Трудоустройство 14 лет
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудоустройство 14 лет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как принять на работу несовершеннолетнего
(КонсультантПлюс, 2025)достигли возраста 14 лет и получили общее образование (ч. 3 ст. 63 ТК РФ). Обязательным условием для заключения трудового договора является письменное согласие одного из родителей (попечителя) (ч. 3 ст. 63 ТК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)достигли возраста 14 лет и получили общее образование (ч. 3 ст. 63 ТК РФ). Обязательным условием для заключения трудового договора является письменное согласие одного из родителей (попечителя) (ч. 3 ст. 63 ТК РФ);
Типовая ситуация: Несовершеннолетний: особенности условий труда, прием, увольнение
(Издательство "Главная книга", 2025)В 14 - 15 лет продолжительность рабочего времени не более 24 часов в неделю и 4 часов в день для 14-летних и 5 часов в день для 15-летних. В период учебы - не более 12 часов в неделю и 2,5 часов в день (Руководство Роструда).
(Издательство "Главная книга", 2025)В 14 - 15 лет продолжительность рабочего времени не более 24 часов в неделю и 4 часов в день для 14-летних и 5 часов в день для 15-летних. В период учебы - не более 12 часов в неделю и 2,5 часов в день (Руководство Роструда).
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)С письменного согласия одного из родителей (попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы.
(ред. от 29.09.2025)С письменного согласия одного из родителей (попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы.
Статья: Направления дифференциации законодательства о труде и занятости населения: в фокусе внимания молодежь и молодые специалисты
(Серова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)При этом хочется надеяться, что возникающие в последние годы политико-экономические вызовы не изменят данный курс, а обусловленные необходимостью государственного реагирования на них новые политико-правовые решения будут гармонично встроены в него. В этой связи критически можно относиться к новеллам ТК РФ о порядке устройства на работу лиц в возрасте 14 лет <14>, поскольку они не вполне вписываются в этот контекст: отказ от получения письменного согласия органов опеки и попечительства лишает компетентный орган возможности оценить поручаемую 14-летнему лицу работу в качестве легкого труда и соответствие иных условий его трудового договора требованиям трудового законодательства и интересам такого работника. Но, если взглянуть на них иначе, в этом можно усмотреть начало формирования государством на законодательном уровне нового подхода к решению проблемы занятости молодежи. Условно его можно обозначить как динамический, когда речь идет о процессе формирования личности молодого специалиста. В психологии учеными предлагается рассматривать профессиональное развитие молодого специалиста как совокупность трех последовательно возникающих этапов: выбор профессии, получение профессионального образования и начало профессиональной деятельности <15>. Задумка государства кроется в том, чтобы в трудовом законодательстве, и не только, создать правовые условия для каждого из этих этапов. Как было отмечено несколькими выступающими на заседании Государственного Совета РФ 22 декабря 2022 г., рынок труда нуждается в более активном привлечении лиц в возрасте 14 - 18 лет путем снятия барьеров, препятствующих трудоустройству подростков. В пояснительной записке к законопроекту N 231551-8 "О внесении изменений в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации" было указано: "Первая работа для подростка - это возможность получить первый трудовой опыт, начать распоряжаться первыми личными доходами, а также профориентация - помощь найти трудовые отношения и социальное обеспечение, подходящую профессию для его дальнейшего развития и становления как личности" <16>. Недаром в законодательство об образовании также внесены изменения в части трудового воспитания обучающихся <17>, которые коррелируют с высказанной идеей. Авторы законопроекта указывали, что дополнение перечня обязанностей обучающихся участием в общественно полезном труде будет способствовать формированию правильного отношения к труду, что представляет собой длительный процесс, который имеет отсроченный результат, а потому его необходимо начинать в детстве <18>.
(Серова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)При этом хочется надеяться, что возникающие в последние годы политико-экономические вызовы не изменят данный курс, а обусловленные необходимостью государственного реагирования на них новые политико-правовые решения будут гармонично встроены в него. В этой связи критически можно относиться к новеллам ТК РФ о порядке устройства на работу лиц в возрасте 14 лет <14>, поскольку они не вполне вписываются в этот контекст: отказ от получения письменного согласия органов опеки и попечительства лишает компетентный орган возможности оценить поручаемую 14-летнему лицу работу в качестве легкого труда и соответствие иных условий его трудового договора требованиям трудового законодательства и интересам такого работника. Но, если взглянуть на них иначе, в этом можно усмотреть начало формирования государством на законодательном уровне нового подхода к решению проблемы занятости молодежи. Условно его можно обозначить как динамический, когда речь идет о процессе формирования личности молодого специалиста. В психологии учеными предлагается рассматривать профессиональное развитие молодого специалиста как совокупность трех последовательно возникающих этапов: выбор профессии, получение профессионального образования и начало профессиональной деятельности <15>. Задумка государства кроется в том, чтобы в трудовом законодательстве, и не только, создать правовые условия для каждого из этих этапов. Как было отмечено несколькими выступающими на заседании Государственного Совета РФ 22 декабря 2022 г., рынок труда нуждается в более активном привлечении лиц в возрасте 14 - 18 лет путем снятия барьеров, препятствующих трудоустройству подростков. В пояснительной записке к законопроекту N 231551-8 "О внесении изменений в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации" было указано: "Первая работа для подростка - это возможность получить первый трудовой опыт, начать распоряжаться первыми личными доходами, а также профориентация - помощь найти трудовые отношения и социальное обеспечение, подходящую профессию для его дальнейшего развития и становления как личности" <16>. Недаром в законодательство об образовании также внесены изменения в части трудового воспитания обучающихся <17>, которые коррелируют с высказанной идеей. Авторы законопроекта указывали, что дополнение перечня обязанностей обучающихся участием в общественно полезном труде будет способствовать формированию правильного отношения к труду, что представляет собой длительный процесс, который имеет отсроченный результат, а потому его необходимо начинать в детстве <18>.
Статья: Повышение эффективности мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с помощью искусственного интеллекта: правовой аспект
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)Важным шагом в расширении трудовых прав детей-сирот стало принятие в 2023 г. поправок в Трудовой кодекс РФ, упрощающих процедуру их трудоустройства с 14 лет. Данные изменения были обусловлены необходимостью содействия ранней социализации и профессиональной адаптации детей-сирот, а также потребностью в снижении административных барьеров при их трудоустройстве. Это открывает более широкие возможности для приобретения детьми-сиротами трудового опыта и финансовой самостоятельности, что может способствовать их успешной интеграции в общество. Вместе с тем эта мера требует усиленного контроля со стороны органов опеки для предотвращения эксплуатации труда несовершеннолетних.
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)Важным шагом в расширении трудовых прав детей-сирот стало принятие в 2023 г. поправок в Трудовой кодекс РФ, упрощающих процедуру их трудоустройства с 14 лет. Данные изменения были обусловлены необходимостью содействия ранней социализации и профессиональной адаптации детей-сирот, а также потребностью в снижении административных барьеров при их трудоустройстве. Это открывает более широкие возможности для приобретения детьми-сиротами трудового опыта и финансовой самостоятельности, что может способствовать их успешной интеграции в общество. Вместе с тем эта мера требует усиленного контроля со стороны органов опеки для предотвращения эксплуатации труда несовершеннолетних.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Федеральном законе о занятости не раскрывается категория "молодежь" и не употребляется понятие "молодой специалист". При этом в числе основных направлений государственной политики в сфере занятости указано осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К их числу отнесены: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации либо с даты окончания прохождения военной службы по призыву (п. 2 ст. 6, подп. "в", "и" п. 4 ч. 1 ст. 2). Именно этим категориям молодых граждан предоставляются меры государственной поддержки в сфере занятости населения. В частности, к основным мерам такой поддержки отнесена организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (п. 2 ч. 3 ст. 28). Организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования молодежью входит в число дополнительных мер государственной поддержки в сфере занятости населения (п. 8 ч. 5 ст. 28). Такие дополнительные меры, в том числе направленные на содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, вправе разрабатывать Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (ч. 4, п. 1 ч. 5 ст. 28).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Федеральном законе о занятости не раскрывается категория "молодежь" и не употребляется понятие "молодой специалист". При этом в числе основных направлений государственной политики в сфере занятости указано осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К их числу отнесены: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации либо с даты окончания прохождения военной службы по призыву (п. 2 ст. 6, подп. "в", "и" п. 4 ч. 1 ст. 2). Именно этим категориям молодых граждан предоставляются меры государственной поддержки в сфере занятости населения. В частности, к основным мерам такой поддержки отнесена организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (п. 2 ч. 3 ст. 28). Организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования молодежью входит в число дополнительных мер государственной поддержки в сфере занятости населения (п. 8 ч. 5 ст. 28). Такие дополнительные меры, в том числе направленные на содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, вправе разрабатывать Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (ч. 4, п. 1 ч. 5 ст. 28).
Вопрос: Какие существуют особенности заключения трудового договора с несовершеннолетним?
(Консультация эксперта, 2025)При заключении трудового договора с лицами, достигшими 14-летнего возраста, необходимы следующие документы (ч. 1, 2, 4, 5 ст. 65, ч. 3, 4 ст. 63, ст. 69, ч. 1 ст. 266 ТК РФ):
(Консультация эксперта, 2025)При заключении трудового договора с лицами, достигшими 14-летнего возраста, необходимы следующие документы (ч. 1, 2, 4, 5 ст. 65, ч. 3, 4 ст. 63, ст. 69, ч. 1 ст. 266 ТК РФ):
Статья: Очень молодые работники: эксперт рассказал об особенностях трудоустройства подростков
(Санина Ю.)
("Трудовое право", 2023, N 1)И еще она не упомянула, что даже если подросток в возрасте до 14 лет устраивается на работу в творческой сфере или в спорте, то и в таком случае договор заключается с его родителями. Подростки до 14 лет не обладают дееспособностью, все сделки (в том числе трудовые договоры) за них заключают родители или опекуны.
(Санина Ю.)
("Трудовое право", 2023, N 1)И еще она не упомянула, что даже если подросток в возрасте до 14 лет устраивается на работу в творческой сфере или в спорте, то и в таком случае договор заключается с его родителями. Подростки до 14 лет не обладают дееспособностью, все сделки (в том числе трудовые договоры) за них заключают родители или опекуны.
Статья: Пора подработки: все о трудоустройстве подростков
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Но дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, могут устраиваться на работу только с письменного согласия органа опеки или иного законного представителя (ч. 4 ст. 63 ТК РФ).
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Но дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, могут устраиваться на работу только с письменного согласия органа опеки или иного законного представителя (ч. 4 ст. 63 ТК РФ).