Требования к руководителю кредитной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к руководителю кредитной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Назначение директора АО и подтверждение его полномочий директора АО
(КонсультантПлюс, 2025)Конечной целью указанного требования является подтверждение полномочий руководителя российской кредитной организации..."
(КонсультантПлюс, 2025)Конечной целью указанного требования является подтверждение полномочий руководителя российской кредитной организации..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сервис рассрочки платежа: новые законодательные условия
(Рукавишникова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Законопроект предусматривает установление квалификационных требований к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа оператора сервиса рассрочки: наличие опыта руководства кредитной или иной финансовой организацией или опыта работы на руководящей должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных корпорациях, государственной компании или публично-правовой компании не менее одного года. Кроме того, к указанным лицам предъявляются требования соответствия деловой репутации. Препятствием к руководству оператором сервиса рассрочки может быть информация о нарушении претендентом требований законодательства о кредитных организациях, а также о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Следует отметить, что категория "соответствие деловой репутации" в действующем законодательстве используется преимущественно при регулировании сферы кредитных отношений. Так, аналогичные требования к руководителям кредитных организаций установлены Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" <7>, при этом порядок согласования кандидатов на руководящие должности в кредитных организациях определен Банком России <8>.
(Рукавишникова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Законопроект предусматривает установление квалификационных требований к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа оператора сервиса рассрочки: наличие опыта руководства кредитной или иной финансовой организацией или опыта работы на руководящей должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных корпорациях, государственной компании или публично-правовой компании не менее одного года. Кроме того, к указанным лицам предъявляются требования соответствия деловой репутации. Препятствием к руководству оператором сервиса рассрочки может быть информация о нарушении претендентом требований законодательства о кредитных организациях, а также о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Следует отметить, что категория "соответствие деловой репутации" в действующем законодательстве используется преимущественно при регулировании сферы кредитных отношений. Так, аналогичные требования к руководителям кредитных организаций установлены Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" <7>, при этом порядок согласования кандидатов на руководящие должности в кредитных организациях определен Банком России <8>.
Статья: О принципах финансового права
(Мирошник С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)В то же время любая управленческая деятельность является одновременно правоприменительной, поэтому некоторые принципы государственного управления становятся неотъемлемой частью принципов правоприменительной деятельности, например, профессионализм, научная обоснованность. Многие из них получают правовое закрепление (например, квалификационные требования к руководителю кредитной организации), но это не дает оснований для признания их принципами финансового права, поскольку они выражают сущность и содержание государственного управления, не являются "визитной карточкой" финансового права, не отражают его специфику.
(Мирошник С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)В то же время любая управленческая деятельность является одновременно правоприменительной, поэтому некоторые принципы государственного управления становятся неотъемлемой частью принципов правоприменительной деятельности, например, профессионализм, научная обоснованность. Многие из них получают правовое закрепление (например, квалификационные требования к руководителю кредитной организации), но это не дает оснований для признания их принципами финансового права, поскольку они выражают сущность и содержание государственного управления, не являются "визитной карточкой" финансового права, не отражают его специфику.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9) обращается в порядке, установленном пунктом 4 статьи 136 настоящего Федерального закона, в суд с заявлениями об уменьшении размера требований руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации, его заместителей, руководителя филиала или представительства кредитной организации, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства кредитной организации, его заместителей и иных работников кредитной организации об оплате труда, если в течение шести месяцев до даты назначения временной администрации размер оплаты труда таких лиц был увеличен по сравнению с размером оплаты труда, установленным до начала указанного срока;
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9) обращается в порядке, установленном пунктом 4 статьи 136 настоящего Федерального закона, в суд с заявлениями об уменьшении размера требований руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации, его заместителей, руководителя филиала или представительства кредитной организации, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства кредитной организации, его заместителей и иных работников кредитной организации об оплате труда, если в течение шести месяцев до даты назначения временной администрации размер оплаты труда таких лиц был увеличен по сравнению с размером оплаты труда, установленным до начала указанного срока;
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.1. Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения), головной кредитной организации банковской группы.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.1. Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения), головной кредитной организации банковской группы.
Статья: Разграничение преступлений в банкротстве
(Ляскало А.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 9)Например, по ст. 172.1 УК РФ осуждена группа руководителей кредитной организации, которые в нарушение требований бухгалтерского учета в кредитных организациях обеспечили постановку на бухгалтерский учет 6 земельных участков на 40,9 млн руб., стоимость которых была искусственно завышена до 625 млн руб., а после проведенной переоценки - до 722 млн руб., вследствие чего в Банк России в течение длительного периода представлялись отчеты с завышенными показателями собственных средств (капитала) кредитной организации. Это позволило виновным лицам замаскировать выдачу 1,2 млрд руб. безвозвратных кредитов и основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций <4>.
(Ляскало А.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 9)Например, по ст. 172.1 УК РФ осуждена группа руководителей кредитной организации, которые в нарушение требований бухгалтерского учета в кредитных организациях обеспечили постановку на бухгалтерский учет 6 земельных участков на 40,9 млн руб., стоимость которых была искусственно завышена до 625 млн руб., а после проведенной переоценки - до 722 млн руб., вследствие чего в Банк России в течение длительного периода представлялись отчеты с завышенными показателями собственных средств (капитала) кредитной организации. Это позволило виновным лицам замаскировать выдачу 1,2 млрд руб. безвозвратных кредитов и основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций <4>.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
Готовое решение: Как передать дела при смене руководителя организации
(КонсультантПлюс, 2025)В редких случаях она может быть регламентирована. Например, определенные требования предусмотрены в кредитных организациях. Так, руководитель кредитной организации при освобождении от должности обязан передать все дела (документы, имущество и др.) лицу из числа руководителей этой организации. А если на этот момент такого лица нет, обязан сам обеспечить сохранность передаваемых дел, уведомив о принятых мерах Банк России (ч. 14 ст. 24 Закона о банках и банковской деятельности).
(КонсультантПлюс, 2025)В редких случаях она может быть регламентирована. Например, определенные требования предусмотрены в кредитных организациях. Так, руководитель кредитной организации при освобождении от должности обязан передать все дела (документы, имущество и др.) лицу из числа руководителей этой организации. А если на этот момент такого лица нет, обязан сам обеспечить сохранность передаваемых дел, уведомив о принятых мерах Банк России (ч. 14 ст. 24 Закона о банках и банковской деятельности).
Статья: О некоторых требованиях, предъявляемых к единоличному исполнительному органу общества с ограниченной ответственностью
(Аитова Ю.Ф.)
("Юрист", 2024, N 1)Рассмотрев вопрос о возрастных ограничениях для единоличного исполнительного органа, предлагаем дальше определить иные требования, существующие в действующем законодательстве. Отметим, что в Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью" не устанавливаются специальные требования к лицу, осуществляющему деятельность руководителя. Однако ряд нормативно-правовых актов, регулирующих специальные виды деятельности, закрепляют дополнительные требования. Например, Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в ст. 16 закрепляет перечень квалификационных требований к кандидату на должность руководителя кредитной организации. Также квалификационные требования устанавливаются в ст. 4.1-1 Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и ст. 32.1 Федерального закона от 27 ноября 1992 г. N 4015-1) "Об организации страхового дела в Российской Федерации". При несоответствии данным требованиям кандидату на должность может быть отказано в избрании. К некоторым из требований относятся: прекращение трудового договора соискателя на должность руководителя кредитной организации по виновным основаниям, если на момент избрания не прошло трехлетнего срока с момента расторжения трудового договора; установление факта неправомерного использования инсайдерской информации кандидатом на должность руководителя кредитной организации и манипулирование рынком в течение десяти лет, предшествовавших дню назначения на должность. Статья 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" допускает возможность избрания на должность единоличного исполнительного органа как лица, являющегося участником общества, так и стороннего лица. Также в качестве руководителя может выступать иностранный гражданин, о чем свидетельствует ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <5>. Отметим, что отсутствие у иностранного гражданина патента и (или) разрешения на работу не является препятствием для государственной регистрации при подаче сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) <6>. Также не может служить основанием для отказа в государственной регистрации проживание иностранного гражданина в другом государстве <7>.
(Аитова Ю.Ф.)
("Юрист", 2024, N 1)Рассмотрев вопрос о возрастных ограничениях для единоличного исполнительного органа, предлагаем дальше определить иные требования, существующие в действующем законодательстве. Отметим, что в Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью" не устанавливаются специальные требования к лицу, осуществляющему деятельность руководителя. Однако ряд нормативно-правовых актов, регулирующих специальные виды деятельности, закрепляют дополнительные требования. Например, Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в ст. 16 закрепляет перечень квалификационных требований к кандидату на должность руководителя кредитной организации. Также квалификационные требования устанавливаются в ст. 4.1-1 Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и ст. 32.1 Федерального закона от 27 ноября 1992 г. N 4015-1) "Об организации страхового дела в Российской Федерации". При несоответствии данным требованиям кандидату на должность может быть отказано в избрании. К некоторым из требований относятся: прекращение трудового договора соискателя на должность руководителя кредитной организации по виновным основаниям, если на момент избрания не прошло трехлетнего срока с момента расторжения трудового договора; установление факта неправомерного использования инсайдерской информации кандидатом на должность руководителя кредитной организации и манипулирование рынком в течение десяти лет, предшествовавших дню назначения на должность. Статья 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" допускает возможность избрания на должность единоличного исполнительного органа как лица, являющегося участником общества, так и стороннего лица. Также в качестве руководителя может выступать иностранный гражданин, о чем свидетельствует ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <5>. Отметим, что отсутствие у иностранного гражданина патента и (или) разрешения на работу не является препятствием для государственной регистрации при подаче сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) <6>. Также не может служить основанием для отказа в государственной регистрации проживание иностранного гражданина в другом государстве <7>.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- квалификационные требования для руководителей кредитной организации и ее подразделений, перечисленные в ст. 57.1 ФЗ "О Центральном банке";
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- квалификационные требования для руководителей кредитной организации и ее подразделений, перечисленные в ст. 57.1 ФЗ "О Центральном банке";