Толкуются в пользу потребителя



Подборка наиболее важных документов по запросу Толкуются в пользу потребителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 934 "Договор личного страхования" ГК РФ"Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции, повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся доказательства, руководствуясь положениями статей 426, 927, 934, 944, 963, 964 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 6, 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", истолковав условия договора страхования, исходил из того, что заявленное событие соответствует критериям страхового случая, поскольку причина смерти застрахованного лица не имеет правового значения, так как страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное законом или договором, а не причины, его вызвавшие; факт наступления страхового случая, коим является смерть застрахованного лица, является доказанным; истец уведомил ответчика наступлении страхового случая и представил документы, свидетельствующие об этом; факт того, что в данном случае смерть застрахованного лица относится к исключениям из страхового покрытия и не является страховым случаем, ответчиком не доказан; условие в Программе страхования о том, что определенные категории лиц не подлежат страхованию, ничтожно в силу закона, включение в Программу страхования формулировок о состоянии здоровья страхователя являются дискриминационными, при этом сообщение заемщиком о наличии у него каких-либо заболеваний могло бы повлиять только на условия договора о размере страхового взноса и страховой выплаты, но не на само заключение договора; именно ответчик, не проявив при заключении договора страхования должной степени добросовестности и осмотрительности, несет риск заключения договора без соответствующей проверки состояния здоровья страхуемого лица и выявления обстоятельств, влияющих на степень риска; оснований для освобождения страховщика от выплаты страховой суммы не установлено."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23 "Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Довод жалобы о том, что расчет неустойки необходимо производить не от стоимости товара, а от стоимости устранения недостатков несостоятелен, поскольку основан на неправильном толковании положений ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей", из буквального толкования которой следует начисление неустойки в размере 1% цены товара."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)
Однако в ряде случае термин "потребитель" толкуется шире. Так, § 84 Закона о лекарственных средствах определяет ответственность за некачественные лекарственные препараты, реализуемые потребителям. В комментарии к данной норме отмечается, что в данном случае потребителем в понимании фармацевтического законодательства является любое лицо, приобретающее лекарственные средства с целью применения их на себе или на другом человеке (животном). Так, учреждения здравоохранения также квалифицируются как потребители <100>.
Статья: Защита прав потребителей финансовых услуг: выбор компетентной судебной юрисдикции
(Щукин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)
В рассматриваемой норме Кодекса, по сути, говорится о российских потребителях распространяемой в сети Интернет рекламы товаров и услуг, предназначенных для продажи, обмена или иного введения в оборот. То есть подразумевается любой пользователь информации, услуг <11>. Такое толкование соотносится с употребляемым в анализируемой норме словом "реклама" и его понятием в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама, - это потребители рекламы, что прямо определено в п. 8 ст. 3 названного Закона. То есть данный Закон не связывает потребителя рекламы лишь с категорией физического лица, что дает основание для включения в состав потребителей рекламы и иных лиц, в том числе юридических. С учетом приведенных дефиниций в Законе и такого признака рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы) <12>, представляется неверным ограниченно толковать слово "потребитель" в п. 2 ч. 3 ст. 402 ГПК РФ и придавать ему значение в аспекте лишь Закона о защите прав потребителей.
показать больше документов