Трудоустройство Белоруссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудоустройство Белоруссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)Трудовая деятельность трудящихся государств-членов
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)Трудовая деятельность трудящихся государств-членов
Статья: Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.09.2023 N 16-4/ООГ-1668 <Должен ли временно проживающий в РФ гражданин Республики Беларусь приобрести полис ДМС при устройстве на работу?>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 21)ДМС при трудоустройстве белоруса не нужен
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 21)ДМС при трудоустройстве белоруса не нужен
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения работника-иностранца
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ в отдельных постановлениях пришел к выводу, что на граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в России, и их работодателей положения ст. 13 Закона N 115-ФЗ не распространяются (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4). Он признал незаконным привлечение к ответственности по ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ работодателя (должностное лицо работодателя), не уведомившего уполномоченный орган об увольнении (приеме на работу) гражданина Республики Беларусь (см., например, Постановления от 07.06.2018 N 83-АД18-6, от 30.05.2017 N 78-АД17-19).
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ в отдельных постановлениях пришел к выводу, что на граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в России, и их работодателей положения ст. 13 Закона N 115-ФЗ не распространяются (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4). Он признал незаконным привлечение к ответственности по ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ работодателя (должностное лицо работодателя), не уведомившего уполномоченный орган об увольнении (приеме на работу) гражданина Республики Беларусь (см., например, Постановления от 07.06.2018 N 83-АД18-6, от 30.05.2017 N 78-АД17-19).
Типовая ситуация: Как принять на работу иностранца
(Издательство "Главная книга", 2025)Гражданам ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), а также любым иностранным IT-специалистам не нужны патент и разрешение на работу (ст. 97 Договора о ЕАЭС, ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Гражданам ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), а также любым иностранным IT-специалистам не нужны патент и разрешение на работу (ст. 97 Договора о ЕАЭС, ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Готовое решение: Как вести трудовую книжку в бумажном виде
(КонсультантПлюс, 2025)8.1. Следует ли принять от работника при его трудоустройстве трудовую книжку старого (советского) образца, выданную в Белоруссии
(КонсультантПлюс, 2025)8.1. Следует ли принять от работника при его трудоустройстве трудовую книжку старого (советского) образца, выданную в Белоруссии
Статья: Роль образовательной миграции в обеспечении экономики высококвалифицированными кадрами: теоретические и правовые аспекты
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2021, N 4)При этом только у иностранных студентов из стран - участниц Евразийского экономического союза (из Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана) отсутствуют ограничения в трудоустройстве; они имеют те же права в отношении трудовой деятельности, что и россияне. Все другие выпускники-иностранцы, согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", имеют право трудоустройства на работу только во время обучения. Согласно ст. 13 п. 8.1 данного Закона, после завершения или прекращения обучения в образовательной организации "трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные с иностранным гражданином, подлежат прекращению". Окончившие вуз иностранные студенты обязаны выехать за границы Российской Федерации. Возможности продления срока учебной визы выпускникам-иностранцам российских вузов и времени нахождения в стране с целью поиска работы в отечественном миграционном законодательстве не предусмотрены (исключение составляют случаи, когда за отдельных выпускников ходатайствуют образовательные организации или работодатели, которые обязуются принять их на работу в качестве высококвалифицированных специалистов). Таким образом, к иностранцам, выпускникам российских вузов, применяются те же нормы трудового права, что и к другим иностранным гражданам, без учета их высокой квалификации и востребованности на российском рынке труда. Также отсутствуют преференции в трудоустройстве для членов семей иностранцев, окончивших российские вузы.
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2021, N 4)При этом только у иностранных студентов из стран - участниц Евразийского экономического союза (из Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана) отсутствуют ограничения в трудоустройстве; они имеют те же права в отношении трудовой деятельности, что и россияне. Все другие выпускники-иностранцы, согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", имеют право трудоустройства на работу только во время обучения. Согласно ст. 13 п. 8.1 данного Закона, после завершения или прекращения обучения в образовательной организации "трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные с иностранным гражданином, подлежат прекращению". Окончившие вуз иностранные студенты обязаны выехать за границы Российской Федерации. Возможности продления срока учебной визы выпускникам-иностранцам российских вузов и времени нахождения в стране с целью поиска работы в отечественном миграционном законодательстве не предусмотрены (исключение составляют случаи, когда за отдельных выпускников ходатайствуют образовательные организации или работодатели, которые обязуются принять их на работу в качестве высококвалифицированных специалистов). Таким образом, к иностранцам, выпускникам российских вузов, применяются те же нормы трудового права, что и к другим иностранным гражданам, без учета их высокой квалификации и востребованности на российском рынке труда. Также отсутствуют преференции в трудоустройстве для членов семей иностранцев, окончивших российские вузы.
Вопрос: О представлении временно пребывающим в РФ гражданином Республики Беларусь, являющимся ВКС, полиса ДМС при трудоустройстве.
(Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 17.10.2023 N ПГ/21589/10-34055-ОБ/18-1270)Граждане Белоруссии принимаются на работу в упрощенном порядке, поскольку эта страна входит в ЕАЭС. Чтобы работать в России, граждане этих государств не должны получать патент, а работодатель не обязан оформлять приглашение на въезд. Поэтому таких сотрудников оформляют на работу по тем же правилам, что и российских граждан (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, ч. 4 ст. 15 Конституции).
(Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 17.10.2023 N ПГ/21589/10-34055-ОБ/18-1270)Граждане Белоруссии принимаются на работу в упрощенном порядке, поскольку эта страна входит в ЕАЭС. Чтобы работать в России, граждане этих государств не должны получать патент, а работодатель не обязан оформлять приглашение на въезд. Поэтому таких сотрудников оформляют на работу по тем же правилам, что и российских граждан (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, ч. 4 ст. 15 Конституции).
Путеводитель по кадровым вопросам. Как принять на работуСитуация из практики. Обязан ли работодатель принять от работника при его трудоустройстве трудовую книжку старого (советского) образца, которая была выдана в Белоруссии?
Статья: Налогообложение трансграничных доходов от работы по найму: проблемы обложения работников, командированных в постоянное представительство
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Несмотря на то что Белоруссия считается "ближайшим союзником" России, куда более выгодные условия в части сроков образования постоянного представительства в форме строительной площадки содержатся в соглашениях об избежании двойного налогообложения с Китаем (18 мес.), Сербией и Черногорией (18 мес.), США (18 мес.), Монголией (24 мес.) и Туркменистаном (24 мес.). Также более благоприятные условия содержатся в налоговых соглашениях Белоруссии с Китаем (18 мес.), Данией, Францией (24 мес.) и США (36 мес.). Это открывает возможность для использования схем так называемого международного найма (аренды) труда (international hire of labor), когда по факту те же (например, белорусские) работники трудоустраиваются в организацию - резидента государства, с которым налоговый договор в соответствующей части более благоприятный.
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Несмотря на то что Белоруссия считается "ближайшим союзником" России, куда более выгодные условия в части сроков образования постоянного представительства в форме строительной площадки содержатся в соглашениях об избежании двойного налогообложения с Китаем (18 мес.), Сербией и Черногорией (18 мес.), США (18 мес.), Монголией (24 мес.) и Туркменистаном (24 мес.). Также более благоприятные условия содержатся в налоговых соглашениях Белоруссии с Китаем (18 мес.), Данией, Францией (24 мес.) и США (36 мес.). Это открывает возможность для использования схем так называемого международного найма (аренды) труда (international hire of labor), когда по факту те же (например, белорусские) работники трудоустраиваются в организацию - резидента государства, с которым налоговый договор в соответствующей части более благоприятный.