Требования к уставу АНО
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к уставу АНО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.03.2025 N 33-3916/2025 (УИД 78RS0002-01-2022-015780-75)
Категория спора: КАСКО, добровольное страхование транспортных средств.
Требования страховщика: 1) О возмещении ущерба в порядке суброгации; 2) О взыскании процентов.
Обстоятельства: Истец произвел оплату восстановительного ремонта застрахованного автомобиля, полагая возможным взыскать причиненный ущерб в порядке суброгации с ответчика, являющегося собственником транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Ссылка истца в апелляционной жалобе на отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о соответствующем виде экономической деятельности АНО "ЦСЭ ПетроЭксперт" (судебно-экспертная деятельность), не свидетельствует о недостоверности предоставленного заключения, поскольку, лица, проводившие экспертизу, имеют соответствующие квалификацию и образование, которые полностью соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 31 мая 2011 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". При этом, императивных требований закона, исключающих производство экспертизы (оценки) учреждением без соответствующего ОКВЭД в ЕГРЮЛ не имеется. Кроме того, подробные виды деятельности учреждения определяются уставом организации, в соответствии с которым она и осуществляет свою деятельность.
Категория спора: КАСКО, добровольное страхование транспортных средств.
Требования страховщика: 1) О возмещении ущерба в порядке суброгации; 2) О взыскании процентов.
Обстоятельства: Истец произвел оплату восстановительного ремонта застрахованного автомобиля, полагая возможным взыскать причиненный ущерб в порядке суброгации с ответчика, являющегося собственником транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Ссылка истца в апелляционной жалобе на отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о соответствующем виде экономической деятельности АНО "ЦСЭ ПетроЭксперт" (судебно-экспертная деятельность), не свидетельствует о недостоверности предоставленного заключения, поскольку, лица, проводившие экспертизу, имеют соответствующие квалификацию и образование, которые полностью соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 31 мая 2011 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". При этом, императивных требований закона, исключающих производство экспертизы (оценки) учреждением без соответствующего ОКВЭД в ЕГРЮЛ не имеется. Кроме того, подробные виды деятельности учреждения определяются уставом организации, в соответствии с которым она и осуществляет свою деятельность.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Свой среди чужих, чужой среди своих": АНО как "некоммерческое общество с ограниченной ответственностью"
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)В силу п. 2 ст. 14 Закона об НКО, как и для участников (членов) некоммерческой корпорации, требования устава АНО обязательны для учредителя АНО.
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)В силу п. 2 ст. 14 Закона об НКО, как и для участников (членов) некоммерческой корпорации, требования устава АНО обязательны для учредителя АНО.
Статья: Надлежащий субъект производства экспертизы в уголовном процессе
(Исаенко В.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Относительно квалификационных требований, предъявляемых к работникам негосударственных экспертных учреждений и иным экспертам, ни в одном законе ничего не сказано. Не установлены эти требования и в уставах, в соответствии с которыми действуют, в частности, автономные некоммерческие организации (АНО), осуществляющие производство судебных экспертиз. Например, согласно уставу АНО Консалтинговый центр "Независимая экспертиза" основной целью ее деятельности является проведение досудебной экспертизы и судебной экспертизы в целях оказания содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретным уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях. Однако в Уставе не указано, какие именно виды судебных экспертиз могут проводиться в этой организации, хотя и отмечено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, организация занимается на основе лицензии <10>.
(Исаенко В.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Относительно квалификационных требований, предъявляемых к работникам негосударственных экспертных учреждений и иным экспертам, ни в одном законе ничего не сказано. Не установлены эти требования и в уставах, в соответствии с которыми действуют, в частности, автономные некоммерческие организации (АНО), осуществляющие производство судебных экспертиз. Например, согласно уставу АНО Консалтинговый центр "Независимая экспертиза" основной целью ее деятельности является проведение досудебной экспертизы и судебной экспертизы в целях оказания содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретным уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях. Однако в Уставе не указано, какие именно виды судебных экспертиз могут проводиться в этой организации, хотя и отмечено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, организация занимается на основе лицензии <10>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"4. Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.
(ред. от 24.07.2023)
"О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"4. Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.
<Письмо> Минюста России от 02.11.2015 N 11-126260/15
<О направлении Обзора применения законодательства Российской Федерации при решении проблемных вопросов в сфере государственной регистрации и при осуществлении контроля за деятельностью общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций>В соответствии с пунктом 1 статьи 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации управление деятельностью автономной некоммерческой организацией осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.
<О направлении Обзора применения законодательства Российской Федерации при решении проблемных вопросов в сфере государственной регистрации и при осуществлении контроля за деятельностью общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций>В соответствии с пунктом 1 статьи 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации управление деятельностью автономной некоммерческой организацией осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.
Вопрос: Виды экономической деятельности автономной некоммерческой организации.
("Официальный сайт Минюста России", 2021)Следовательно, в случае если автономная некоммерческая организация намерена осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, он должен быть указан в уставе, а также должно быть предусмотрено специализированное структурное образовательное подразделение, осуществляющее образовательную деятельность.
("Официальный сайт Минюста России", 2021)Следовательно, в случае если автономная некоммерческая организация намерена осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, он должен быть указан в уставе, а также должно быть предусмотрено специализированное структурное образовательное подразделение, осуществляющее образовательную деятельность.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)По смыслу ст. 10 Закона о рекламе подразумевается возмездное и безвозмездное распространение социальной рекламы. Поэтому АНО может получать доходы, в том числе на систематической основе, в связи с производством и распространением социальной рекламы, что прямо допускается Уставом АНО.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)По смыслу ст. 10 Закона о рекламе подразумевается возмездное и безвозмездное распространение социальной рекламы. Поэтому АНО может получать доходы, в том числе на систематической основе, в связи с производством и распространением социальной рекламы, что прямо допускается Уставом АНО.
Вопрос: В союз приняты несколько новых членов. Необходимо ли вносить сведения о них в ЕГРЮЛ?
(Консультация эксперта, 2025)Если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физическое и (или) юридическое лицо вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда или автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников.
(Консультация эксперта, 2025)Если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физическое и (или) юридическое лицо вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда или автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников.
Статья: Представители публично-правовых образований в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Какие органы управления создаются в АНО, определяется ее уставом. На практике во всех АНО, учрежденных публично-правовыми образованиями, создаются наблюдательные советы.
(Петров И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Какие органы управления создаются в АНО, определяется ее уставом. На практике во всех АНО, учрежденных публично-правовыми образованиями, создаются наблюдательные советы.
Статья: Новеллы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций
(Кузнецова С.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)- автономной некоммерческой организации [5].
(Кузнецова С.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)- автономной некоммерческой организации [5].
Готовое решение: Как создать автономную некоммерческую организацию
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Каким требованиям должен соответствовать устав автономной организации
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Каким требованиям должен соответствовать устав автономной организации
Статья: Компетенция органов управления автономной некоммерческой организации в период добровольной ликвидации
(Алексеев С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Положения ст. 123.24 - 123.25 ГК РФ не предусматривают требований к составу и порядку формирования высшего органа управления.
(Алексеев С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Положения ст. 123.24 - 123.25 ГК РФ не предусматривают требований к составу и порядку формирования высшего органа управления.
Статья: Субъект производства судебной экспертизы как критерий оценки ее выводов
(Павлова Е.В.)
("Законность", 2021, N 2)В Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", от 19 декабря 2017 г. N 51 "О практике применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции (общий порядок судопроизводства)" разъясняется, что одним из критериев допустимости доказательства является надлежащий субъект его получения <2>. Применительно к производству экспертизы это означает, что надлежащим субъектом ее выполнения и дачи заключения следует рассматривать: а) государственные судебно-экспертные учреждения, т.е. специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы; б) экспертные подразделения Следственного комитета РФ <3>; в) экспертов негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лиц, не работающих в судебно-экспертных учреждениях. При этом под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами <4>. Поэтому выяснение прокурором вопроса о проведении экспертизы в легитимном экспертном учреждении, экспертом соответствующей квалификации - необходимый компонент его подготовки к участию в судебном разбирательстве. Необходимость соблюдения этого требования подтверждается и результатами проведенного автором статьи опроса государственных обвинителей, почти половина из которых (46,6%) отнесли этот вопрос к числу основных при оценке заключения эксперта. Это обязывает прокуроров особо тщательно подходить к оценке заключений экспертов негосударственных организаций, а также частных экспертов. В п. 1.17 Приказа Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" прокурорам предписано обращать внимание не только на соблюдение при производстве экспертных исследований требований УПК РФ, но и на компетентность экспертов, включая наличие у них аттестации на право самостоятельного производства экспертизы и лицензии, если этого требуют действующие нормативные правовые акты в сфере судебно-экспертной деятельности.
(Павлова Е.В.)
("Законность", 2021, N 2)В Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", от 19 декабря 2017 г. N 51 "О практике применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции (общий порядок судопроизводства)" разъясняется, что одним из критериев допустимости доказательства является надлежащий субъект его получения <2>. Применительно к производству экспертизы это означает, что надлежащим субъектом ее выполнения и дачи заключения следует рассматривать: а) государственные судебно-экспертные учреждения, т.е. специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы; б) экспертные подразделения Следственного комитета РФ <3>; в) экспертов негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лиц, не работающих в судебно-экспертных учреждениях. При этом под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами <4>. Поэтому выяснение прокурором вопроса о проведении экспертизы в легитимном экспертном учреждении, экспертом соответствующей квалификации - необходимый компонент его подготовки к участию в судебном разбирательстве. Необходимость соблюдения этого требования подтверждается и результатами проведенного автором статьи опроса государственных обвинителей, почти половина из которых (46,6%) отнесли этот вопрос к числу основных при оценке заключения эксперта. Это обязывает прокуроров особо тщательно подходить к оценке заключений экспертов негосударственных организаций, а также частных экспертов. В п. 1.17 Приказа Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" прокурорам предписано обращать внимание не только на соблюдение при производстве экспертных исследований требований УПК РФ, но и на компетентность экспертов, включая наличие у них аттестации на право самостоятельного производства экспертизы и лицензии, если этого требуют действующие нормативные правовые акты в сфере судебно-экспертной деятельности.