Требования к публичному сервитуту
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к публичному сервитуту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю: Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет признать недействительным отказ Органа местного самоуправления в установлении сервитута
(КонсультантПлюс, 2025)Лицом, заинтересованным в установлении сервитута, предъявлено требование об установлении публичного сервитута, которое, по сути, направлено на защиту частных интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Лицом, заинтересованным в установлении сервитута, предъявлено требование об установлении публичного сервитута, которое, по сути, направлено на защиту частных интересов
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.41 "Ходатайство об установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Вместе с тем, перечень требований к обоснованию установления публичного сервитута, указанный в пунктах 2 и 3 статьи 39.41 ЗК РФ, не является исчерпывающим."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0150
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0150
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)По решению суда публичный сервитут, установленный в специальном порядке, может быть прекращен по вашему требованию, например когда обладатель публичного сервитута ведет деятельность с нарушениями соглашения об осуществлении сервитута и (или) законов и технических регламентов (п. 6 ст. 48 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По решению суда публичный сервитут, установленный в специальном порядке, может быть прекращен по вашему требованию, например когда обладатель публичного сервитута ведет деятельность с нарушениями соглашения об осуществлении сервитута и (или) законов и технических регламентов (п. 6 ст. 48 ЗК РФ).
Нормативные акты
Приказ Росреестра от 19.04.2022 N П/0150
(ред. от 21.11.2023)
"Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68672)Зарегистрировано в Минюсте России 1 июня 2022 г. N 68672
(ред. от 21.11.2023)
"Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68672)Зарегистрировано в Минюсте России 1 июня 2022 г. N 68672
Приказ Росреестра от 13.01.2021 N П/0004
"Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2021 N 62554)Зарегистрировано в Минюсте России 18 февраля 2021 г. N 62554
"Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2021 N 62554)Зарегистрировано в Минюсте России 18 февраля 2021 г. N 62554
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. В этом случае соглашение об осуществлении публичного сервитута считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. При этом размер платы за публичный сервитут может быть установлен судом независимо от суммы, внесенной в депозит нотариуса, а рассмотрение судом указанного требования не препятствует осуществлению публичного сервитута (п. 12 ст. 39.47 ЗК РФ);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. В этом случае соглашение об осуществлении публичного сервитута считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. При этом размер платы за публичный сервитут может быть установлен судом независимо от суммы, внесенной в депозит нотариуса, а рассмотрение судом указанного требования не препятствует осуществлению публичного сервитута (п. 12 ст. 39.47 ЗК РФ);
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Однако Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ (далее - Федеральный закон N 341-ФЗ) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" в ЗК РФ были внесены существенные изменения, касающиеся правового регулирования отношений по поводу публичных сервитутов <2>, в частности, ст. 48 дополнена пунктом 6, установившим закрытый перечень оснований, при наличии которых правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке. Ситуациями, более или менее близкими по смыслу к отпадению общественных нужд, являются содержащиеся в данном перечне случаи, когда произошло изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого он был установлен, и когда деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет (подп. 3 и 4 п. 6 ст. 48). Но отсутствие общественных нужд как таковое среди этих оснований не называется. Полагаем, законодатель при установлении рассматриваемых норм исходил из того, что правообладатель земельного участка не может объективно судить о том, имеется или нет общественная потребность в ограниченном использовании его земельного участка (за исключением таких очевидных случаев, как названные выше), и поэтому его обращение с требованием о прекращении публичного сервитута должно быть обусловлено, например, невозможностью использования земельного участка или расположенного на нем недвижимого имущества (существенным затруднением в их использовании) в связи с установлением публичного сервитута или нарушением условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением о его установлении (подп. 2 и 4 п. 6 ст. 48 ЗК РФ).
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Однако Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ (далее - Федеральный закон N 341-ФЗ) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" в ЗК РФ были внесены существенные изменения, касающиеся правового регулирования отношений по поводу публичных сервитутов <2>, в частности, ст. 48 дополнена пунктом 6, установившим закрытый перечень оснований, при наличии которых правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке. Ситуациями, более или менее близкими по смыслу к отпадению общественных нужд, являются содержащиеся в данном перечне случаи, когда произошло изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого он был установлен, и когда деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет (подп. 3 и 4 п. 6 ст. 48). Но отсутствие общественных нужд как таковое среди этих оснований не называется. Полагаем, законодатель при установлении рассматриваемых норм исходил из того, что правообладатель земельного участка не может объективно судить о том, имеется или нет общественная потребность в ограниченном использовании его земельного участка (за исключением таких очевидных случаев, как названные выше), и поэтому его обращение с требованием о прекращении публичного сервитута должно быть обусловлено, например, невозможностью использования земельного участка или расположенного на нем недвижимого имущества (существенным затруднением в их использовании) в связи с установлением публичного сервитута или нарушением условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением о его установлении (подп. 2 и 4 п. 6 ст. 48 ЗК РФ).
Готовое решение: Где и как получить кадастровый план территории
(КонсультантПлюс, 2025)составления графического описания местоположения границ публичного сервитута (п. 1 Требований, утвержденных Приказом Росреестра от 13.01.2021 N П/0004).
(КонсультантПлюс, 2025)составления графического описания местоположения границ публичного сервитута (п. 1 Требований, утвержденных Приказом Росреестра от 13.01.2021 N П/0004).
Ситуация: Как получить градостроительный план земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для застройки земельного участка необходимо получить градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ). В нем содержится информация о земельном участке, в частности о его границах, границах зон действия публичных сервитутов, видах разрешенного использования, предельных параметрах застройки участка, требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства (при наличии) (ч. 1, 3 ст. 57.3 ГрК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для застройки земельного участка необходимо получить градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ). В нем содержится информация о земельном участке, в частности о его границах, границах зон действия публичных сервитутов, видах разрешенного использования, предельных параметрах застройки участка, требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства (при наличии) (ч. 1, 3 ст. 57.3 ГрК РФ).
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Также особенностью, отличающей публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с главой V.7 ЗК РФ, является отсутствие необходимости обосновывать невозможность использования одного объекта недвижимости без обременения другого, поскольку документы, которыми может быть обоснована необходимость установления публичного сервитута, исчерпывающим образом указаны в пункте 1 статьи 39.41 ЗК РФ и Приказе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2022 года N П/0150 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута" (далее - Требования). Так, исходя из цели, для которой требуется установление публичного сервитута, в качестве обоснования необходимости его установления в ходатайстве могут быть указаны:
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Также особенностью, отличающей публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с главой V.7 ЗК РФ, является отсутствие необходимости обосновывать невозможность использования одного объекта недвижимости без обременения другого, поскольку документы, которыми может быть обоснована необходимость установления публичного сервитута, исчерпывающим образом указаны в пункте 1 статьи 39.41 ЗК РФ и Приказе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2022 года N П/0150 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута" (далее - Требования). Так, исходя из цели, для которой требуется установление публичного сервитута, в качестве обоснования необходимости его установления в ходатайстве могут быть указаны:
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Анализ судебной практики <1> показывает, что предметом исков об установлении публичного сервитута является требование о приобретении права ограниченного пользования в отношении чужого земельного участка, соответственно, объем необходимых правомочий и потребностей правообладателя линейного объекта выходит за пределы юридического содержания конструкции ограничения права собственности. Установление ограничений не влечет приобретения права пользования земельным участком, поскольку ограничения права собственности не являются основаниями возникновения прав на землю, в то время как правообладателю линейного объекта необходимо индивидуальное право пользования конкретным земельным участком или его частью. Такое право пользования требуется в отношении чужого участка, на определенный период и предполагает ограниченный перечень действий по использованию участка, следовательно, по своим ключевым юридическим признакам соответствует характеристикам сервитута. Данный сервитут может преследовать различные интересы, что само по себе не меняет его содержания и не свидетельствует о его превращении в ограничение права собственности в отношении всех без изъятия, поскольку адресатом правовой нормы выступает только определенное лицо.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Анализ судебной практики <1> показывает, что предметом исков об установлении публичного сервитута является требование о приобретении права ограниченного пользования в отношении чужого земельного участка, соответственно, объем необходимых правомочий и потребностей правообладателя линейного объекта выходит за пределы юридического содержания конструкции ограничения права собственности. Установление ограничений не влечет приобретения права пользования земельным участком, поскольку ограничения права собственности не являются основаниями возникновения прав на землю, в то время как правообладателю линейного объекта необходимо индивидуальное право пользования конкретным земельным участком или его частью. Такое право пользования требуется в отношении чужого участка, на определенный период и предполагает ограниченный перечень действий по использованию участка, следовательно, по своим ключевым юридическим признакам соответствует характеристикам сервитута. Данный сервитут может преследовать различные интересы, что само по себе не меняет его содержания и не свидетельствует о его превращении в ограничение права собственности в отношении всех без изъятия, поскольку адресатом правовой нормы выступает только определенное лицо.
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельного участка, который был предоставлен гражданину в аренду до 01.03.2015, однократно при соблюдении установленных требований (условий), в частности: участок был предоставлен гражданину не для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации зданий и (или) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны ранее заключенному договору, участок испрашивается не для целей размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций или иных объектов, которые могут быть размещены на земельном участке без его предоставления, установления сервитута, а также не для использования в целях, предусмотренных для установления публичного сервитута. Необходимо соблюдение и других установленных требований (условий).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельного участка, который был предоставлен гражданину в аренду до 01.03.2015, однократно при соблюдении установленных требований (условий), в частности: участок был предоставлен гражданину не для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации зданий и (или) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны ранее заключенному договору, участок испрашивается не для целей размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций или иных объектов, которые могут быть размещены на земельном участке без его предоставления, установления сервитута, а также не для использования в целях, предусмотренных для установления публичного сервитута. Необходимо соблюдение и других установленных требований (условий).