного осуждения и наказания. Это также обеспечивает быструю реакцию. Следует отметить, что власти не могут осуществлять эффективный контроль въезда и пребывания в Норвегии всех иностранных граждан. Система должна быть в значительной степени основана на доверии к соблюдению Закона об иммиграции лицами, к которым он применяется, включая представление лицами, обращающимися за видом на жительство, правдивой информации властям. Незаконный въезд, проживание или трудоустройство в отсутствие требуемых разрешений или с предоставлением неверной информации нарушают эту связь доверия и осложняют осуществление властями норвежской иммиграционной политики. Если грубые или повторные нарушения Закона об иммиграции оставались бы без последствий, это могло бы умалять уважение к закону и оказывать несправедливое влияние на законопослушных лиц. Поскольку заявление в любом случае отклоняется, если иностранный гражданин не соблюдает условий проживания в Норвегии, отрицательное решение само по себе не составляет санкцию за предоставление неверной информации. Таким образом, министерство находит важным в интересах общего сдерживания иметь возможность реагировать на случаи грубого или повторного нарушения Закона об иммиграции с помощью высылки".
"Дело "Нунес (Nunez) против Норвегии" (жалоба N 55597/09) [рус., англ.]"По мнению министерства, существенно иметь возможность реагировать высылкой на случаи повторных и/или грубых нарушений Закона об иммиграции. Хотя такие нарушения могут также влечь уголовную ответственность, с точки зрения процессуальной экономии представляется удобной возможность вынесения решения о высылке даже в отсутствие уголовного осуждения и наказания. Это также обеспечивает быструю реакцию. Следует отметить, что власти не могут осуществлять эффективный контроль въезда и пребывания в Норвегии всех иностранных граждан. Система должна быть в значительной степени основана на доверии к соблюдению Закона об иммиграции лицами, к которым он применяется, включая представление лицами, обращающимися за видом на жительство, правдивой информации властям. Незаконный въезд, проживание или трудоустройство в отсутствие требуемых разрешений или с предоставлением неверной информации нарушают эту связь доверия и осложняют осуществление властями норвежской иммиграционной политики. Если грубые или повторные нарушения Закона об иммиграции оставались бы без последствий, это могло бы умалять уважение к закону и оказывать несправедливое влияние на законопослушных лиц. Поскольку заявление в любом случае отклоняется, если иностранный гражданин не соблюдает условий проживания в Норвегии, отрицательное решение само по себе не составляет санкцию за предоставление неверной информации. Таким образом, министерство находит важным в интересах общего сдерживания иметь возможность реагировать на случаи грубого или повторного нарушения Закона об иммиграции с помощью высылки".
<Письмо> Минздравсоцразвития России N 23-4/10/2-1088, ФСИН России N 10/1-598 от 17.02.2010
"О вопросах, связанных с обеспечением трудового устройства осужденных"органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия в области занятости населения, регулярно предоставлять территориальным органам ФСИН России данные о вакантных и вновь создаваемых рабочих местах (в том числе тех, на которые предполагается привлекать иностранных граждан), на которые могут быть трудоустроены осужденные;
"О вопросах, связанных с обеспечением трудового устройства осужденных"органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия в области занятости населения, регулярно предоставлять территориальным органам ФСИН России данные о вакантных и вновь создаваемых рабочих местах (в том числе тех, на которые предполагается привлекать иностранных граждан), на которые могут быть трудоустроены осужденные;
Статья: Актуальные проблемы урегулирования правового статуса отдельных категорий лиц, не имеющих документов (действительных документов), удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации
(Сандугей А.Н.)
("Миграционное право", 2018, N 2)В частности, по результатам исследования ФКУ НИИ ФСИН России, 43,7% опрошенных осужденных мужчин - иностранных граждан совершили преступления в силу необходимости найти средства к существованию.
(Сандугей А.Н.)
("Миграционное право", 2018, N 2)В частности, по результатам исследования ФКУ НИИ ФСИН России, 43,7% опрошенных осужденных мужчин - иностранных граждан совершили преступления в силу необходимости найти средства к существованию.
Статья: Уголовная ответственность за незаконную миграцию в современном законодательстве США
(Шестак В.А.)
("Миграционное право", 2020, N 1)Законодательные массивы США, касающиеся сферы миграции, в данный момент переживают стадию реформирования. В соответствии с Законом "Об иммиграции и гражданстве" (Immigration and Nationality Act) 1990 г., действующим и по сей день, уголовная ответственность за нарушение предписанных законодательством условий нахождения в стране подвергается довольно жесткой регламентации <10>. Данным актом были расширены уголовные основания высылки. Каждый иммигрант, незаконно находящийся на территории страны, будучи осужденным за любое тяжкое уголовное преступление, должен быть подвергнут ускоренному процессу выдворения. При этом предусматривается право иностранцев ходатайствовать о временном предоставлении статуса беженца. В Законе отдается особое предпочтение иммиграции, связанной с воссоединением семьи, и также уделяется внимание иммиграции, связанной с трудоустройством. Рассматриваемым Законом расширен список преступлений, которые считаются тяжким уголовным преступлением: распространение наркотиков, легализация незаконных доходов с последующим тюремным заключением на срок не менее пяти лет, насильственные преступления с последующим лишением свободы на срок не менее пяти лет, преступления, совершенные за пределами США, и др. Согласно нормам этого акта, негражданам, высланным за совершение тяжкого преступления, запрещается возвращаться в страну в течение двух десятилетий, а также лицам, осужденным за тяжкое уголовное преступление, было запрещено ходатайствовать о предоставлении убежища в США.
(Шестак В.А.)
("Миграционное право", 2020, N 1)Законодательные массивы США, касающиеся сферы миграции, в данный момент переживают стадию реформирования. В соответствии с Законом "Об иммиграции и гражданстве" (Immigration and Nationality Act) 1990 г., действующим и по сей день, уголовная ответственность за нарушение предписанных законодательством условий нахождения в стране подвергается довольно жесткой регламентации <10>. Данным актом были расширены уголовные основания высылки. Каждый иммигрант, незаконно находящийся на территории страны, будучи осужденным за любое тяжкое уголовное преступление, должен быть подвергнут ускоренному процессу выдворения. При этом предусматривается право иностранцев ходатайствовать о временном предоставлении статуса беженца. В Законе отдается особое предпочтение иммиграции, связанной с воссоединением семьи, и также уделяется внимание иммиграции, связанной с трудоустройством. Рассматриваемым Законом расширен список преступлений, которые считаются тяжким уголовным преступлением: распространение наркотиков, легализация незаконных доходов с последующим тюремным заключением на срок не менее пяти лет, насильственные преступления с последующим лишением свободы на срок не менее пяти лет, преступления, совершенные за пределами США, и др. Согласно нормам этого акта, негражданам, высланным за совершение тяжкого преступления, запрещается возвращаться в страну в течение двух десятилетий, а также лицам, осужденным за тяжкое уголовное преступление, было запрещено ходатайствовать о предоставлении убежища в США.
Вопрос: Может ли ООО принять на работу по трудовому договору иностранного гражданина (Республика Узбекистан), приговоренного к принудительным работам? Если да, то какие для этого нужны документы? Насколько приемлемо устройство данного гражданина на работу?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2022)Вопрос: Может ли ООО принять на работу по трудовому договору иностранного гражданина (Республика Узбекистан), приговоренного к принудительным работам? Если да, то какие для этого нужны документы? Насколько приемлемо устройство данного гражданина на работу?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2022)Вопрос: Может ли ООО принять на работу по трудовому договору иностранного гражданина (Республика Узбекистан), приговоренного к принудительным работам? Если да, то какие для этого нужны документы? Насколько приемлемо устройство данного гражданина на работу?
"Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
(постатейный)
(Смушкин А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)В соответствии с подп. 3 п. 3 Приказа Минюста России от 13 апреля 2012 г. N 55 "О распределении обязанностей между Министром юстиции Российской Федерации и его заместителями" распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, являющихся членами (участниками) экстремистских организаций, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, уполномочен подписывать первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации.
(постатейный)
(Смушкин А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)В соответствии с подп. 3 п. 3 Приказа Минюста России от 13 апреля 2012 г. N 55 "О распределении обязанностей между Министром юстиции Российской Федерации и его заместителями" распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, являющихся членами (участниками) экстремистских организаций, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, уполномочен подписывать первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации.
Статья: Принимаем на работу сотрудника-иностранца
(Нестеров С.Е.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 2)Минтруд в Письме от 04.12.2018 N 14-2/В-966 подтвердил, что Трудовой кодекс не устанавливает обязанности работодателя проверять подлинность документов, которые иностранный гражданин предъявляет при трудоустройстве.
(Нестеров С.Е.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 2)Минтруд в Письме от 04.12.2018 N 14-2/В-966 подтвердил, что Трудовой кодекс не устанавливает обязанности работодателя проверять подлинность документов, которые иностранный гражданин предъявляет при трудоустройстве.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(постатейный)
(Кузнецова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Работа по трудоустройству несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, проводится сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики.
(постатейный)
(Кузнецова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Работа по трудоустройству несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, проводится сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики.
Статья: Отечественных не хватает
(Журавлев В.)
("Расчет", 2010, N 3)1. Если иностранный работник представляет опасность для Российской Федерации. Выражается опасность от такого работника в создании угрозы безопасности РФ или для граждан России. Заметим, что если вы планируете долгосрочное партнерство с иностранцем (как правило, "визовым"), то стоит получить у него справку с его родины о том, что он не привлекался к уголовной ответственности, например. Ведь если в ходе работы в компании над каким-либо долгосрочным заданием (проектом) выяснится, что приезжий совершил, например, противоправные действия в отношении нашего соотечественника где-нибудь за рубежом (еще до устройства на работу в России), то разрешение могут и аннулировать. Перечеркнет планы по приему на работу иностранца и его причастность к финансированию терроризма или представление им подложных документов.
(Журавлев В.)
("Расчет", 2010, N 3)1. Если иностранный работник представляет опасность для Российской Федерации. Выражается опасность от такого работника в создании угрозы безопасности РФ или для граждан России. Заметим, что если вы планируете долгосрочное партнерство с иностранцем (как правило, "визовым"), то стоит получить у него справку с его родины о том, что он не привлекался к уголовной ответственности, например. Ведь если в ходе работы в компании над каким-либо долгосрочным заданием (проектом) выяснится, что приезжий совершил, например, противоправные действия в отношении нашего соотечественника где-нибудь за рубежом (еще до устройства на работу в России), то разрешение могут и аннулировать. Перечеркнет планы по приему на работу иностранца и его причастность к финансированию терроризма или представление им подложных документов.