Трудоустройство иностранных граждан по программе переселения
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудоустройство иностранных граждан по программе переселения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.11.2018 N 31-АПГ18-18
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Чувашской Республики от 19.07.2018, которым были признаны недействующими абзацы девятый, десятый и тринадцатый пункта 6.2.8 программы Чувашской Республики "Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 - 2018 годы", являющейся приложением N 16 к государственной программе Чувашской Республики "Социальная поддержка граждан" на 2012 - 2020 годы, введенной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.02.2014 N 47.Отказ в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и аннулирование ранее выданного свидетельства федеральное законодательство связывает с фактами выступления лиц за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями, создающими угрозу безопасности Российской Федерации, с осуждением за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, наличием непогашенной судимости или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; неоднократным в течение года привлечением к административной ответственности, с выездом из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания, с представлением поддельных или подложных документов либо сообщением о себе заведомо ложных сведений при наличии принятого в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации, об административном выдворении иностранного гражданина из Российской Федерации, о неразрешении въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию (пункты 25 и 26 Государственной программы).
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Чувашской Республики от 19.07.2018, которым были признаны недействующими абзацы девятый, десятый и тринадцатый пункта 6.2.8 программы Чувашской Республики "Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 - 2018 годы", являющейся приложением N 16 к государственной программе Чувашской Республики "Социальная поддержка граждан" на 2012 - 2020 годы, введенной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.02.2014 N 47.Отказ в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и аннулирование ранее выданного свидетельства федеральное законодательство связывает с фактами выступления лиц за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями, создающими угрозу безопасности Российской Федерации, с осуждением за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, наличием непогашенной судимости или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; неоднократным в течение года привлечением к административной ответственности, с выездом из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания, с представлением поддельных или подложных документов либо сообщением о себе заведомо ложных сведений при наличии принятого в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации, об административном выдворении иностранного гражданина из Российской Федерации, о неразрешении въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию (пункты 25 и 26 Государственной программы).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование законодательства в сфере трудовой деятельности иностранных граждан как способ легализации их доходов, подлежащих налогообложению
(Геймур О.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Исключением из указанных общих правил является то, что, во-первых, наравне с гражданами Российской Федерации могут осуществлять трудовую деятельность граждане из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) <8>, таких как Белоруссия, Киргизия, Армения, Казахстан. На них возложена обязанность сообщить о заключении договора, как трудового, так и гражданско-правового, подав уведомление в отдел по вопросам трудовой миграции. Во-вторых, более простой порядок трудоустройства предусмотрен для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории России. К ним относятся иностранные граждане, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. Они трудоустраиваются по документу, удостоверяющему личность, ИНН и СНИЛСу. В-третьих, исключительный порядок трудоустройства установлен для лиц таких категорий, как беженцы, участники Государственной программы переселения соотечественников в Российскую Федерацию, имеющие временное удостоверение личности лица без гражданства, получившие временное убежище.
(Геймур О.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Исключением из указанных общих правил является то, что, во-первых, наравне с гражданами Российской Федерации могут осуществлять трудовую деятельность граждане из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) <8>, таких как Белоруссия, Киргизия, Армения, Казахстан. На них возложена обязанность сообщить о заключении договора, как трудового, так и гражданско-правового, подав уведомление в отдел по вопросам трудовой миграции. Во-вторых, более простой порядок трудоустройства предусмотрен для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории России. К ним относятся иностранные граждане, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. Они трудоустраиваются по документу, удостоверяющему личность, ИНН и СНИЛСу. В-третьих, исключительный порядок трудоустройства установлен для лиц таких категорий, как беженцы, участники Государственной программы переселения соотечественников в Российскую Федерацию, имеющие временное удостоверение личности лица без гражданства, получившие временное убежище.
Статья: Тенденции правовой регламентации оснований приобретения гражданства в России
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Федеральный закон о гражданстве 2023 г. уделяет внимание такой категории иностранных граждан и лиц без гражданства, как соотечественники, проживающие за рубежом и имеющие статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ или статус члена семьи участника указанной Государственной программы. Кроме гражданства переезжающие по данной программе получают помощь в трудоустройстве. Так, в Красноярском крае создан специальный банк актуальных вакансий, который ежемесячно обновляется и где можно заранее выбрать подходящее предложение. Есть предложения, в рамках которых работодатель либо компенсирует аренду жилья, либо предоставляет сотруднику общежитие. Уполномоченным органом, ответственным за реализацию программы на территории края, является Агентство труда и занятости населения Красноярского края, которое способствует появлению в крае высококвалифицированных специалистов в отраслях, где есть дефицит кадров, - прежде всего, в промышленности, строительстве, транспорте, здравоохранении и образовании <17>.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Федеральный закон о гражданстве 2023 г. уделяет внимание такой категории иностранных граждан и лиц без гражданства, как соотечественники, проживающие за рубежом и имеющие статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ или статус члена семьи участника указанной Государственной программы. Кроме гражданства переезжающие по данной программе получают помощь в трудоустройстве. Так, в Красноярском крае создан специальный банк актуальных вакансий, который ежемесячно обновляется и где можно заранее выбрать подходящее предложение. Есть предложения, в рамках которых работодатель либо компенсирует аренду жилья, либо предоставляет сотруднику общежитие. Уполномоченным органом, ответственным за реализацию программы на территории края, является Агентство труда и занятости населения Красноярского края, которое способствует появлению в крае высококвалифицированных специалистов в отраслях, где есть дефицит кадров, - прежде всего, в промышленности, строительстве, транспорте, здравоохранении и образовании <17>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ
(ред. от 30.10.2018)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"29) о лицах, которым предоставлен статус вынужденного переселенца или продлен срок действия такого статуса;
(ред. от 30.10.2018)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"29) о лицах, которым предоставлен статус вынужденного переселенца или продлен срок действия такого статуса;
Приказ МВД России от 21.12.2017 N 949
(ред. от 05.09.2023)
"О некоторых мерах, направленных на обеспечение выполнения МВД России обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"
(вместе с "Правилами обработки персональных данных в системе МВД России", "Порядком доступа сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России в помещения, в которых ведется обработка персональных данных", "Правилами осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных, установленным Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами")
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2018 N 49772)11.41. Лица, ходатайствующие об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
(ред. от 05.09.2023)
"О некоторых мерах, направленных на обеспечение выполнения МВД России обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"
(вместе с "Правилами обработки персональных данных в системе МВД России", "Порядком доступа сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России в помещения, в которых ведется обработка персональных данных", "Правилами осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных, установленным Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами")
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2018 N 49772)11.41. Лица, ходатайствующие об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Вопрос: Участник программы переселения подал документы на гражданство РФ в упрощенном порядке. Процедура дактилоскопии была пройдена, однако никакого документа выдано не было. Должен ли работодатель в таком случае требовать дактилоскопическую карту? Или работодатель имеет право трудоустроить такого человека?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)Вопрос: Участник программы переселения с действующим свидетельством участника, миграционной картой и временной регистрацией подал документы на гражданство РФ в упрощенном порядке минуя стадию получения РВП и ВНЖ (есть справка, о том, что заявление на получение гражданства принято). Процедура дактилоскопии была пройдена при подаче заявления на гражданство, однако никакого документа (дактилоскопической карты) выдано не было. Должен ли работодатель в таком случае требовать дактилоскопическую карту ("зеленую" карту)? Или работодатель имеет право на основании вышеперечисленных документов трудоустроить такого человека и никакого дополнительного подтверждения о дактилоскопии не нужно?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)Вопрос: Участник программы переселения с действующим свидетельством участника, миграционной картой и временной регистрацией подал документы на гражданство РФ в упрощенном порядке минуя стадию получения РВП и ВНЖ (есть справка, о том, что заявление на получение гражданства принято). Процедура дактилоскопии была пройдена при подаче заявления на гражданство, однако никакого документа (дактилоскопической карты) выдано не было. Должен ли работодатель в таком случае требовать дактилоскопическую карту ("зеленую" карту)? Или работодатель имеет право на основании вышеперечисленных документов трудоустроить такого человека и никакого дополнительного подтверждения о дактилоскопии не нужно?
Статья: Трудовое и миграционное право
(Ибрагимова А.)
("ЭЖ-Юрист", 2016, N 38)Внимание! С 2015 г. направлять уведомления необходимо даже в случае приема или увольнения иностранцев, которым для трудоустройства не требуются разрешительные документы, в том числе имеющих статус беженца, имеющих временное убежище, участвующих в программе добровольного переселения, а также граждан стран ЕАЭС.
(Ибрагимова А.)
("ЭЖ-Юрист", 2016, N 38)Внимание! С 2015 г. направлять уведомления необходимо даже в случае приема или увольнения иностранцев, которым для трудоустройства не требуются разрешительные документы, в том числе имеющих статус беженца, имеющих временное убежище, участвующих в программе добровольного переселения, а также граждан стран ЕАЭС.
Статья: Если на работу принят иностранный гражданин...
(Храмкин Д.В.)
("Российский налоговый курьер", 2007, N 9)По общему правилу для временно пребывающих на российской территории иностранцев также установлен разрешительный порядок трудоустройства. В то же время он не распространяется на иностранцев:
(Храмкин Д.В.)
("Российский налоговый курьер", 2007, N 9)По общему правилу для временно пребывающих на российской территории иностранцев также установлен разрешительный порядок трудоустройства. В то же время он не распространяется на иностранцев:
"Правовое регулирование социально-трудовых отношений с иностранными гражданами: междисциплинарный подход: монография"
(под общ. ред. Е.Б. Хохлова, Е.В. Сыченко)
("Юстицинформ", 2019)Некоторые категории иностранных граждан (п. 4 ст. 13 ФЗ Закона N 115-ФЗ) освобождены от обязанности получать разрешение на работу или патент. Прежде всего к таким лицам относятся постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, которые при трудоустройстве предъявляют работодателю разрешение на временное проживание либо вид на жительство. Наличие этих документов является достаточным основанием для осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории РФ. Кроме того, в перечень входят: беженцы; лица, получившие временное убежище; участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом <160>, и переселяющиеся с ними члены их семей; сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудники международных организаций и частные домашние работники указанных лиц; другие иностранные граждане, чье право трудиться вытекает из специального правового статуса.
(под общ. ред. Е.Б. Хохлова, Е.В. Сыченко)
("Юстицинформ", 2019)Некоторые категории иностранных граждан (п. 4 ст. 13 ФЗ Закона N 115-ФЗ) освобождены от обязанности получать разрешение на работу или патент. Прежде всего к таким лицам относятся постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, которые при трудоустройстве предъявляют работодателю разрешение на временное проживание либо вид на жительство. Наличие этих документов является достаточным основанием для осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории РФ. Кроме того, в перечень входят: беженцы; лица, получившие временное убежище; участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом <160>, и переселяющиеся с ними члены их семей; сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудники международных организаций и частные домашние работники указанных лиц; другие иностранные граждане, чье право трудиться вытекает из специального правового статуса.
Вопрос: В организацию с целью трудоустройства обратился гражданин Украины, являющийся участником программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Нужно ли ему получать разрешение на работу и необходимо ли уведомлять о заключении с ним трудового договора ФМС России и службу занятости?
(Консультация эксперта, 2013)Ответ: Иностранец - участник Государственной программы по переселению соотечественников может работать в России без разрешения на работу. Уведомлять о заключении с ним трудового договора ФМС России и службу занятости не нужно.
(Консультация эксперта, 2013)Ответ: Иностранец - участник Государственной программы по переселению соотечественников может работать в России без разрешения на работу. Уведомлять о заключении с ним трудового договора ФМС России и службу занятости не нужно.
"Правовое регулирование трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
(Щур-Труханович Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)В силу абзаца второго пункта 4 статьи 13 Закона об иностранных гражданах получение разрешения на работу не требуется для следующих категорий иностранных граждан:
(Щур-Труханович Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)В силу абзаца второго пункта 4 статьи 13 Закона об иностранных гражданах получение разрешения на работу не требуется для следующих категорий иностранных граждан:
Вопрос: К нам трудоустраивается иностранец - участник Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Можем ли мы требовать от него представления документов воинского учета?
("Отдел кадров коммерческой организации", 2016, N 8)"Отдел кадров коммерческой организации", 2016, N 8
("Отдел кадров коммерческой организации", 2016, N 8)"Отдел кадров коммерческой организации", 2016, N 8
"Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. Л.В. Чистяковой, А.В. Касьянова)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)В силу пункта 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. Л.В. Чистяковой, А.В. Касьянова)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)В силу пункта 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
"НДФЛ и взносы на обязательное страхование: ответы на спорные вопросы"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Филина Ф.Н., Толмачев И.А.)
(под ред. Т. Гороховой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2016)Разница в окладах, выплачиваемых работникам, трудоустроенным из других организаций, с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Филина Ф.Н., Толмачев И.А.)
(под ред. Т. Гороховой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2016)Разница в окладах, выплачиваемых работникам, трудоустроенным из других организаций, с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы