Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Признание решений иностранных судов по делам о трансграничной несостоятельности в разрезе компаративистского анализа
(Скопцова Е.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)По итогам компаративистского анализа следует сделать вывод, что заключение специального многостороннего международного договора, регулирующего вопросы трансграничной несостоятельности, разумеется, позволило бы решить проблему неопределенности в признании иностранных банкротств, однако заключение универсального международного договора для стран различных правовых традиций и с региональными особенностями представляется еще более призрачной перспективой решения проблемы, нежели заключение двусторонних специальных соглашений. Причем причиной тому становятся вовсе не санкции и противоречия на мировой арене, а значительные отличия регулирования несостоятельности на территории разных стран: от качественных различий в понимании сущности и целей указанного института до значительных противоречий в выделении критериев компетентной юрисдикции и выборе модели правового регулирования. В этой связи на международном уровне регламентация трансграничной несостоятельности достигла существенных успехов в рамках региональных моделей правового регулирования, объединяющих страны, правовые традиции которых близки, а следовательно, возможность компромисса значительно выше. В связи с этим большие надежды внушает представленный Министерством экономического развития РФ проект соглашения о трансграничном банкротстве со странами СНГ, включивший как прошлые значительные наработки министерства в данной сфере на основе текста Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 г., так и сходные черты правового регулирования стран постсоветского пространства.
(Скопцова Е.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)По итогам компаративистского анализа следует сделать вывод, что заключение специального многостороннего международного договора, регулирующего вопросы трансграничной несостоятельности, разумеется, позволило бы решить проблему неопределенности в признании иностранных банкротств, однако заключение универсального международного договора для стран различных правовых традиций и с региональными особенностями представляется еще более призрачной перспективой решения проблемы, нежели заключение двусторонних специальных соглашений. Причем причиной тому становятся вовсе не санкции и противоречия на мировой арене, а значительные отличия регулирования несостоятельности на территории разных стран: от качественных различий в понимании сущности и целей указанного института до значительных противоречий в выделении критериев компетентной юрисдикции и выборе модели правового регулирования. В этой связи на международном уровне регламентация трансграничной несостоятельности достигла существенных успехов в рамках региональных моделей правового регулирования, объединяющих страны, правовые традиции которых близки, а следовательно, возможность компромисса значительно выше. В связи с этим большие надежды внушает представленный Министерством экономического развития РФ проект соглашения о трансграничном банкротстве со странами СНГ, включивший как прошлые значительные наработки министерства в данной сфере на основе текста Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 г., так и сходные черты правового регулирования стран постсоветского пространства.
Статья: Банкротство иностранных компаний в России: в поисках нового механизма взыскания долгов российскими кредиторами
(Селькова А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 8)Представляется, что в части выделения первичного и вторичного производств ВС РФ обращается к концепции основного и неосновного производства, установленной в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 г. (далее - Типовой закон) <7>. Первое открывается в государстве, где располагается COMI должника, а второе - в государстве истеблишмента. COMI трактуется как место, в котором регулярно осуществляется управление деятельностью должника и которое может быть легко идентифицировано кредиторами последнего <8>. В свою очередь, истеблишмент понимается как место осуществления должником экономической деятельности в продолжение длительного периода времени <9>.
(Селькова А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 8)Представляется, что в части выделения первичного и вторичного производств ВС РФ обращается к концепции основного и неосновного производства, установленной в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 г. (далее - Типовой закон) <7>. Первое открывается в государстве, где располагается COMI должника, а второе - в государстве истеблишмента. COMI трактуется как место, в котором регулярно осуществляется управление деятельностью должника и которое может быть легко идентифицировано кредиторами последнего <8>. В свою очередь, истеблишмент понимается как место осуществления должником экономической деятельности в продолжение длительного периода времени <9>.
Статья: Трансграничный эффект банкротства: институт специального банкротного признания в зарубежном праве и международных стандартах (часть 1)
(Мохова Е.В.)
("Закон", 2022, N 8)<6> Особенности подходов к иностранным налоговым требованиям и требованиям по социальному обеспечению отмечены в примечании к ст. 13 Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 года. На требования в пользу иностранной казны может распространяться правило revenue rule, исключающие возможность их удовлетворения, в том числе в рамках дела о несостоятельности. См. подробнее по проблеме: Vattamala M. The Myth of Cross-Border Cooperation: Mutual Assistance for the Collection of Tax Claims in Cross-Border Insolvencies // Emory Bankruptcy Developments Journal. 2013. Vol. 29. URL: https://ssrn.com/abstract=2128763 (дата обращения: 10.08.2022); Weiss J.M. Tax Claims in Transnational Insolvencies: A "Revenue Rule" Approach // Virginia Tax Review. 2010. Vol. 30. URL: https://www.iiiglobal.org/sites/default/files/media/weiss.pdf (дата обращения: 10.08.2022).
(Мохова Е.В.)
("Закон", 2022, N 8)<6> Особенности подходов к иностранным налоговым требованиям и требованиям по социальному обеспечению отмечены в примечании к ст. 13 Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 года. На требования в пользу иностранной казны может распространяться правило revenue rule, исключающие возможность их удовлетворения, в том числе в рамках дела о несостоятельности. См. подробнее по проблеме: Vattamala M. The Myth of Cross-Border Cooperation: Mutual Assistance for the Collection of Tax Claims in Cross-Border Insolvencies // Emory Bankruptcy Developments Journal. 2013. Vol. 29. URL: https://ssrn.com/abstract=2128763 (дата обращения: 10.08.2022); Weiss J.M. Tax Claims in Transnational Insolvencies: A "Revenue Rule" Approach // Virginia Tax Review. 2010. Vol. 30. URL: https://www.iiiglobal.org/sites/default/files/media/weiss.pdf (дата обращения: 10.08.2022).
Статья: Вторичные (неосновные) производства в трансграничном банкротстве
(Загнетин В.Н.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 11)Автор исследует институт вторичных производств как часть модифицированного универсализма, делая акцент на его отсутствии в отечественном правопорядке - как на уровне доктрины, так и на уровне судебной практики. Основным препятствием, мешающим развитию вторичных производств в России, автор считает несостоятельность законодательной власти в сфере трансграничного банкротства, в результате чего силами только одной судебной практики корректно разрешать возникающие проблемы не представляется возможным. Среди потенциальных путей разрешения проблемы неурегулированности вторичных производств в частности и трансграничного банкротства в целом автор называет двусторонние и многосторонние соглашения, а также имплементацию положений Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности в российское законодательство, выделяя последний способ как наиболее привлекательный.
(Загнетин В.Н.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 11)Автор исследует институт вторичных производств как часть модифицированного универсализма, делая акцент на его отсутствии в отечественном правопорядке - как на уровне доктрины, так и на уровне судебной практики. Основным препятствием, мешающим развитию вторичных производств в России, автор считает несостоятельность законодательной власти в сфере трансграничного банкротства, в результате чего силами только одной судебной практики корректно разрешать возникающие проблемы не представляется возможным. Среди потенциальных путей разрешения проблемы неурегулированности вторичных производств в частности и трансграничного банкротства в целом автор называет двусторонние и многосторонние соглашения, а также имплементацию положений Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности в российское законодательство, выделяя последний способ как наиболее привлекательный.
Статья: Признание иностранных банкротств в России: вопрос о применении международных договоров о правовой помощи
(Мохова Е.В.)
("Закон", 2022, N 10)<3> Модель основана на Типовом законе ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 г. (далее - ТЗ ТГН 1997 г.). Текст документа доступен на официальном сайте ЮНСИТРАЛ. URL: https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru/1997-model-law-insol-2013-guide-enactment-r.pdf (дата обращения: 08.10.2022). ЮНСИТРАЛ - Комиссия ООН по праву международной торговли. Обратим внимание, что Российская Федерация входит в рабочую группу V по вопросам банкротства и принимала участие в разработке ее документов.
(Мохова Е.В.)
("Закон", 2022, N 10)<3> Модель основана на Типовом законе ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 г. (далее - ТЗ ТГН 1997 г.). Текст документа доступен на официальном сайте ЮНСИТРАЛ. URL: https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru/1997-model-law-insol-2013-guide-enactment-r.pdf (дата обращения: 08.10.2022). ЮНСИТРАЛ - Комиссия ООН по праву международной торговли. Обратим внимание, что Российская Федерация входит в рабочую группу V по вопросам банкротства и принимала участие в разработке ее документов.
Статья: Обзор практики по спорам из договоров аренды за октябрь 2020 года
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)<3> ВС РФ сослался на статью 2 Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности от 30.05.1997.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)<3> ВС РФ сослался на статью 2 Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности от 30.05.1997.
Статья: Банкротство иностранных компаний в Российской Федерации: теоретические основы, развитие судебной практики, проблемы и перспективы
(Мохова Е.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, NN 5, 6)<4> В тексте термины "компания", "корпорация", "юридическое лицо" для целей статьи рассматриваются как синонимы. Отметим, что могут существовать особенности банкротства иностранных юридических лиц с особенностями статуса, например таких как страховые компании, кредитные учреждения и банки, фирмы и предприятия, осуществляющие инвестиционную деятельность (именно этот спектр компаний, исключен из-под действия Регламента Европейского союза о производствах по делам о банкротстве 2015/484 (п. 2 ст. 1)). По свидетельству Е. Ваккари, национальные законодатели, как правило, в той или иной степени исключают кредитные и страховые учреждения и из-под сферы действия Типового закона ЮНСИТРАЛ "О трансграничной несостоятельности 1997 г.". Некоторые страны (среди них США и Канада) также исключают из-под действия норм о трансграничном банкротстве конкретные сектора промышленности, например железные дороги (подробнее см.: The Ammanati Affair: Seven Centuries Old, and Not Feeling the Age // Chicago-Kent Law Review. 2018. Vol. 93. Iss. 3. P. 849). Особенности доступа к банкротству иностранных лиц со спецификой статуса нуждаются в отдельном рассмотрении. За рамками предмета исследования остаются вопросы несостоятельности (банкротства) международного фонда и международных компаний, действующих в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".
(Мохова Е.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, NN 5, 6)<4> В тексте термины "компания", "корпорация", "юридическое лицо" для целей статьи рассматриваются как синонимы. Отметим, что могут существовать особенности банкротства иностранных юридических лиц с особенностями статуса, например таких как страховые компании, кредитные учреждения и банки, фирмы и предприятия, осуществляющие инвестиционную деятельность (именно этот спектр компаний, исключен из-под действия Регламента Европейского союза о производствах по делам о банкротстве 2015/484 (п. 2 ст. 1)). По свидетельству Е. Ваккари, национальные законодатели, как правило, в той или иной степени исключают кредитные и страховые учреждения и из-под сферы действия Типового закона ЮНСИТРАЛ "О трансграничной несостоятельности 1997 г.". Некоторые страны (среди них США и Канада) также исключают из-под действия норм о трансграничном банкротстве конкретные сектора промышленности, например железные дороги (подробнее см.: The Ammanati Affair: Seven Centuries Old, and Not Feeling the Age // Chicago-Kent Law Review. 2018. Vol. 93. Iss. 3. P. 849). Особенности доступа к банкротству иностранных лиц со спецификой статуса нуждаются в отдельном рассмотрении. За рамками предмета исследования остаются вопросы несостоятельности (банкротства) международного фонда и международных компаний, действующих в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".
Статья: Компаративный анализ уголовного законодательства зарубежных стран в области преднамеренного банкротства
(Роганов С.Ф., Староселет О.С.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 6)Начиная со второй половины прошлого столетия Западная Европа существенно изменила действующее законодательство, обозначив специфику развития банкротства современным видением проблемы данной сферы. Это выразилось в принятии государствами - участниками Совета Европы Конвенции "О некоторых международных аспектах банкротства", а также типового Закона ЮНСИТРАЛ "О трансграничной несостоятельности" <4>.
(Роганов С.Ф., Староселет О.С.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 6)Начиная со второй половины прошлого столетия Западная Европа существенно изменила действующее законодательство, обозначив специфику развития банкротства современным видением проблемы данной сферы. Это выразилось в принятии государствами - участниками Совета Европы Конвенции "О некоторых международных аспектах банкротства", а также типового Закона ЮНСИТРАЛ "О трансграничной несостоятельности" <4>.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Правоотношения в сфере банкротства физических лиц могут быть осложнены иностранным элементом. В данном случае речь идет о так называемой трансграничной несостоятельности. Трансграничное банкротство (несостоятельность) - малоисследованное в теории отечественного права понятие, редко применяемое в практической деятельности. Однако данный термин имеет официальное закрепление в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности <576>. В ряде законодательств других стран указанный термин звучит в другой формулировке. Например, в Законе Латвии о защите работников в случае неплатежеспособности работодателя используется термин "трансграничный процесс неплатежеспособности" <577>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Правоотношения в сфере банкротства физических лиц могут быть осложнены иностранным элементом. В данном случае речь идет о так называемой трансграничной несостоятельности. Трансграничное банкротство (несостоятельность) - малоисследованное в теории отечественного права понятие, редко применяемое в практической деятельности. Однако данный термин имеет официальное закрепление в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности <576>. В ряде законодательств других стран указанный термин звучит в другой формулировке. Например, в Законе Латвии о защите работников в случае неплатежеспособности работодателя используется термин "трансграничный процесс неплатежеспособности" <577>.
Статья: Компетенция российских судов по делам о несостоятельности иностранных юридических лиц
(Ярков В.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 8)Еще до принятия рассматриваемого Определения СКЭС Верховного Суда РФ от 8 февраля 2024 г. N 305-ЭС23-15177 по делу N А40-248405/2022 критерий локального банкротства в отношении иностранных юридических лиц был сформулирован в Определении СКЭС Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 310-ЭС20-3002 по делу N А83-6324/2018 (дело ООО "Витмет") следующим образом: "Осуществление должником в Российской Федерации не носящей временного характера экономической деятельности (имеет недвижимое имущество, арендует и использует на ином праве публичные земельные участки) свидетельствует об образовании предприятия должника в целях удовлетворения требований к нему в рамках юрисдикции по месту нахождения имущества и за счет такого имущества, в том числе в целях установления места неосновного производства в трансграничном банкротстве (например, статья 2 Типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) о трансграничной несостоятельности от 30.05.1997). Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 127-ФЗ действие данного Федерального закона распространяется на юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с ГК РФ".
(Ярков В.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 8)Еще до принятия рассматриваемого Определения СКЭС Верховного Суда РФ от 8 февраля 2024 г. N 305-ЭС23-15177 по делу N А40-248405/2022 критерий локального банкротства в отношении иностранных юридических лиц был сформулирован в Определении СКЭС Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 310-ЭС20-3002 по делу N А83-6324/2018 (дело ООО "Витмет") следующим образом: "Осуществление должником в Российской Федерации не носящей временного характера экономической деятельности (имеет недвижимое имущество, арендует и использует на ином праве публичные земельные участки) свидетельствует об образовании предприятия должника в целях удовлетворения требований к нему в рамках юрисдикции по месту нахождения имущества и за счет такого имущества, в том числе в целях установления места неосновного производства в трансграничном банкротстве (например, статья 2 Типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) о трансграничной несостоятельности от 30.05.1997). Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 127-ФЗ действие данного Федерального закона распространяется на юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с ГК РФ".
Статья: Компетенция российских судов по делам о трансграничной несостоятельности
(Ярков В.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Для восполнения пробелов используются также акты "мягкого" права, в частности Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 г. (далее - Типовой закон ЮНСИТРАЛ 1997 г.) <4>. Хотя "мягкое" право не имеет нормативного характера, подобные акты позволяют сформулировать "единые стандарты рассмотрения трансграничных коммерческих споров в национальных судах" <5>. Такого рода положения С.В. Бахин называет "субправом", имея в виду его роль и место среди источников правового регулирования международных экономических отношений <6>. Как отмечено в ст. 8 Типового закона ЮНСИТРАЛ 1997 г., "при толковании настоящего Закона следует учитывать его международное происхождение и необходимость содействовать достижению единообразия в его применении и соблюдению добросовестности". Именно в этом заключается роль такого "мягкого" права: в условиях недостаточного национального правового регулирования оно предлагает судам государства ориентиры для правоприменения.
(Ярков В.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Для восполнения пробелов используются также акты "мягкого" права, в частности Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 г. (далее - Типовой закон ЮНСИТРАЛ 1997 г.) <4>. Хотя "мягкое" право не имеет нормативного характера, подобные акты позволяют сформулировать "единые стандарты рассмотрения трансграничных коммерческих споров в национальных судах" <5>. Такого рода положения С.В. Бахин называет "субправом", имея в виду его роль и место среди источников правового регулирования международных экономических отношений <6>. Как отмечено в ст. 8 Типового закона ЮНСИТРАЛ 1997 г., "при толковании настоящего Закона следует учитывать его международное происхождение и необходимость содействовать достижению единообразия в его применении и соблюдению добросовестности". Именно в этом заключается роль такого "мягкого" права: в условиях недостаточного национального правового регулирования оно предлагает судам государства ориентиры для правоприменения.
Статья: Компетенция арбитражных судов России на рассмотрение дел о банкротстве иностранных компаний
(Раздьяконов Е.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 8)К 2011 г. Министерством экономического развития Российской Федерации был разработан законопроект "О трансграничной несостоятельности (банкротстве)" <3> (далее - законопроект Минэкономразвития), который был направлен на урегулирование процедуры трансграничных банкротств, в том числе на определение компетенции российских судов по таким делам. Он стал имплементацией Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности, принятого в городе Вене 30 мая 1997 г. на 30-й сессии ЮНСИТРАЛ <4>. На официальном сайте Комиссии ООН по праву международной торговли указано, что основная задача принятия закона состояла в том, чтобы сделать возможным и облегчить сотрудничество и взаимодействие между различными судебными системами при уважении различий в национальных процессуальных нормах <5>.
(Раздьяконов Е.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 8)К 2011 г. Министерством экономического развития Российской Федерации был разработан законопроект "О трансграничной несостоятельности (банкротстве)" <3> (далее - законопроект Минэкономразвития), который был направлен на урегулирование процедуры трансграничных банкротств, в том числе на определение компетенции российских судов по таким делам. Он стал имплементацией Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности, принятого в городе Вене 30 мая 1997 г. на 30-й сессии ЮНСИТРАЛ <4>. На официальном сайте Комиссии ООН по праву международной торговли указано, что основная задача принятия закона состояла в том, чтобы сделать возможным и облегчить сотрудничество и взаимодействие между различными судебными системами при уважении различий в национальных процессуальных нормах <5>.