Требования, предъявляемые к договору об оказании услуг по туристическому обслуживанию
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования, предъявляемые к договору об оказании услуг по туристическому обслуживанию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 10.08.2023 N 33-7009/2023 по делу N 2-1330/2022 (УИД 11RS0005-01-2021-009112-45)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О расторжении договора; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Ответчик в одностороннем порядке изменил существенное условие договора о месте проживания, в результате чего истица с членами семьи фактически проживали в другом отеле, который не соответствовал условиям договора.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части; 5) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.Оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что обозначенный судом недостаток не свидетельствует о существенном нарушении условий договора о реализации туристического продукта, не повлек существенные изменения отдыха и ухудшения условий путешествия, учитывая состоявшееся судебное решение по гражданскому делу <Номер обезличен>, которым установлено, что условия проживания и обслуживания в отеле "..." полностью соответствовали необходимым требованиям, предъявляемым к отелям категории - ... звезды. При этом истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих некачественное оказание ответчиком услуг по реализации туристского продукта, а также то обстоятельство, что уровень сервиса в забронированном отеле был ненадлежащего качества.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О расторжении договора; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Ответчик в одностороннем порядке изменил существенное условие договора о месте проживания, в результате чего истица с членами семьи фактически проживали в другом отеле, который не соответствовал условиям договора.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части; 5) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.Оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что обозначенный судом недостаток не свидетельствует о существенном нарушении условий договора о реализации туристического продукта, не повлек существенные изменения отдыха и ухудшения условий путешествия, учитывая состоявшееся судебное решение по гражданскому делу <Номер обезличен>, которым установлено, что условия проживания и обслуживания в отеле "..." полностью соответствовали необходимым требованиям, предъявляемым к отелям категории - ... звезды. При этом истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих некачественное оказание ответчиком услуг по реализации туристского продукта, а также то обстоятельство, что уровень сервиса в забронированном отеле был ненадлежащего качества.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.01.2024 N 88-78/2024 по делу N 2-805/2022 (УИД 11RS0005-01-2021-009112-45)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О расторжении договора; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Ответчик в одностороннем порядке изменил существенное условие договора о месте проживания, в результате чего истица с членами семьи фактически проживали в другом отеле, который не соответствовал условиям договора.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части; 5) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.Переоценив представленные по делу доказательства, суд второй инстанции указал, что обозначенный судом недостаток не свидетельствует о существенном нарушении условий договора о реализации туристического продукта, он за собой не повлек существенных изменений отдыха и ухудшения условий путешествия, при этом обратил внимание на состоявшееся судебное решение между теми же участниками судебного разбирательства по гражданскому делу N 2-113/2020, которым зафиксировано, что условия проживания и обслуживания в отеле "Carmen suite Hotel" полностью соответствовали необходимым требованиям, предъявляемым к отелям категории - 4 звезды. При этом истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих некачественное оказание ответчиком услуг по реализации туристского продукта, а также то обстоятельство, что уровень сервиса в забронированном отеле был ненадлежащего качества.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О расторжении договора; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Ответчик в одностороннем порядке изменил существенное условие договора о месте проживания, в результате чего истица с членами семьи фактически проживали в другом отеле, который не соответствовал условиям договора.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части; 5) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.Переоценив представленные по делу доказательства, суд второй инстанции указал, что обозначенный судом недостаток не свидетельствует о существенном нарушении условий договора о реализации туристического продукта, он за собой не повлек существенных изменений отдыха и ухудшения условий путешествия, при этом обратил внимание на состоявшееся судебное решение между теми же участниками судебного разбирательства по гражданскому делу N 2-113/2020, которым зафиксировано, что условия проживания и обслуживания в отеле "Carmen suite Hotel" полностью соответствовали необходимым требованиям, предъявляемым к отелям категории - 4 звезды. При этом истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих некачественное оказание ответчиком услуг по реализации туристского продукта, а также то обстоятельство, что уровень сервиса в забронированном отеле был ненадлежащего качества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовой режим международных воздушных перевозок: Монография"
(Остроумов Н.Н.)
("Статут", 2015)Статья 1212 "Право, подлежащее применению к договору с участием потребителя" ГК РФ, согласно ее п. 3, к договору перевозки не применяется. Эта статья применяется к договорам об оказании за общую цену услуг по перевозке и размещению (независимо от включения в общую цену стоимости других услуг), в частности на договоры в сфере туристического обслуживания, когда требования предъявляются к туристическим фирмам, а не к перевозчику. Однако эта ситуация выходит за рамки исследования.
(Остроумов Н.Н.)
("Статут", 2015)Статья 1212 "Право, подлежащее применению к договору с участием потребителя" ГК РФ, согласно ее п. 3, к договору перевозки не применяется. Эта статья применяется к договорам об оказании за общую цену услуг по перевозке и размещению (независимо от включения в общую цену стоимости других услуг), в частности на договоры в сфере туристического обслуживания, когда требования предъявляются к туристическим фирмам, а не к перевозчику. Однако эта ситуация выходит за рамки исследования.
"Реклама: правовое регулирование"
(выпуск 10)
(Гришаев С.П.)
("Редакция "Российской газеты", 2015)Сторонами рассматриваемого договора являются исполнитель - лицо, предоставляющее услуги, и заказчик - лицо, которому услуга предоставляется. Участников договора о возмездном оказании услуг именуют услугодателем и услугополучателем. Гражданский кодекс РФ регулирует возмездное оказание услуг наиболее общим образом, и поэтому в нем не содержится специальных требований к субъекту указанного договора. Однако к исполнителю часто предъявляются определенные требования, обусловленные характером услуг. Такие требования устанавливаются обычно специальными нормативными актами, непосредственно регламентирующими порядок предоставления тех или иных видов услуг (например, специальными законами регулируется оказание услуг связи, аудиторских услуг, услуг по туристическому обслуживанию). Ограничения могут сводиться к предоставлению права заниматься определенными видами деятельности только юридическим лицам или к требованию о наличии соответствующей лицензии и т.п. Например, лицензия необходима для оказания услуг связи (ст. 29 Федерального закона "О связи"). Туроператорскую деятельность могут осуществлять только юридические лица, заключившие договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров о реализации туристского продукта либо предоставившие банковскую гарантию в обеспечение исполнения обязательств по соответствующим договорам (ст. 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
(выпуск 10)
(Гришаев С.П.)
("Редакция "Российской газеты", 2015)Сторонами рассматриваемого договора являются исполнитель - лицо, предоставляющее услуги, и заказчик - лицо, которому услуга предоставляется. Участников договора о возмездном оказании услуг именуют услугодателем и услугополучателем. Гражданский кодекс РФ регулирует возмездное оказание услуг наиболее общим образом, и поэтому в нем не содержится специальных требований к субъекту указанного договора. Однако к исполнителю часто предъявляются определенные требования, обусловленные характером услуг. Такие требования устанавливаются обычно специальными нормативными актами, непосредственно регламентирующими порядок предоставления тех или иных видов услуг (например, специальными законами регулируется оказание услуг связи, аудиторских услуг, услуг по туристическому обслуживанию). Ограничения могут сводиться к предоставлению права заниматься определенными видами деятельности только юридическим лицам или к требованию о наличии соответствующей лицензии и т.п. Например, лицензия необходима для оказания услуг связи (ст. 29 Федерального закона "О связи"). Туроператорскую деятельность могут осуществлять только юридические лица, заключившие договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров о реализации туристского продукта либо предоставившие банковскую гарантию в обеспечение исполнения обязательств по соответствующим договорам (ст. 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
Нормативные акты
<Письмо> Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32
"Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания"Туристская индустрия является областью, в которой безопасность как лично туристов, так и окружающей среды от туристов имеет первостепенное значение. Безопасность туризма регламентирована положениями главы VII Закона об основах туристской деятельности. Требования, установленные указанной главой, предъявляются как организаторам туристического обслуживания, так и туристам (потребителям).
"Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания"Туристская индустрия является областью, в которой безопасность как лично туристов, так и окружающей среды от туристов имеет первостепенное значение. Безопасность туризма регламентирована положениями главы VII Закона об основах туристской деятельности. Требования, установленные указанной главой, предъявляются как организаторам туристического обслуживания, так и туристам (потребителям).
Постановление администрации городского округа Балашиха МО от 15.03.2024 N 840-ПА
"Об утверждении Порядка предоставления частичной компенсации стоимости путевок для детей граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городском округе Балашиха, в организации отдыха детей и их оздоровления"1.5. Стоимость перевозки и экскурсионного обслуживания по договору на реализацию туристского продукта компенсации не подлежит.
"Об утверждении Порядка предоставления частичной компенсации стоимости путевок для детей граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городском округе Балашиха, в организации отдыха детей и их оздоровления"1.5. Стоимость перевозки и экскурсионного обслуживания по договору на реализацию туристского продукта компенсации не подлежит.
Вопрос: Между организациями-контрагентами заключен договор возмездного оказания услуг, предметом которого является предоставление исполнителем заказчику абонементов на посещение тренажерного зала. Исполнитель передал заказчику указанные в договоре абонементы, однако заказчик отказался оплатить оказанные ему услуги, указав, что его работники ими не воспользовались. Обоснованны ли действия заказчика в данной ситуации?
(Консультация эксперта, 2009)Пунктом 2 ст. 779 ГК РФ установлено, что правила гл. 39 ГК РФ применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным гл. 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ.
(Консультация эксперта, 2009)Пунктом 2 ст. 779 ГК РФ установлено, что правила гл. 39 ГК РФ применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным гл. 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)По договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Примерный перечень услуг, составляющих предмет договора, указан в ст. 779 ГК. В частности, к ним относятся услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, услуги по обучению, туристическому обслуживанию.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)По договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Примерный перечень услуг, составляющих предмет договора, указан в ст. 779 ГК. В частности, к ним относятся услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, услуги по обучению, туристическому обслуживанию.
"Гражданское право: Учебное пособие"
(Гатин А.М.)
("Дашков и К", 2007)К данному виду договора относятся оказание услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета и др.
(Гатин А.М.)
("Дашков и К", 2007)К данному виду договора относятся оказание услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета и др.
Вопрос: Организация-заказчик заключила с организацией-исполнителем договор возмездного оказания услуг. Предмет договора - охранные услуги. Заказчик просит разъяснить: является ли данный договор действительным, если у исполнителя на момент заключения договора отсутствовала лицензия?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Как установлено п. 2 данной статьи, правила гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг) применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным гл. 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Как установлено п. 2 данной статьи, правила гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг) применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным гл. 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ.
Статья: Концессионные соглашения в сфере гостеприимства (Начало)
(Емельянова И.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2)Приведем пример. Получив по концессионному соглашению имущественный комплекс, представляющий собой бывший детский оздоровительный лагерь, концессионер будет обязан провести его реконструкцию в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к объектам детского отдыха, и осуществлять деятельность, по организации комплексного туристического обслуживания молодежных туристских лагерей и туристских баз, а также организацию отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи. Но это - общие требования, которые могут быть конкретизированы следующим образом: после ввода реконструированного объекта в эксплуатацию концессионер обязан ежегодно в период с 1 июня по 31 августа осуществлять деятельность исключительно по организации отдыха и оздоровления детей, подростков с использованием объекта соглашения; в остальное время концессионер вправе предоставлять услуги с использованием объекта соглашения и осуществлять деятельность целевого характера (названную выше) по своему усмотрению и в рамках соглашения. Кроме того, концедент вправе обязать концессионера реализовывать путевки в летний период по регулируемым ценам.
(Емельянова И.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2)Приведем пример. Получив по концессионному соглашению имущественный комплекс, представляющий собой бывший детский оздоровительный лагерь, концессионер будет обязан провести его реконструкцию в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к объектам детского отдыха, и осуществлять деятельность, по организации комплексного туристического обслуживания молодежных туристских лагерей и туристских баз, а также организацию отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи. Но это - общие требования, которые могут быть конкретизированы следующим образом: после ввода реконструированного объекта в эксплуатацию концессионер обязан ежегодно в период с 1 июня по 31 августа осуществлять деятельность исключительно по организации отдыха и оздоровления детей, подростков с использованием объекта соглашения; в остальное время концессионер вправе предоставлять услуги с использованием объекта соглашения и осуществлять деятельность целевого характера (названную выше) по своему усмотрению и в рамках соглашения. Кроме того, концедент вправе обязать концессионера реализовывать путевки в летний период по регулируемым ценам.
Статья: Гостиничные услуги
(Садардинова Л.К.)
("Туризм: право и экономика", 2007, N 1)6. Гостиничные услуги выступают предметом не только договора возмездного предоставления гостиничных услуг, но также и договора оказания туристских услуг (туристического обслуживания). "Если рассматривать туризм, то по общим принципам обязательно в туристском пакете наличие как минимум двух услуг - перевозки и ночевки. Пакет услуг может быть расширен организатором туризма по желанию туриста, либо такие туристские услуги предоставляются организаторами приема туристов на месте на выбор" <14>.
(Садардинова Л.К.)
("Туризм: право и экономика", 2007, N 1)6. Гостиничные услуги выступают предметом не только договора возмездного предоставления гостиничных услуг, но также и договора оказания туристских услуг (туристического обслуживания). "Если рассматривать туризм, то по общим принципам обязательно в туристском пакете наличие как минимум двух услуг - перевозки и ночевки. Пакет услуг может быть расширен организатором туризма по желанию туриста, либо такие туристские услуги предоставляются организаторами приема туристов на месте на выбор" <14>.
Вопрос: Какими документами оформляется приобретение бизнес-тура? Какими нормативными актами в этом случае руководствоваться?
(Консультация эксперта, 1997)Ответ: Основные положения, регулирующие поездки (путешествия) в познавательных, в том числе профессионально-деловых, и иных целях без осуществления оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания, установлены Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.96 N 132-ФЗ. В связи с тем, что бизнес-тур является поездкой в профессионально-деловых целях, то к его оформлению также предъявляются требования, установленные указанным Законом.
(Консультация эксперта, 1997)Ответ: Основные положения, регулирующие поездки (путешествия) в познавательных, в том числе профессионально-деловых, и иных целях без осуществления оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания, установлены Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.96 N 132-ФЗ. В связи с тем, что бизнес-тур является поездкой в профессионально-деловых целях, то к его оформлению также предъявляются требования, установленные указанным Законом.
Статья: Стимулирующая лотерея в торговле (Окончание)
(Козырева С.Н.)
("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 4)Особого внимания заслуживает порядок предоставления такого приза, как турпоездка. Для того чтобы предоставить призеру этот выигрыш, организатор лотереи должен заранее позаботиться о заключении соответствующего договора (обычно он называется договором на корпоративное обслуживание) с выбранной им турфирмой. На его основании туристическая компания обязуется предоставлять заказчику услуги по организации поездок лиц, на которых укажет заказчик. Данный договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к договору о реализации туристического продукта (см. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). Все существенные условия договора (в частности, сведения о туристе, информация о потребительских свойствах турпродукта) указываются в заявке на бронирование, выступающей в качестве приложения к договору. Это обусловливает некоторые особенности взаимодействия организатора лотереи и победителя. Во-первых, в условия лотереи включается требование о сообщении организатору сведений, необходимых для направления победителя в путешествие (вплоть до копий заграничного паспорта). Во-вторых, параметры путешествия задает организатор лотереи, и они могут не совпадать с ожиданиями победителя. Объем услуг, входящих в оплачиваемую организатором путевку, должен быть оговорен в условиях лотереи: встречаются ситуации, когда организатор обеспечивает только проезд, проживание и страховку, а все остальные расходы несет победитель. Очевидно, что финансовые риски в случае невозможности вылета или отказа от уже оформленной путевки возложены на организатора лотереи как заказчика туристических услуг.
(Козырева С.Н.)
("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 4)Особого внимания заслуживает порядок предоставления такого приза, как турпоездка. Для того чтобы предоставить призеру этот выигрыш, организатор лотереи должен заранее позаботиться о заключении соответствующего договора (обычно он называется договором на корпоративное обслуживание) с выбранной им турфирмой. На его основании туристическая компания обязуется предоставлять заказчику услуги по организации поездок лиц, на которых укажет заказчик. Данный договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к договору о реализации туристического продукта (см. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). Все существенные условия договора (в частности, сведения о туристе, информация о потребительских свойствах турпродукта) указываются в заявке на бронирование, выступающей в качестве приложения к договору. Это обусловливает некоторые особенности взаимодействия организатора лотереи и победителя. Во-первых, в условия лотереи включается требование о сообщении организатору сведений, необходимых для направления победителя в путешествие (вплоть до копий заграничного паспорта). Во-вторых, параметры путешествия задает организатор лотереи, и они могут не совпадать с ожиданиями победителя. Объем услуг, входящих в оплачиваемую организатором путевку, должен быть оговорен в условиях лотереи: встречаются ситуации, когда организатор обеспечивает только проезд, проживание и страховку, а все остальные расходы несет победитель. Очевидно, что финансовые риски в случае невозможности вылета или отказа от уже оформленной путевки возложены на организатора лотереи как заказчика туристических услуг.
Статья: Защита интересов потребителей туристских услуг и свобода предпринимательства в сфере туризма
(Отческий И.Е.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2018, N 7)Качество предоставляемых услуг определяется в соответствии с условием договора об оказании туристских услуг, однако оно не может быть ниже уровня, установленного законами и иными нормативными правовыми актами. По аналогии с работами применительно к услугам можно обобщить критерии качества туристских услуг, предоставляемых потребителям, следующим образом: 1) условия договора; 2) требования, обычно предъявляемые к туристским услугам при отсутствии или неполноте условий договора о качестве; 3) обязательные требования государственных стандартов.
(Отческий И.Е.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2018, N 7)Качество предоставляемых услуг определяется в соответствии с условием договора об оказании туристских услуг, однако оно не может быть ниже уровня, установленного законами и иными нормативными правовыми актами. По аналогии с работами применительно к услугам можно обобщить критерии качества туристских услуг, предоставляемых потребителям, следующим образом: 1) условия договора; 2) требования, обычно предъявляемые к туристским услугам при отсутствии или неполноте условий договора о качестве; 3) обязательные требования государственных стандартов.
Статья: Правовые последствия непредоставления информации о потребительских свойствах туристского продукта
(Кусков А.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2012, N 8)Мы полагаем, что факт понуждения к заключению договора о реализации турпродукта, являющегося публичным по своей сути, возможен только при следующем развитии ситуации: а) турист обращается в турфирму с целью заключения договора на условиях, которые она распространяет в форме публичной оферты; б) туристом выполняются обозначенные условия, что подтверждается предварительным договором или иными персонифицированными документами (к примеру, программой обслуживания); в) в момент заключения договора о реализации турпродукта туристу предъявляются дополнительные требования, противоречащие условиям публичной оферты, что свидетельствует об уклонении турфирмы от заключения договора.
(Кусков А.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2012, N 8)Мы полагаем, что факт понуждения к заключению договора о реализации турпродукта, являющегося публичным по своей сути, возможен только при следующем развитии ситуации: а) турист обращается в турфирму с целью заключения договора на условиях, которые она распространяет в форме публичной оферты; б) туристом выполняются обозначенные условия, что подтверждается предварительным договором или иными персонифицированными документами (к примеру, программой обслуживания); в) в момент заключения договора о реализации турпродукта туристу предъявляются дополнительные требования, противоречащие условиям публичной оферты, что свидетельствует об уклонении турфирмы от заключения договора.