Требования к составлению решения налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к составлению решения налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган по итогам выездной налоговой проверки составил акт 10.09.2018, 30.12.2020 вынес решение, 08.04.2021 выставил налогоплательщику требования, а 14.05.2021 вынес решение о взыскании доначисленной недоимки за счет денежных средств на счетах общества. Налогоплательщик оспорил решение о взыскании, указав на существенное нарушение налоговым органом сроков проведения мероприятий налогового контроля и оформления их результатов, решение о взыскании фактически принято за пределами пресекательного срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд указал, что с учетом предельных сроков, установленных п. 6 ст. 89, ст. ст. 100, 101, 139.1, 140 НК РФ, и обжалования вынесенного по результатам проверки решения в вышестоящий налоговый орган решение по апелляционной жалобе налогоплательщика вышестоящий налоговый орган должен был принять не позднее 22.10.2019 (фактически решение принято 01.04.2021). Решение налогового органа по итогам выездной налоговой проверки вынесено и вступило в законную силу хотя и с нарушением установленных законом сроков, но в рамках предельного двухлетнего срока. Решение о взыскании недоимки также вынесено в пределах пресекательного двухлетнего срока, поэтому не может быть признано недействительным по мотиву пропуска срока для его вынесения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган по итогам выездной налоговой проверки составил акт 10.09.2018, 30.12.2020 вынес решение, 08.04.2021 выставил налогоплательщику требования, а 14.05.2021 вынес решение о взыскании доначисленной недоимки за счет денежных средств на счетах общества. Налогоплательщик оспорил решение о взыскании, указав на существенное нарушение налоговым органом сроков проведения мероприятий налогового контроля и оформления их результатов, решение о взыскании фактически принято за пределами пресекательного срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд указал, что с учетом предельных сроков, установленных п. 6 ст. 89, ст. ст. 100, 101, 139.1, 140 НК РФ, и обжалования вынесенного по результатам проверки решения в вышестоящий налоговый орган решение по апелляционной жалобе налогоплательщика вышестоящий налоговый орган должен был принять не позднее 22.10.2019 (фактически решение принято 01.04.2021). Решение налогового органа по итогам выездной налоговой проверки вынесено и вступило в законную силу хотя и с нарушением установленных законом сроков, но в рамках предельного двухлетнего срока. Решение о взыскании недоимки также вынесено в пределах пресекательного двухлетнего срока, поэтому не может быть признано недействительным по мотиву пропуска срока для его вынесения.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры в связи с налоговыми проверками и иными мероприятиями налогового контроля: Проверяемое лицо оспаривает решение по результатам камеральной проверки из-за процедурных нарушений
(КонсультантПлюс, 2025)Также можно сослаться на отсутствие протокола ознакомления с материалами налоговой проверки, составленного Налоговым органом >>>
(КонсультантПлюс, 2025)Также можно сослаться на отсутствие протокола ознакомления с материалами налоговой проверки, составленного Налоговым органом >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамНа практике случается, что налогоплательщик получает на руки решение по результатам налоговой проверки, составленное с ошибками, опечатками или нарушениями требований к содержанию решения, которые установлены налоговым законодательством.
Статья: Могут ли нарушать права компании результаты камеральной проверки декларации ее контрагента?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 3)Суды трех инстанций в удовлетворении заявленных компанией требований отказали. Они установили, что нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки уточненной декларации по НДС контрагента не выявлено, акт налоговой проверки должностными лицами, проводящими проверку, не составлялся, решение не выносилось, требование о представлении пояснений не направлялось. Данные, отраженные контрагентом в уточненной декларации по НДС, соответствовали информации о деятельности данного лица, имеющейся у налогового органа.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 3)Суды трех инстанций в удовлетворении заявленных компанией требований отказали. Они установили, что нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки уточненной декларации по НДС контрагента не выявлено, акт налоговой проверки должностными лицами, проводящими проверку, не составлялся, решение не выносилось, требование о представлении пояснений не направлялось. Данные, отраженные контрагентом в уточненной декларации по НДС, соответствовали информации о деятельности данного лица, имеющейся у налогового органа.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"5.9.6. форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"5.9.6. форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Н. Беспутина, А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова"В частности, необходимость соблюдения в таких случаях налоговым органом предусмотренного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока для обращения в суд, исчисляемого со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, - притом что решение вопросов о предоставлении налоговых вычетов носит массовый характер, а отсутствие в каждом конкретном случае законных оснований для получения налогового вычета может быть неочевидным и не вытекать из представленных налогоплательщиком материалов (к примеру, отсутствие в договоре купли-продажи жилья указания на то, за счет каких денежных средств жилье приобретается, отсутствие сведений о принадлежности налогоплательщика к категории граждан, пользующихся мерами государственной социальной поддержки в виде предоставления целевого жилищного займа, и т.п.) - может приводить к тому, что налоговый орган, обнаруживший налоговую задолженность, но не зафиксировавший ее в установленном порядке (проведение налоговой проверки, составление акта, решения) либо пропустивший указанный срок в случае выставления требования об уплате налога, фактически лишается возможности обеспечить возврат налога в бюджет. Применение же мер налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (раздел VI Налогового кодекса Российской Федерации), предполагающее необходимость доказывания неправомерности действий налогоплательщика, приведших к незаконному получению им имущественного налогового вычета, в большинстве случаев вообще невозможно.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Н. Беспутина, А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова"В частности, необходимость соблюдения в таких случаях налоговым органом предусмотренного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока для обращения в суд, исчисляемого со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, - притом что решение вопросов о предоставлении налоговых вычетов носит массовый характер, а отсутствие в каждом конкретном случае законных оснований для получения налогового вычета может быть неочевидным и не вытекать из представленных налогоплательщиком материалов (к примеру, отсутствие в договоре купли-продажи жилья указания на то, за счет каких денежных средств жилье приобретается, отсутствие сведений о принадлежности налогоплательщика к категории граждан, пользующихся мерами государственной социальной поддержки в виде предоставления целевого жилищного займа, и т.п.) - может приводить к тому, что налоговый орган, обнаруживший налоговую задолженность, но не зафиксировавший ее в установленном порядке (проведение налоговой проверки, составление акта, решения) либо пропустивший указанный срок в случае выставления требования об уплате налога, фактически лишается возможности обеспечить возврат налога в бюджет. Применение же мер налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (раздел VI Налогового кодекса Российской Федерации), предполагающее необходимость доказывания неправомерности действий налогоплательщика, приведших к незаконному получению им имущественного налогового вычета, в большинстве случаев вообще невозможно.
Готовое решение: Как составить и подать налоговую, бухгалтерскую и другую отчетность при ликвидации организации
(КонсультантПлюс, 2025)вступления в силу решения суда по делу, в котором рассматривались требования, предъявленные к ликвидируемой организации;
(КонсультантПлюс, 2025)вступления в силу решения суда по делу, в котором рассматривались требования, предъявленные к ликвидируемой организации;
Статья: Сроки и налоги: проблемы и решения
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Дополнения к акту проверки были составлены 20 ноября 2020 года, тогда как по требованиям НК РФ данная процедура должна была быть закончена до 17 января 2020 года, т.е. нарушение составило более чем 10 месяцев. Вручены же эти дополнения к акту проверяемому лицу были 25 мая 2022 года, тогда как в соответствии с требованиями НК РФ этот срок должен был составлять до 3 февраля 2020 года, т.е. просрочка составила уже более двух лет.
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Дополнения к акту проверки были составлены 20 ноября 2020 года, тогда как по требованиям НК РФ данная процедура должна была быть закончена до 17 января 2020 года, т.е. нарушение составило более чем 10 месяцев. Вручены же эти дополнения к акту проверяемому лицу были 25 мая 2022 года, тогда как в соответствии с требованиями НК РФ этот срок должен был составлять до 3 февраля 2020 года, т.е. просрочка составила уже более двух лет.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В случае если результаты проведенных мероприятий налогового контроля, поступившие после принятия решения о возмещении НДС, напрямую свидетельствуют о незаконности требований организации-заявителя о возмещении НДС, а денежные средства уже поступили на расчетный счет организации-заявителя, должностные лица налогового органа, проводившие камеральную налоговую проверку, обязаны составить докладную записку на имя руководителя налогового органа или его заместителя, курирующего вопросы осуществления налогового контроля, с изложением фактов и обстоятельств для принятия решения о проведении тематической выездной налоговой проверки с учетом требований и ограничений, определенных статьей 89 НК РФ.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В случае если результаты проведенных мероприятий налогового контроля, поступившие после принятия решения о возмещении НДС, напрямую свидетельствуют о незаконности требований организации-заявителя о возмещении НДС, а денежные средства уже поступили на расчетный счет организации-заявителя, должностные лица налогового органа, проводившие камеральную налоговую проверку, обязаны составить докладную записку на имя руководителя налогового органа или его заместителя, курирующего вопросы осуществления налогового контроля, с изложением фактов и обстоятельств для принятия решения о проведении тематической выездной налоговой проверки с учетом требований и ограничений, определенных статьей 89 НК РФ.
Готовое решение: Акт выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Также некоторые отличия связаны с процедурой проведения самой проверки. Например, во вводной части акта проверяющие должны указать дату и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной проверки. А если в проверке участвовали сотрудники полиции, то акт составляют не в двух, а в трех экземплярах. В связи с этим есть некоторые особенности и при подписании акта (п. 2 ст. 100 НК РФ, п. п. 4, 5 Требований к составлению акта налоговой проверки). В остальном требования такие же, как и для акта камеральной проверки.
(КонсультантПлюс, 2025)Также некоторые отличия связаны с процедурой проведения самой проверки. Например, во вводной части акта проверяющие должны указать дату и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной проверки. А если в проверке участвовали сотрудники полиции, то акт составляют не в двух, а в трех экземплярах. В связи с этим есть некоторые особенности и при подписании акта (п. 2 ст. 100 НК РФ, п. п. 4, 5 Требований к составлению акта налоговой проверки). В остальном требования такие же, как и для акта камеральной проверки.
Вопрос: Правомерно ли требование налогового органа представить справку об имуществе, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности и не находящемся под обременением, до вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Ответ: Требование налогового органа о представлении справки об имуществе налогоплательщика, составленное после составления акта камеральной налоговой проверки, но до вынесения решения, правомерно, если оно направлено в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Ответ: Требование налогового органа о представлении справки об имуществе налогоплательщика, составленное после составления акта камеральной налоговой проверки, но до вынесения решения, правомерно, если оно направлено в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)- отсчитывать данный срок только с момента истечения добровольного срока на погашение налоговой недоимки (указывается в требовании налоговой инспекции после вступления в силу решения по налоговой проверке)
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)- отсчитывать данный срок только с момента истечения добровольного срока на погашение налоговой недоимки (указывается в требовании налоговой инспекции после вступления в силу решения по налоговой проверке)
Статья: Два варианта решения по проверке с разным содержимым
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 15)Вышестоящий налоговый орган оставил жалобу компании без удовлетворения. Тогда она обратилась в суд с требованием признать решение по проверке недействительным. По ее мнению, недопустимо составлять по результатам одной налоговой проверки два различных варианта решения о привлечении к налоговой ответственности с одними реквизитами.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 15)Вышестоящий налоговый орган оставил жалобу компании без удовлетворения. Тогда она обратилась в суд с требованием признать решение по проверке недействительным. По ее мнению, недопустимо составлять по результатам одной налоговой проверки два различных варианта решения о привлечении к налоговой ответственности с одними реквизитами.
Вопрос: Каким образом налоговый орган уведомляется о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) юридического лица и о составлении промежуточного ликвидационного баланса?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу, по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к ликвидируемому юрлицу;
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу, по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к ликвидируемому юрлицу;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, применительно к оспариванию актов налоговых проверок Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.05.2010 N 766-О-О подчеркнул, что этот документ, как следует из положений ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации, предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщика. По итогам рассмотрения данного акта налоговым органом принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом нормы действующего законодательства не препятствуют тому, чтобы в ходе такого обжалования среди прочего было проверено соблюдение налоговым органом требований, предъявляемых к составлению акта налоговой проверки.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, применительно к оспариванию актов налоговых проверок Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.05.2010 N 766-О-О подчеркнул, что этот документ, как следует из положений ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации, предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщика. По итогам рассмотрения данного акта налоговым органом принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом нормы действующего законодательства не препятствуют тому, чтобы в ходе такого обжалования среди прочего было проверено соблюдение налоговым органом требований, предъявляемых к составлению акта налоговой проверки.
Статья: Какие изменения по налогам планируются на 2025 - 2027 гг.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 38)Планируется решить вопрос о возможности проведения выемки документов на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки. Проблема заключается в том, что согласно п. 1 ст. 94 НК РФ выемка документов проводится только в рамках выездной проверки. Однако на практике возникают ситуации, когда требуется произвести выемку на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки. Так, в постановлении от 10.04.2012 N 16282/11 ВАС РФ указал, что налоговый орган обладает правом на изъятие подлинников документов после завершения налоговой проверки в случае, если налогоплательщиком представляются документы по требованию с нарушением установленных сроков после составления справки по результатам проведенной выездной налоговой проверки, а при решении вопроса о возможности принятия в целях исчисления налогов в соответствии со ст. 252 НК РФ необходимо исходить из реальности расходов, а также их документального подтверждения.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 38)Планируется решить вопрос о возможности проведения выемки документов на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки. Проблема заключается в том, что согласно п. 1 ст. 94 НК РФ выемка документов проводится только в рамках выездной проверки. Однако на практике возникают ситуации, когда требуется произвести выемку на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки. Так, в постановлении от 10.04.2012 N 16282/11 ВАС РФ указал, что налоговый орган обладает правом на изъятие подлинников документов после завершения налоговой проверки в случае, если налогоплательщиком представляются документы по требованию с нарушением установленных сроков после составления справки по результатам проведенной выездной налоговой проверки, а при решении вопроса о возможности принятия в целях исчисления налогов в соответствии со ст. 252 НК РФ необходимо исходить из реальности расходов, а также их документального подтверждения.