Трудоустройство иностранцев из еаэс
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудоустройство иностранцев из еаэс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговые факторы трудовой миграции населения
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2025, N 2)Как показывают данные табл. 2, гражданство влияет на возможность применения налога на профессиональный доход (для граждан стран ЕАЭС), что позволяет существенно снизить налоговую нагрузку. Российское законодательство также предусматривает необходимость получения разрешительных документов для трудоустройства иностранных граждан (кроме граждан стран ЕАЭС). Такими документами являются трудовой патент (нужен для граждан, въехавших в безвизовом порядке и не имеющих разрешения на временное проживание или вида на жительство) или разрешение на работу (нужно для граждан, въехавших в визовом порядке и не имеющих разрешение на временное проживание или вида на жительство). Патент на трудовую деятельность позволяет облагать доходы по ставкам 13 - 22%, то есть аналогичным тем, что действуют для резидентов. С 2025 г. данное правило установлено нормами п. 3.1 ст. 224 и п. 1 ст. 227.1 НК РФ. Логика патента предполагает фактически авансовую уплату фиксированного НДФЛ, сумма которой зависит от региона, однако в целом по стране она не является высокой. Например, с 01.01.2025 она составит в месяц: в Москве - 8 900 руб. <1>; в Республике Мордовия - 5 908 руб. <2>; в Воронежской области - 8 903 руб. <3>. Важнейшее преимущество данного инструмента состоит в том, что иностранные граждане получают возможность применять к своим доходам от патента пониженную ставку НДФЛ (13 - 22%) по сравнению со ставкой НДФЛ, установленной для нерезидентов, - 30%.
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2025, N 2)Как показывают данные табл. 2, гражданство влияет на возможность применения налога на профессиональный доход (для граждан стран ЕАЭС), что позволяет существенно снизить налоговую нагрузку. Российское законодательство также предусматривает необходимость получения разрешительных документов для трудоустройства иностранных граждан (кроме граждан стран ЕАЭС). Такими документами являются трудовой патент (нужен для граждан, въехавших в безвизовом порядке и не имеющих разрешения на временное проживание или вида на жительство) или разрешение на работу (нужно для граждан, въехавших в визовом порядке и не имеющих разрешение на временное проживание или вида на жительство). Патент на трудовую деятельность позволяет облагать доходы по ставкам 13 - 22%, то есть аналогичным тем, что действуют для резидентов. С 2025 г. данное правило установлено нормами п. 3.1 ст. 224 и п. 1 ст. 227.1 НК РФ. Логика патента предполагает фактически авансовую уплату фиксированного НДФЛ, сумма которой зависит от региона, однако в целом по стране она не является высокой. Например, с 01.01.2025 она составит в месяц: в Москве - 8 900 руб. <1>; в Республике Мордовия - 5 908 руб. <2>; в Воронежской области - 8 903 руб. <3>. Важнейшее преимущество данного инструмента состоит в том, что иностранные граждане получают возможность применять к своим доходам от патента пониженную ставку НДФЛ (13 - 22%) по сравнению со ставкой НДФЛ, установленной для нерезидентов, - 30%.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 7)Новшеством станет интеграция единой цифровой платформы "Работа в России" с мобильным приложением Минцифры "Работа в ЕАЭС", что упорядочит процедуру трудоустройства для иностранцев.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 7)Новшеством станет интеграция единой цифровой платформы "Работа в России" с мобильным приложением Минцифры "Работа в ЕАЭС", что упорядочит процедуру трудоустройства для иностранцев.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2023)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)<12> Заявитель указывал, что в соответствии со статьей 3 Соглашения формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государств - трудоустройства. На основании вышеуказанной статьи Соглашения трудящиеся государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) в Кыргызской Республике должны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Заявитель отметил, что Законом Кыргызской Республики от 24 января 2004 года N 8 "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию" на момент рассматриваемых событий предусматривался иной размер тарифов страховых взносов применительно к временно пребывающим иностранным гражданам по сравнению с тарифами, применимыми к гражданам Кыргызской Республики. Законом Кыргызской Республики от 15 ноября 2021 года N 132 внесены изменения в вышеуказанный Закон, уравнивающие размер отчислений страховых взносов для иностранных граждан и граждан Кыргызской Республики. Однако такие изменения вступят в силу с 1 ноября 2022 года.
(подготовлен Верховным Судом РФ)<12> Заявитель указывал, что в соответствии со статьей 3 Соглашения формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государств - трудоустройства. На основании вышеуказанной статьи Соглашения трудящиеся государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) в Кыргызской Республике должны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Заявитель отметил, что Законом Кыргызской Республики от 24 января 2004 года N 8 "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию" на момент рассматриваемых событий предусматривался иной размер тарифов страховых взносов применительно к временно пребывающим иностранным гражданам по сравнению с тарифами, применимыми к гражданам Кыргызской Республики. Законом Кыргызской Республики от 15 ноября 2021 года N 132 внесены изменения в вышеуказанный Закон, уравнивающие размер отчислений страховых взносов для иностранных граждан и граждан Кыргызской Республики. Однако такие изменения вступят в силу с 1 ноября 2022 года.
Справочная информация: "Запрет на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, к работе по отдельным видам экономической деятельности в субъектах Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Запрет распространяется на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов <*>.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Запрет распространяется на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов <*>.
Вопрос: Какими страховыми взносами облагаются выплаты по трудовому договору работникам - временно пребывающим на территории РФ гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении, не являющимся высококвалифицированными специалистами?
(Консультация эксперта, 2025)Временно пребывающие и осуществляющие трудовую деятельность на территории РФ иностранные граждане являются застрахованными по обязательному медицинскому страхованию (за некоторым исключением) (ч. 1.1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
(Консультация эксперта, 2025)Временно пребывающие и осуществляющие трудовую деятельность на территории РФ иностранные граждане являются застрахованными по обязательному медицинскому страхованию (за некоторым исключением) (ч. 1.1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Особо следует отметить правовое регулирование труда иностранных граждан на территории договаривающихся государств стран - членов ЕАЭС (ст. 97 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.). Договор предусматривает, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государствам-членам не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Особо следует отметить правовое регулирование труда иностранных граждан на территории договаривающихся государств стран - членов ЕАЭС (ст. 97 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.). Договор предусматривает, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государствам-членам не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.
Вопрос: Каковы обязанности работодателя - принимающей стороны для иностранного гражданина?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)По общему правилу работодатель - принимающая сторона должен представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания или в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, если иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность вахтовым методом и подлежит постановке на миграционный учет по адресу организации, в которой осуществляет трудовую деятельность (ч. 2 - 3.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)По общему правилу работодатель - принимающая сторона должен представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания или в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, если иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность вахтовым методом и подлежит постановке на миграционный учет по адресу организации, в которой осуществляет трудовую деятельность (ч. 2 - 3.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).
Вопрос: Существуют ли особенности приема иностранного гражданина на должность руководителя организации?
(Консультация эксперта, 2025)При трудоустройстве иностранных работников, в том числе и на руководящие должности, необходимо учитывать нормы ТК РФ (в том числе гл. 43 и 50.1), международные соглашения, нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также миграционное законодательство (Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и др.).
(Консультация эксперта, 2025)При трудоустройстве иностранных работников, в том числе и на руководящие должности, необходимо учитывать нормы ТК РФ (в том числе гл. 43 и 50.1), международные соглашения, нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также миграционное законодательство (Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и др.).
Статья: Совершенствование законодательства в сфере трудовой деятельности иностранных граждан как способ легализации их доходов, подлежащих налогообложению
(Геймур О.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Исключением из указанных общих правил является то, что, во-первых, наравне с гражданами Российской Федерации могут осуществлять трудовую деятельность граждане из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) <8>, таких как Белоруссия, Киргизия, Армения, Казахстан. На них возложена обязанность сообщить о заключении договора, как трудового, так и гражданско-правового, подав уведомление в отдел по вопросам трудовой миграции. Во-вторых, более простой порядок трудоустройства предусмотрен для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории России. К ним относятся иностранные граждане, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. Они трудоустраиваются по документу, удостоверяющему личность, ИНН и СНИЛСу. В-третьих, исключительный порядок трудоустройства установлен для лиц таких категорий, как беженцы, участники Государственной программы переселения соотечественников в Российскую Федерацию, имеющие временное удостоверение личности лица без гражданства, получившие временное убежище.
(Геймур О.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Исключением из указанных общих правил является то, что, во-первых, наравне с гражданами Российской Федерации могут осуществлять трудовую деятельность граждане из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) <8>, таких как Белоруссия, Киргизия, Армения, Казахстан. На них возложена обязанность сообщить о заключении договора, как трудового, так и гражданско-правового, подав уведомление в отдел по вопросам трудовой миграции. Во-вторых, более простой порядок трудоустройства предусмотрен для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории России. К ним относятся иностранные граждане, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. Они трудоустраиваются по документу, удостоверяющему личность, ИНН и СНИЛСу. В-третьих, исключительный порядок трудоустройства установлен для лиц таких категорий, как беженцы, участники Государственной программы переселения соотечественников в Российскую Федерацию, имеющие временное удостоверение личности лица без гражданства, получившие временное убежище.
Статья: Отнесение иностранных граждан к квалифицированным специалистам: проблемы правового регулирования
(Лютаревич-Гефтер Ю.А.)
("Миграционное право", 2024, N 4)<7> Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России в соответствии с договором ЕАЭС по видам экономической деятельности. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13280 (дата обращения: 08.04.2024).
(Лютаревич-Гефтер Ю.А.)
("Миграционное право", 2024, N 4)<7> Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России в соответствии с договором ЕАЭС по видам экономической деятельности. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13280 (дата обращения: 08.04.2024).
Вопрос: В организации работает временно пребывающий иностранный гражданин Белоруссии (ЕАЭС), являющийся высококвалифицированным специалистом. Уплачиваются ли с 2023 г. страховые взносы с выплат указанному работнику? В каком порядке?
(Консультация эксперта, 2023)В силу п. 1 ст. 3 Соглашения формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства.
(Консультация эксперта, 2023)В силу п. 1 ст. 3 Соглашения формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства.
Статья: Правовое регулирование трудовой миграции в Евразийском экономическом союзе и его странах-наблюдателях (на примере Республики Узбекистан)
(Егорова Е.Н.)
("Миграционное право", 2022, N 3)Если Республика Узбекистан получит статус государства - участника Евразийского экономического союза, прежде всего это отразится не только на различных экономических аспектах, но и на показателях рынка труда. В частности, граждане получат привилегии трудящихся-мигрантов, которые сейчас действуют только на территории ЕАЭС. Речь идет о нахождении на территории государства - участника Союза без регистрации до 30 дней, праве на социальные льготы, получении неотложной медицинской помощи, признание образовательных документов и иных преимуществах. Все это в совокупности облегчит процедуры по получению работы на территории иного государства, поспособствует легальной миграции, над чем пока ведется работа только в рамках двусторонних межгосударственных отношений.
(Егорова Е.Н.)
("Миграционное право", 2022, N 3)Если Республика Узбекистан получит статус государства - участника Евразийского экономического союза, прежде всего это отразится не только на различных экономических аспектах, но и на показателях рынка труда. В частности, граждане получат привилегии трудящихся-мигрантов, которые сейчас действуют только на территории ЕАЭС. Речь идет о нахождении на территории государства - участника Союза без регистрации до 30 дней, праве на социальные льготы, получении неотложной медицинской помощи, признание образовательных документов и иных преимуществах. Все это в совокупности облегчит процедуры по получению работы на территории иного государства, поспособствует легальной миграции, над чем пока ведется работа только в рамках двусторонних межгосударственных отношений.
Вопрос: Может ли ИТ-организация, которая зарегистрировала свое программное обеспечение в реестре российских программ, заключить гражданско-правовой договор с гражданином Республики Беларусь, который будет осуществлять модернизацию указанного программного обеспечения на территории Белоруссии?
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)).
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)).
Вопрос: Как принять на работу гражданина Казахстана?
(Консультация эксперта, 2025)Отметим, что в некоторых случаях уведомление о прибытии может быть подано самим иностранным гражданином (ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Отметим, что в некоторых случаях уведомление о прибытии может быть подано самим иностранным гражданином (ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).