Типовая форма концессионного соглашения
Подборка наиболее важных документов по запросу Типовая форма концессионного соглашения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, возникающие из концессионного соглашения: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)2.4. По мнению Концедента, имеются пороки формы и содержания концессионного соглашения, влекущие его недействительность
(КонсультантПлюс, 2025)2.4. По мнению Концедента, имеются пороки формы и содержания концессионного соглашения, влекущие его недействительность
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, возникающие из концессионного соглашения: Прокурор хочет признать концессионное соглашение (или его отдельные условия) недействительным и применить последствия недействительности сделки
(КонсультантПлюс, 2025)наличие пороков формы или содержания концессионного соглашения (или отдельных условий), влекущих его недействительность (заявкой на участие в конкурсе, протоколом, нормативными актами и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)наличие пороков формы или содержания концессионного соглашения (или отдельных условий), влекущих его недействительность (заявкой на участие в конкурсе, протоколом, нормативными актами и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы примерных концессионных соглашений"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ФОРМЫ ПРИМЕРНЫХ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ФОРМЫ ПРИМЕРНЫХ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Правительство Российской Федерации утверждает примерные концессионные соглашения в отношении указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона отдельных объектов концессионных соглашений, которые могут быть использованы при заключении концессионных соглашений. Требования к банкам, в которых может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером концеденту в залог, и страховым организациям или иностранным страховым организациям, которые имеют право в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" осуществлять страховую деятельность на территории Российской Федерации и с которыми концессионер может заключить договор страхования риска ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Правительство Российской Федерации утверждает примерные концессионные соглашения в отношении указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона отдельных объектов концессионных соглашений, которые могут быть использованы при заключении концессионных соглашений. Требования к банкам, в которых может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером концеденту в залог, и страховым организациям или иностранным страховым организациям, которые имеют право в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" осуществлять страховую деятельность на территории Российской Федерации и с которыми концессионер может заключить договор страхования риска ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Согласование антимонопольного органа требуется для изменения условий концессионного соглашения, определенных на основании конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, и изменения существенных условий концессионного соглашения, указанных в п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ, за исключением случаев, если такие изменения не приведут к изменению условий финансового участия концедента в части используемых в концессионном соглашении форм финансового участия концедента и (или) общего размера денежных обязательств концедента и (или) переноса сроков осуществления финансового участия концедента на более ранний срок. Продление срока действия концессионного соглашения также осуществляется по согласованию с антимонопольным органом. Отдельные особенности установлены для изменения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Согласование антимонопольного органа требуется для изменения условий концессионного соглашения, определенных на основании конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, и изменения существенных условий концессионного соглашения, указанных в п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ, за исключением случаев, если такие изменения не приведут к изменению условий финансового участия концедента в части используемых в концессионном соглашении форм финансового участия концедента и (или) общего размера денежных обязательств концедента и (или) переноса сроков осуществления финансового участия концедента на более ранний срок. Продление срока действия концессионного соглашения также осуществляется по согласованию с антимонопольным органом. Отдельные особенности установлены для изменения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Статья: Нормативное регулирование государственно-частного партнерства в Российской Федерации
(Фроловский Н.Г.)
("Юрист", 2022, N 8)К примеру, во исполнение "закона о концессиях" приняты акты, определяющие порядок предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения <22>, форму предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения <23>, правила контроля за динамикой концессионного соглашения <24>. Особое место играют постановления Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) об утверждении примерных форм концессионных соглашений.
(Фроловский Н.Г.)
("Юрист", 2022, N 8)К примеру, во исполнение "закона о концессиях" приняты акты, определяющие порядок предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения <22>, форму предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения <23>, правила контроля за динамикой концессионного соглашения <24>. Особое место играют постановления Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) об утверждении примерных форм концессионных соглашений.
Статья: Соглашения государственно-частного партнерства в научно-технологической сфере: особенности участия образовательных организаций
(Бондаренко Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Следует также отметить, что нормативная база для развития образовательной инфраструктуры с использованием концессионного соглашения представляется более доступной для практического применения не в последнюю очередь благодаря Постановлению Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 671 <6>, утвердившему примерную форму концессионного соглашения в отношении объектов образования. Также Правительством РФ с 2006 по 2023 год был принят ряд иных постановлений и распоряжений, устанавливающих типовые формы и для иных объектов концессионных соглашений (железнодорожного транспорта, гидротехнических сооружений и др.). В то же время типовая форма (примерное соглашение) для государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства была установлена лишь для объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ним транспортных средств (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2022 г. N 4271-р <7>), что может в значительной степени замедлять развитие СГЧП (СМЧП) в прочих сферах.
(Бондаренко Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Следует также отметить, что нормативная база для развития образовательной инфраструктуры с использованием концессионного соглашения представляется более доступной для практического применения не в последнюю очередь благодаря Постановлению Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 671 <6>, утвердившему примерную форму концессионного соглашения в отношении объектов образования. Также Правительством РФ с 2006 по 2023 год был принят ряд иных постановлений и распоряжений, устанавливающих типовые формы и для иных объектов концессионных соглашений (железнодорожного транспорта, гидротехнических сооружений и др.). В то же время типовая форма (примерное соглашение) для государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства была установлена лишь для объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ним транспортных средств (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2022 г. N 4271-р <7>), что может в значительной степени замедлять развитие СГЧП (СМЧП) в прочих сферах.
Статья: Концессионное соглашение и соглашение о государственно-частном партнерстве как гражданско-правовой договор
(Егоров О.В.)
("Юрист", 2024, N 4)<13> Зинченко С.А., Ломидзе О.Г., Галов В.В. Концессионное соглашение - правовая форма взаимодействия бизнеса и государства // Закон. 2007. N 2. С. 67.
(Егоров О.В.)
("Юрист", 2024, N 4)<13> Зинченко С.А., Ломидзе О.Г., Галов В.В. Концессионное соглашение - правовая форма взаимодействия бизнеса и государства // Закон. 2007. N 2. С. 67.
Статья: Транспортное право Латинской Америки
(Абросимова Е.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Первая отличительная черта правового регулирования транспортной системы Латинской Америки - тесное сотрудничество государства и частного сектора, а также широкое распространение государственно-частного партнерства. Лидирующие позиции по объему реализации проектов транспортной инфраструктуры и развития правового механизма государственно-частного партнерства занимают Бразилия, Колумбия, Мексика, Перу, Уругвай, Чили. При этом большая часть проектов этой отрасли воплощается в форме концессионного соглашения <6>.
(Абросимова Е.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Первая отличительная черта правового регулирования транспортной системы Латинской Америки - тесное сотрудничество государства и частного сектора, а также широкое распространение государственно-частного партнерства. Лидирующие позиции по объему реализации проектов транспортной инфраструктуры и развития правового механизма государственно-частного партнерства занимают Бразилия, Колумбия, Мексика, Перу, Уругвай, Чили. При этом большая часть проектов этой отрасли воплощается в форме концессионного соглашения <6>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Вместе с тем осторожность по данному вопросу (синхронизации КРТ с ГЧП), выражающаяся в отсутствии его разрешения по настоящий момент, также представляется оправданной. Выше отмечалось, что возложение создания инфраструктуры в рамках КРТ на частного инвестора будет обоснованным, только когда территория КРТ имеет высокий градостроительный потенциал и ожидаемую высокую прибыльность, что даже при затратах на создание инфраструктуры частное лицо будет "в прибыли". В ином случае, при низкой рентабельности проекта КРТ, возложение на частную сторону обязанностей по созданию инфраструктурных объектов оттолкнет потенциальных инвесторов от вложений в такой проект, ведь "там, где оплата услуг зависит от спроса, а государственные органы, предположим, оплату не гарантируют, частные компании будут браться только за хорошие проекты и избегать бесполезных и разорительных" <1>. В связи с этим возникает вопрос: если в рамках договора о КРТ обязанность по созданию инфраструктуры возложена на частного инвестора, то почему он должен иметь возможность привлечь к исполнению своей обязанности публичную сторону посредством заключения с ней концессионного соглашения, которое в той или иной форме предполагает финансовое участие со стороны публичного образования <2>?
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Вместе с тем осторожность по данному вопросу (синхронизации КРТ с ГЧП), выражающаяся в отсутствии его разрешения по настоящий момент, также представляется оправданной. Выше отмечалось, что возложение создания инфраструктуры в рамках КРТ на частного инвестора будет обоснованным, только когда территория КРТ имеет высокий градостроительный потенциал и ожидаемую высокую прибыльность, что даже при затратах на создание инфраструктуры частное лицо будет "в прибыли". В ином случае, при низкой рентабельности проекта КРТ, возложение на частную сторону обязанностей по созданию инфраструктурных объектов оттолкнет потенциальных инвесторов от вложений в такой проект, ведь "там, где оплата услуг зависит от спроса, а государственные органы, предположим, оплату не гарантируют, частные компании будут браться только за хорошие проекты и избегать бесполезных и разорительных" <1>. В связи с этим возникает вопрос: если в рамках договора о КРТ обязанность по созданию инфраструктуры возложена на частного инвестора, то почему он должен иметь возможность привлечь к исполнению своей обязанности публичную сторону посредством заключения с ней концессионного соглашения, которое в той или иной форме предполагает финансовое участие со стороны публичного образования <2>?
Статья: Использование механизма договорной субординации при привлечении проектного финансирования
(Соловьев Г.Ю.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)<25> Например, в концессионных проектах концедент (публично-правовое образование), являющийся своеобразным заказчиком строительства (реконструкции) объекта концессионного соглашения, зачастую обеспечивает приоритетное удовлетворение требований банка, предоставляющего концессионеру кредит в целях создания объекта концессионного соглашения, относительно возможных будущих требований концедента к концессионеру (см., напр.: форма прямого соглашения (приложение 10 к рекомендуемой форме концессионного соглашения в отношении платных переездов ("коробочное" решение Сбербанка)). URL: http://www.sberbank.ru/ru/legal/credits/koncessiya?tab=removal).
(Соловьев Г.Ю.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)<25> Например, в концессионных проектах концедент (публично-правовое образование), являющийся своеобразным заказчиком строительства (реконструкции) объекта концессионного соглашения, зачастую обеспечивает приоритетное удовлетворение требований банка, предоставляющего концессионеру кредит в целях создания объекта концессионного соглашения, относительно возможных будущих требований концедента к концессионеру (см., напр.: форма прямого соглашения (приложение 10 к рекомендуемой форме концессионного соглашения в отношении платных переездов ("коробочное" решение Сбербанка)). URL: http://www.sberbank.ru/ru/legal/credits/koncessiya?tab=removal).
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Попытка распространить действие п. 2.1 ст. 170 НК РФ на концессионные соглашения является расширительным толкованием закона. Данный подход не согласуется с техникой законодательного регулирования, которая применяется к рассматриваемой форме государственно-частного партнерства - концессионному соглашению.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Попытка распространить действие п. 2.1 ст. 170 НК РФ на концессионные соглашения является расширительным толкованием закона. Данный подход не согласуется с техникой законодательного регулирования, которая применяется к рассматриваемой форме государственно-частного партнерства - концессионному соглашению.
Готовое решение: Что такое концессионное соглашение
(КонсультантПлюс, 2025)Правительство РФ утвердило примерные формы концессионных соглашений для ряда объектов концессии. Согласно актам Правительства РФ, утвердившим эти формы, они обязательны к применению. Вместе с тем в них есть оговорка о том, что соглашение может содержать иные положения, если они не противоречат законодательству (ч. 4 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях).
(КонсультантПлюс, 2025)Правительство РФ утвердило примерные формы концессионных соглашений для ряда объектов концессии. Согласно актам Правительства РФ, утвердившим эти формы, они обязательны к применению. Вместе с тем в них есть оговорка о том, что соглашение может содержать иные положения, если они не противоречат законодательству (ч. 4 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях).