Требования к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2022 N 309-ЭС22-9892 по делу N А71-5083/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания органа службы войск национальной гвардии.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как на момент проверки подразделение охраны не имело в своем распоряжении служебного оружия, без которого обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов невозможно, руководитель общества привлечен к административной ответственности за необеспечение вооруженной охраны объектов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510, Правилами осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N 1067, Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458дсп, Требованиями по обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 993дсп, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания органа службы войск национальной гвардии.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как на момент проверки подразделение охраны не имело в своем распоряжении служебного оружия, без которого обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов невозможно, руководитель общества привлечен к административной ответственности за необеспечение вооруженной охраны объектов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510, Правилами осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N 1067, Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458дсп, Требованиями по обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 993дсп, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2019 N 309-ЭС19-13873 по делу N А71-14040/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений в отношении охраны объектов топливно-энергетического комплекса.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как оспариваемое предписание является законным и обоснованным, возлагает на общество исключительно предусмотренные законом обязанности, не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.При этом суды указали, что в паспорте безопасности должна отражаться актуальная информация об объекте, а требования по организации физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса установлены статьей 9 Закона N 256-ФЗ, согласно которой система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства. Аналогичные требования содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 993дсп "Об утверждении требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса" (пункт 2).
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений в отношении охраны объектов топливно-энергетического комплекса.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как оспариваемое предписание является законным и обоснованным, возлагает на общество исключительно предусмотренные законом обязанности, не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.При этом суды указали, что в паспорте безопасности должна отражаться актуальная информация об объекте, а требования по организации физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса установлены статьей 9 Закона N 256-ФЗ, согласно которой система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства. Аналогичные требования содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 993дсп "Об утверждении требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса" (пункт 2).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
(постатейный)
(Петрусева Н.А., Коржов В.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)- установления координирующим федеральным органом требований обеспечения безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса с учетом их особенностей (см. ч. 3 ст. 17 Закона).
(постатейный)
(Петрусева Н.А., Коржов В.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)- установления координирующим федеральным органом требований обеспечения безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса с учетом их особенностей (см. ч. 3 ст. 17 Закона).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(постатейный)
(Жеребцов А.Н., Менкенов А.В., Ротко С.В., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" к таким объектам следует отнести объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтетехнической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения, в том числе линейные объекты (электрические сети, магистральные, газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы).
(постатейный)
(Жеребцов А.Н., Менкенов А.В., Ротко С.В., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" к таким объектам следует отнести объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтетехнической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения, в том числе линейные объекты (электрические сети, магистральные, газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы).
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.06.2022 N 230-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и отдельные законодательные акты Российской Федерации""3. Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
"О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и отдельные законодательные акты Российской Федерации""3. Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"3. Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"3. Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
"Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т."
(постатейный)
(том 2)
(2-е издание)
(под ред. А.В. Бриллиантова)
("Проспект", 2015)К объектам ТЭК относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтетехнической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения, в том числе линейные объекты (электрические сети, магистральные, газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы).
(постатейный)
(том 2)
(2-е издание)
(под ред. А.В. Бриллиантова)
("Проспект", 2015)К объектам ТЭК относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтетехнической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения, в том числе линейные объекты (электрические сети, магистральные, газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы).
"Особенности правового регулирования охраны и использования природных ресурсов в топливно-энергетическом комплексе: Учебное пособие для бакалавров"
(отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, В.Б. Агафонов)
("Проспект", 2018)Так, например, в ст. 89 Земельного кодекса РФ определены особенности правового режима земель энергетики. В ст. ст. 44, 45 Лесного кодекса РФ закреплены требования к использованию лесов для строительства и эксплуатации объектов, предназначенных и используемых для производства и передачи электрической энергии (гидротехнических сооружений и линейных объектов). Водный кодекс РФ также содержит правовые нормы, предусматривающие требования к использованию и охране водных объектов для целей производства электрической энергии (ст. ст. 46, 62).
(отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, В.Б. Агафонов)
("Проспект", 2018)Так, например, в ст. 89 Земельного кодекса РФ определены особенности правового режима земель энергетики. В ст. ст. 44, 45 Лесного кодекса РФ закреплены требования к использованию лесов для строительства и эксплуатации объектов, предназначенных и используемых для производства и передачи электрической энергии (гидротехнических сооружений и линейных объектов). Водный кодекс РФ также содержит правовые нормы, предусматривающие требования к использованию и охране водных объектов для целей производства электрической энергии (ст. ст. 46, 62).
Статья: Строительство объектов электроэнергетики: вопросы правоприменительной практики
(Максименко П.Н.)
("Правовой энергетический форум", 2015, N 2)Федеральный закон от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетике" дает определение объектов электроэнергетики: имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в т.ч. объекты электросетевого хозяйства. Также дается понятие объектов электросетевого хозяйства: линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование <2>. Объекты электроэнергетики и электросетевого хозяйства подпадают под определение объекта капитального строительства, данное в п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ <3>, и понятие особо опасных технически сложных объектов, данное в п. 4 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ. Объекты электроэнергетики подпадают также под требования антитеррористической безопасности, т.к. входят в перечень линейных объектов ТЭК и объектов ТЭК, установленный в п. 7, 8 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256 "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" <4>.
(Максименко П.Н.)
("Правовой энергетический форум", 2015, N 2)Федеральный закон от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетике" дает определение объектов электроэнергетики: имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в т.ч. объекты электросетевого хозяйства. Также дается понятие объектов электросетевого хозяйства: линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование <2>. Объекты электроэнергетики и электросетевого хозяйства подпадают под определение объекта капитального строительства, данное в п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ <3>, и понятие особо опасных технически сложных объектов, данное в п. 4 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ. Объекты электроэнергетики подпадают также под требования антитеррористической безопасности, т.к. входят в перечень линейных объектов ТЭК и объектов ТЭК, установленный в п. 7, 8 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256 "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" <4>.
"Использование земель и земельных участков с объектами электроэнергетики: право и практика: Учебное пособие"
(Игнатьева И.А.)
("Проспект", 2019)<2> Для строительства подземных линейных объектов, в частности, характерно, что "оформлять права на землю, под которой будет строиться линейный объект и которая не будет затронута таким строительством, в соответствии с законодательством не обязательно" (при этом имелось в виду применение технологии горизонтального направленного бурения) (Мазуров А.В. Строительство линейных объектов под чужими землями без прав на них // Нефть, газ и право. 2017. N 4. С. 13).
(Игнатьева И.А.)
("Проспект", 2019)<2> Для строительства подземных линейных объектов, в частности, характерно, что "оформлять права на землю, под которой будет строиться линейный объект и которая не будет затронута таким строительством, в соответствии с законодательством не обязательно" (при этом имелось в виду применение технологии горизонтального направленного бурения) (Мазуров А.В. Строительство линейных объектов под чужими землями без прав на них // Нефть, газ и право. 2017. N 4. С. 13).
Статья: Энергетическое законодательство: специфика, тенденции развития
(Романова В.В.)
("Юридический мир", 2013, N 3)В данном Федеральном законе введен унифицированный понятийный аппарат, охватывающий понятия субъектов топливно-энергетического комплекса, объектов топливно-энергетического комплекса, линейных объектов топливно-энергетического комплекса, критически важных объектов топливно-энергетического комплекса, критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса, потенциально опасных объектов (участков) топливно-энергетического комплекса, требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
(Романова В.В.)
("Юридический мир", 2013, N 3)В данном Федеральном законе введен унифицированный понятийный аппарат, охватывающий понятия субъектов топливно-энергетического комплекса, объектов топливно-энергетического комплекса, линейных объектов топливно-энергетического комплекса, критически важных объектов топливно-энергетического комплекса, критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса, потенциально опасных объектов (участков) топливно-энергетического комплекса, требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(постатейный)
(Жеребцов А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)В соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" к таким объектам следует отнести объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтетехнической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения, в том числе линейные объекты (электрические сети, магистральные, газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы).
(постатейный)
(Жеребцов А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)В соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" к таким объектам следует отнести объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтетехнической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения, в том числе линейные объекты (электрические сети, магистральные, газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы).
"Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Бриллиантова)
("Проспект", 2015)К объектам ТЭК относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения, в том числе линейные объекты (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Бриллиантова)
("Проспект", 2015)К объектам ТЭК относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения, в том числе линейные объекты (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы).